ИРИНА ШИЛЕНКОВА
Конспект по рисованию в средней группе «Дымковская игрушка: Петушок»
Тема занятия: Дымковская игрушка : Петушок.
Дата проведения: 2018года.
Тип занятия: комбинированное.
Технология занятия:
Цель занятия: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой ; учить детей делать работать с кистью по контуру и внутри контура. Раскрашивание готового шаблона.
Публикация «Конспект по рисованию в средней группе „Дымковская игрушка: Петушок“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Петух, петушок. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Задачи:
Продолжать детей знакомить с народными дымковскими игрушками.
Учить детей выделять элементы росписи, передавая форму частей тела, красивое оперение петуха и наносить их на вырезанную из бумаги фигурку.
Формировать умения рисовать гуашью, используя кисть; наносить гуашь на шаблон рисунка по всей поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида петушка в стиле дымковской игрушки.
Обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись.
Развивать фантазию, образное воображение.
Упражнять правильно подбирать краски и держать кисть.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров.
Способствовать проявлению положительных эмоций.
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу
Планируемые результаты: Дети самостоятельно подбирают цвет краски для раскрашивания своего шаблона – силуэта петушка (красный, голубой, желтый и т. д.). Владеют техникой росписи кистью.
Основные термины, понятия: дымковская игрушка, народные – умельцы, узор, роспись, орнамент, шаблон- силуэт.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса». Петух – герой многих народных сказок. Беседа по вопросам, рассматривание иллюстраций, игрушек петуха, рассматривание дымковских игрушек и картинок с их изображением; просмотр мультфильма «Картина маслом» (27 серия мультфильма «Маша и Медведь»).
Оборудование: Дымковские игрушки (для рассматривания); образцы элементов росписи на рисунках, закрепленных на магнитной доске; листы бумаги разного цвета, гуашь, кисти, карандаши, стаканчики с водой, шаблоны – силуэты дымковских игрушек, салфетки. Компьютер. Звукозапись русской народной инструментальной музыки; крик петуха.
Структура и ход занятия:
Этап занятия Содержание Время
1. Организационный момент. Воспитатель: Сегодня мы будем с вами художниками, точно такими же, как Маша в мультфильме «Маша и Медведь». Но художники не простые, а особенные, мы будем раскрашивать шаблоны. Это незнакомое нам слово - шаблон - силуэт? Попытаемся его запомнить и объяснить. (Шаблон – это образец рисунка, силуэт, который нужно завершить.)
Я каждому из вас дам готовую заготовку рисунка. А вот кто будет на этом рисунке, вы должны отгадать загадку.
Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети (петушок)
(Воспитатель раздает детям шаблоны).
Посмотрите внимательно на свои шаблоны и сравните их с рисунками на картинках. На картинках изображены дымковские игрушки. (Картинки дымковской игрушки на магнитной доске).
Скажите, чем они отличаются?
( Отличаются по цвету: красный и синий и т. д.). Правильно! В дымковской игрушке используются стандартные цвета: красный, синий, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, малиновый и очень редко коричневый и черный. Поэтому игрушки получаются светлые и веселые. Вводная часть 1 минута.
2. Беседа. История Дымковской игрушки Легкий музыкальный фон русской народной инструментальной музыки. Итак, прежде чем приступить к работе, мы должны знать, как появились эти игрушки. В России есть село Дымково, которое стоит на берегу реки. Река называется Вятка. Это село очень древнее, ему более 400 лет. В этом селе живут художники - умельцы, они из глины делают игрушки. Они называются Дымковскими игрушками. Почему? (Правильно, потому что их сделали в селе с таким названием).
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Давайте и мы распишем наших петушков и организуем свою художественную выставку, на которую пригласим наших родителей! Согласны выполнить такую работу? (Да) Основная часть
(до 20 минут)
2 минуты
3. Самостоятельная работа по выбору красок с пояснением выбора. А теперь каждый из вас должен выбрать краски для раскрашивания шаблона дымковских петушков, которые лежат перед вами на столе, вы должны пояснить, почему был выбран этот цвет? (Дети выбирают краски, поясняют свой выбор).
Прежде чем приступить к работе, мы должны набраться сил, а для этого петушка позовем и физкультминутку проведем. (Включается звукозапись крика петуха). 3минуты
4. Физминутка. Физкультминутка:
Ах ты, Петя – петушок,
(Вытянуться и кивать головой)
На макушке гребешок,
(Сложить ладони, приложить к макушке)
А под клювом - то бородка,
(Сложить ладони, приложить к подбородку)
Очень гордая походка!
(Ходьба с высоким подниманием бедра)
Рано – рано поутру
(Похлопать «крыльями»)
Он кричит: «Ку –ка-ре-ку!»
(Все хором изображают крик петуха)
1 минута
5. Выполнение творческого задания.
Роспись шаблонов дымковских петушков. Итак, мы как художники села Дымкова, сейчас будем расписывать своих петушков. Дымковскую игрушку расписывают разными элементами: полосками, кружками, змейками, кольцами. Выполнять эту работу будем аккуратно, используя только тот цвет, который вы выбрали сами.
(Самостоятельная деятельность воспитанников под наблюдением воспитателя).
У нас все получилось! 13 минут
6. Рефлексия. Пальчиковая гимнастика.
Ребята, все уже расписали своих замечательных петушков, они получились нарядными! Художники мои устали, давайте все вместе разомнём наши уставшие пальчики. Повторяйте за мной движения и слова.
Разотру ладошки сильно
(растирание ладоней)
Каждый пальчик покручу
(ухватить каждый пальчик у основания,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну
(вращательными движениями дойти до ногтя).
