Кристина Латышева
Совместная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД с детьми старшего дошкольного возраста
на тему : «Воздух и его свойства»
Цель: Продолжать формировать представления детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
• расширять знания и представления детей о воздухе, его значимости в жизни человека, животных, растений;
Публикация «Совместная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
• развивать способности детей проводить элементарные опыты с воздухом, исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
• развивать познавательную активность, логическое мышление, фантазию;
• организовать познание детей через самостоятельный поиск;
• добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов;
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. А ещё гости принесли нам шкатулку. Посмотрим, что в ней лежит?
Воспитатель открывает шкатулку – в ней пусто: Ребята, что есть в шкатулке? Ответы детей: (ничего нет) Воспитатель: Да, предмета в ней никакого нет, но всё-таки в ней что-то есть… а вот что это, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь. Он невидимый, но всё же, Без него мы жить не можем. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но не видимый для нас.
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы поговорим о нём, как настоящие учёные – исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.
Вместе: Раз, два, три, четыре –
Три, четыре, раз – два
Воспитатель: Кто играет дружно в ряд?
Дети: Мега малышей отряд!
Воспитатель: Кто шагает дружно в ногу?
Дети: Мы – любители природы!
Солнце, воздух и вода-
Наши лучшие друзья! (Переходят в лабораторию)
В лаборатории детей встречает Главный Лаборант. (Л)
Л: Здравствуйте, дети! Зачем пожаловали ко мне в лабораторию? Я - главный лаборант.
( Ответы детей: хотим изучать воздух, проводить опыты)
Л: Ой, все мы слышали, что нас постоянно, со всех сторон окружает воздух. Но его никак не увидеть, не потрогать руками… Так может и нет никакого воздуха и все разговоры лишь домыслы! Вы правы! Не будем доверять слухам, а с помощью опытов проверим, существует ли воздух и какими свойствами обладает.
Воспитатель: Можно я начну! Сейчас я попробую доказать, что воздух существует.
Беру бумагу, сминаю её и кладу в пустой стакан.
Затем, переворачиваю этот стакан и опускаю в воду.
(смотрю, чтобы бумага не выпала и стакан в воду опускался ровно)
Достаю стакан. Проверяем, намокла ли бумага? – Нет.
Бумага осталась сухой. Вода не может заполнить перевёрнутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом.
Итак, делаем вывод: (дети) Воздух существует! Он не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство. Воздух занимает место.
Л: Ребята, посмотрите, на столах у вас лежат карточки- модели, которые изображают какие- либо свойства воздуха. Найдем соответствующую модель. (Первую модель находит лаборант и вешает на доску.)
Л: Так, а что же произойдёт, с бумагой, если наклонить стакан? (лаборант проводит опыт, а дети комментируют)
Дети: пузырьки воздуха выйдут из стакана, а их место займёт вода и бумага намокнет.
Л: Ребята, кто из вас видит воздух? Я тоже его не вижу. Но теперь- то мы знаем, что он вокруг нас. Как же его обнаружить?
Дети предлагают лаборанту поймать воздух в пакет, объясняют, показывают.
(Делают все дети и лаборант, воспитатель помогает.)
Л: Ага, берём пакет, пробуем поймать им воздух. Поймали, закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Л: правильно, они стали упругими, потому что в них находится воздух. Покажите, мне модель упругости воздуха. (Дети показывают модель, вывешивают на доску карточки)
Ребята, а что произойдёт, если мы помнём пакет? Придадим ему другую форму? (Ответы детей)
Правильно, воздух принимает форму пакета. А своей формы воздух не имеет. Подберите модель. Воздух не имеет формы.
Л: А какой, он воздух? Вы его видите ребята? Значит, воздух какой? Правильно, он невидимый. (Модель) И раз мы можем через него что-то увидеть, воздух – прозрачный.
Но, давайте убедимся, что внутри находится именно воздух. Возьмите зубочистку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите. Что вы чувствуете? (Лёгкий ветерок – это и есть воздух). Итак, если мы воздух не можем увидеть, мы можем его почувствовать.
Л: Интересно, а вкус у воздуха какой?
