Елена Сысоева
Игра как ведущий вид деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра выступает важным видом деятельности человека и животных. Детская игра –исторически возникший вид деятельности, который заключается в воссоздании детьми действий взрослых и отношений между ними и устремленной на познание окружающей действительности. Она является существенным средством физического, умственного и нравственного воспитания и самовоспитания детей. Человек играет в любом возрасте, тем не менее, он делает это неодинаково и играет в различные игры[ Солнцева 2010: 51].
Темочки:
Игры обладают исключительным значением для дошкольников так, как: игра для них является и учебой, и трудом, для дошкольников игра – это серьезная форма воспитания. В игре дошкольники познают окружающий мир.
Игра является оригинальной школой чувств ребенка. Взятая роль захватывает его, воздействует на детские чувства. Поэтому важно, чтобы ребенок брал на себя положительные роли: игра должна будить в нем добрые чувства. Только в этом случае она оказывает благотворное влияние [ Ткаченко 2009: 288].
Игры, в которых объединяются группы детей, помогаютвоспитывать общественные навыки у детей. Объединенные игровым замыслом, дошкольники поставлены перед обязанностьюдействовать дружно, вместе, уметь приходить к единому мнению, друг другу уступать, выражать взаимную помощь, дружелюбие, отзывчивость и чуткость. С процессом роста и формированием ребенка все большей степени в игровых замыслах воспроизводятся общественные явления. И это считается закономерностью так, как дети не отделены от жизни взрослых, они воспитываются в естественной связи с жизнью, пропитаннойкрасочнымии живописными событиями.
Игра выступает своеобразной социальной практикой ребенка. К. Д. Ушинский отмечал, что игры детей, живущих в различных условиях, разнообразны. У одних кукла стряпает, стирает, шьет; у других принимает гостей; у третьих бьет людей [Дошкольная педагогика 2015 : 113].
Игры, которые непосредственно воспроизводят современную реальность, считаются одним из методов нравственного воспитания личности ребенка.
В игре дошкольникиобучаются многим вещам : укореняютпознания об окружающем мире, получают организаторские навыки, борются с робостью, учатся приготавливатьто, что требуется для игры, у них вырабатывается речь, воображение. В игре, более чем в какой-либо другой деятельности, у ребенка развивается активность, самостоятельность, инициатива.
Игровая деятельность воздействует на развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Она требует от ребенка вхождение в правила игры: он обязан быть внимательным к раскручивающемуся сюжету в коллективной игре со своими ровесниками; он обязан запоминать обозначениепредмета (листочка с дерева, палочки и пр.); он обязанстремительно догадаться, как поступить вовнезапнозавязавшейся ситуации; он обязанвообразить себе отсутствующий предмет или представляемую ситуацию и действовать так, чтобы другие члены игры его поняли и были довольны его фантазией. Из этого следует, что в игровой деятельности вырабатывается произвольность психических процессов, когда ребенок может руководствоваться осмысленной цели[ Родина 2009: 278].
В условиях игры дети наилучшим образом концентрируются и запоминают значительно больше, чем в ситуациях, когда им предлагают примитивно запомнить. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выявляется для ребенка быстрее и проще всего в игре [ Мухина 2005: 67]. Лично сами условия игры требуют от него концентрации на предметах, охваченных в игровой ситуации, на содержимое разыгрываемых сюжетных актов. В случае, когда ребенок не имеет возможности, не умеетлибо же не хочет приложить внимание к тому, что требуется от него при предстоящей игровой ситуации, если он не придерживается условий игры, то он просто исключается из игрыучастниками. Нужда в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении заставляет ребенка идти к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Целенаправленность, способность к волевым усилиям –обязательное условие для формирования личности ребенка. Игра не является бесцельной забавой. Много времени, зачастуювыматывающие детей упражнения, изучающих игру в классики, прыжки через резиночки, прыжки со скакалкой, набрасывание лассо, броски мячом, дают свой положительный результат. Во время игры, дети всегда реализовывают задачу освоения действий именно с конкретным предметом, придерживаясьустановленных правил.
Наряду с этим опыт игровых и особенно истинных взаимоотношений по поводу игры возлагается в основу особенного свойства мышления, позволяющего согласитьсяс точкой зрения остальных людей, предвосхитить их допустимое поведение и на основании этого создавать свое собственное поведение. Все перечисленное выше является рефлексивным мышлением. Рефлексия – это умениепроводить анализ своих собственные действия, поступки, мотивы и сопоставлять их с общими ценностями человека, а также с действиями, поступками, мотивами остальных людей [ Колбасина 2010: 97]. Рефлексия содействует адекватному поведению человека в обществе.
Именно игра дает возможностьвырабатыванию рефлексии, потому что в игре завязываетсянастоящая возможность проверять то, как осуществляется действие, входящее в процесс обаяния. Игра оказывает влияние на формирование личности ребенка.