Дважды повторяем движения.
Молодцы, вы сегодня очень хорошо позанимались. Вы были, как главная героиня мультфильма Маша, настоящими художниками – народными умельцами из села Дымково. Художники всегда выставляют свои картины на вставку. Вот и мы сейчас также организуем свою выставку, поместив картинки петушков на нашей магнитной доске. (Дети с помощью воспитателя прикрепляют свои рисунки на магнитную доску – импровизационная выставка)
Какая хорошая выставка у нас получилась!
2 минуты
7. Подведение итогов. Молодцы! Пусть родители увидят нашу выставку и тоже побывают в Дымково! Спасибо! Занятие завершено. Приведем в порядок свои рабочие места. Заключительная часть -1минута
Используемая литература:
1. Королева Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6 - 7 лет. М., 2009.
2. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования». М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
3. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. М., 2010.
Интернет – ресурсы:
1. Дымковская игрушки : история промысла, технология изготовления// syl.ru›Дымковская игрушка.
2. maam.ru›detskijsad/konspekt-zanjatija-dymkovskie…
3. deti-club.ru›dymkovskaya…v…sadu-konspekt-zanyatiya
Самоанализ занятия НОД «Дымковская игрушка. Петушок.» в средней группе №2 БДОУ г. Омска «Детский сад №198»
В подгруппе 12 человек.
1. Внешние связи занятия:
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы
Тема данного занятия определена в соответствии с программными требованиями.
2. Характеристика триединой цели занятия с опорой на характеристику группы.
Цель занятия: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой; учить детей делать работать с кистью по контуру и внутри контура. Раскрашивание готового шаблона.
Программные задачи:
1. Обучающие задачи:
Продолжать детей знакомить с народными дымковскими игрушками. Учить детей выделять элементы росписи, передавая форму частей тела, красивое оперение петуха и наносить их на вырезанную из бумаги фигурку.
Формировать умения рисовать гуашью, используя кисть; наносить гуашь на шаблон - силуэт рисунка по всей поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида петушка в стиле дымковской игрушки.
2. Развивающие задачи:
Обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись, шаблон для росписи.
Развивать фантазию, образное воображение.
Упражнять правильно подбирать краски и держать кисть.
3. Воспитательные задачи:
Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров.
Способствовать проявлению положительных эмоций.
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
3. Характеристика замысла занятия. Характеристика этапов занятия.
Материал:
наглядные - дымковские игрушки, фотографии, иллюстрации, образцы элементов дымковской росписи;
мультимедийные – презентация;
литературные - стихи, загадки, сказки;
музыкальные – запись русской – народной музыки в исполнении русских народных инструментов, запись крика петуха.
оборудование – Дымковские игрушки (для рассматривания); образцы элементов росписи на рисунках, закрепленных на магнитной доске; листы бумаги разного цвета, гуашь, кисти, карандаши, стаканчики с водой, шаблоны – силуэты дымковских игрушек, салфетки.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса». Беседа по вопросам, рассматривание иллюстраций, игрушек петуха, рассматривание дымковских игрушек и картинок с их изображением; просмотр мультфильма «Картина маслом» (27 серия мультфильма «Маша и Медведь»). Все содержание деятельности детей на занятии соответствует поставленной цели.
I. Общая организация занятия.
Структура занятия представлена 7 частями (4 из них относятся к основной части).
Организационный момент (отгадывание загадки) вызвал интерес детей к предстоящему занятию, выставка изображений дымковских игрушек, обсуждение выставки позволило активизировать в памяти детей знания, полученные ранее на занятиях по изобразительной деятельности.
Эмоциональный настрой обеспечивался образностью материала, легким музыкальным сопровождением, а также доверительным отношением между воспитателем и детьми.
Предложение об организации выставки в группе рисунков с дымковской игрушкой побудило детей к деятельности.
Для снятия статического напряжения использовался игровой прием – физкультминутка, содержание которого перекликалось с тематикой занятия.
Использование легкого музыкального сопровождения в течение творческой работы и игрового приема (пальчиковая гимнастика) способствовало снятию напряжения после процесса рисования.
Индивидуальный выбор детьми соответствующего цвета для росписи шаблона – силуэта петушка позволил проявить самостоятельность работы.
II. Содержание занятия.
Для решения задач использовался наглядный прием (демонстрация выставки изображений дымковских игрушек, обсуждение сходства и различий в передаче цвета и формы дымковских игрушек, активизация в памяти приемов рисования и росписи, просмотр презентации, способствовало практическому применению полученных знаний).
В течение всего занятия были использованы следующие формы детской деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
III. Методическая часть занятия и его оборудование.
Были созданы гигиенические и эстетические условия для успешной деятельности детей. Эстетично оформленные пособия, презентация, эффективное использование пространства групповой комнаты, оказало положительное влияние на продуктивную, творческую, познавательную деятельность детей.
4. Функциональный анализ занятия.
Структура данного занятия соответствовала поставленной цели, замыслу, возможностям коллектива. Полученный результат завершен организацией творческой выставки детских работ, которая была представлена родителям. Положительные отзывы родителей подтвердили эффективность подобранных методов и приемов в проведении результативных занятий с детьми.
5. Оценка конечного результата занятия.
Положительной оценкой подготовки и проведения данного занятия является реализация идеи о нравственном и патриотическом воспитании воспитанников (средняя группа) через художественно – творческую деятельность и игру с народной игрушкой, и знакомство с народными промыслами России. Приобщение к данной работе родителей (в группе есть дети разных национальностей) и участие в совместной деятельности детей и взрослых по развитию творческих способностей детей осуществлялось в корректной и толерантной форме.