Дети: у воздуха нет вкуса.
Л: Давайте попробуем набрать в рот воздуха и попробовать его на вкус. (Делают все)
Вывод: воздух не имеет вкуса. (Карточка – модель)
Л: устали ребята? Давайте немного отдохнём.
Физминутка: В понедельник я купался (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал (изображаем рисование)
В среду долго умывался («умываемся»)
А в четверг в футбол играл (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем.)
Очень долго танцевал (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладони)
Целый день я отдыхал (дети садятся за столы тихо; руки под щёку – засыпают)
Л: (нюхает цветок) ух, ты, оказывается, у воздуха есть запах, да он ещё и разным бывает (нюхает что-то ещё)
Дети: Нет, воздух не имеет запаха, но может его переносить. По запаху, перенесённому из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. (Воспитатель помогает детям отвечать).
Л: Давайте обозначим картинкой, что воздух не имеет запах. А теперь поиграем в игру. «Узнай по запаху». Ребята, за столом, к которому я подойду, закрывают глаза и зажимают нос. Я поднесу кое-что к вашему столу, а вы попробуете отгадать что это, по запаху. Удалось? Нет. Почему? / Нос был закрыт. Откройте нос (не открывая глаз.) А теперь? Отгадали! Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем.
Л: Интересно, воздух мы чувствуем, вдыхаем. Он что попадает к нам в организм?
Дети (с помощью воспитателя) : Да, воздух через нос или рот попадает к нам в организм (через горло/ гортань и трахею проникает в лёгкие и обратно) ВДОХ и ВЫДОХ.
Л: Ребята, подвиньте к себе стакан с водой и опустите в него трубочку. Теперь вдохните носом воздух, а выдыхайте ртом в трубочку. Что вы видите? (пузырьки воздуха) А откуда взялся этот воздух? (мы его выдуваем)
Вывод: Воздух есть внутри каждого из нас.
Л: Дети, а вы заметили, что пузырьки воздуха поднимаются вверх? Почему?
Ответы детей: Воздух легче воды, поэту поднимается вверх.
Л: Правильно! Если в банку налить воды, закрыть крышкой, то вода окажется внизу на дне банки. Перевернём банку – вода снова внизу. Воздух поднимается наверх. Потому что воздух – он лёгкий, легче воды.
В: Ребята, для чего нужен воздух человеку?
Ответы детей:
В: Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдём и посмотрим на наш волшебный экран. Что вы видите на экране? Слайд 1 (лес, луга)
Почему, говоря о воздухе, мы видим эту картину?
Какой в лесу воздух?
Почему он там чистый? (Ответы детей)
На экране появляется Слайд 2 с изображением завода, дороги, машин.
(там чистый воздух, потому что он содержит большое количество кислорода. Кислород выделяют деревья. В лесу, на природе нет веществ, которые выбрасывают отходы. Чем больше растений, тем больше кислорода.)
Как вы думаете, вблизи заводов, дорог какой воздух? (Ответы детей.)
Вывод: значит, воздух бывает чистым и грязным.
Ребята, как вы думаете, в каких местах нашего города чистый воздух? (ответы детей.) Слайд 3. (парки города)
А в каких местах грязный? (ответы детей.) Слайд 4
Что же нужно делать, чтобы воздух был чище в нашем городе Санкт-Петербурге?
Ответы детей.
Правильно, на заводах и фабриках ставить специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары, сажать деревья и кустарники, цветы, выращивать комнатные растения, проветривать помещения, вытирать пыль, охранять леса, природу. И вообще, воздух нужно беречь, ни в коем случае его не загрязнять.
Молодцы, ребята. Сегодня вы узнали, что воздух бывает самым разным. Давайте вспомним, что мы доказали, при помощи проведённых опытов. Если мы не видим воздух, значит он какой? (Невидимый) Если сквозь воздух мы видим предметы, значит он … (Прозрачный) Если воздух может быть в пакете, в шарике, значит воздух. (приобретает форму предмета)
Если мы дышим, значит? (воздух есть внутри нас)
Дыхательная гимнастика.
«Волшебные рыбки» - заключительный фокус.