Татьяна Макарова
Конспект НОД для среднего дошкольного возраста «Домашние и дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи, для детей среднего дошкольного возраста.
Тема: «Домашние и дикие животные»
Цель: обобщать знания детей по теме “Домашние и дикие животные”
Задачи:
— Формировать обобщающие понятия домашние животные, дикие животные, дифференцировать их.
— Закреплять умение детей называть детенышей животных в единственном и множественном числе.
Публикация «Конспект НОД для среднего дошкольного возраста „Домашние и дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
— Развивать внимание, мышление, речь, мелкую и общую моторику.
— Создавать эмоционально положительный настрой в группе.
— Воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.
Аудиозапись «Звуки леса», «звуки домашних животных».
Материалы: картинки с дикими животными, картинки с домашними животными и их детёнышами, маски диких животных, маска стрекозы, плакат с домашними животными на ферме, плакат с дикими животными в лесу.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы.
2. Загадки о животных.
3. Рассматривание картин из серии «Дикие животные и их детёныши», «Домашние животные и их детёныши»
4. Беседа «Кто как готовится к зиме?».
5. Дидактические игры: «Чей малыш?», «Чей домик?», «Экологическое лото», «Части тела» и т. д.
6. Внесение плакатов «Времена года», «Обитатели леса», «Обитатели на ферме».
Ход занятия:
Организационный момент (дети встают в круг).
Воспитатель: Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Настроение отличное. Хорошо. Я вам предлагаю немного поиграть.
(начало по психогимнастики Е. А. Алябьевой «Стрекоза»)
Маленькие стрекозки были такими любопытными, они многое не знали, им было всё интересно, они полетали над озером и отправились в путешествие. (Попали в лес. Звучит музыка «Звуки леса», воспитатель читает стихотворение).
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
(Перед детьми плакат с дикими животными в лесу и карточки диких животных на столе)
Воспитатель: Первая игра, в которую мы поиграем, называется «Отгадай животное». Ребята, предлагаю вам трудное задание, на внимание, память и знания.
Дети отгадывают загадки.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет! (Лиса)
Воспитатель: - Молодцы, ребята. А опишите мне лису, какая она? (Хитрая, рыжая, ловкая и т. д.)
Зверь лохматый, косолапый,
Он сосет в берлоге лапу. (Медведь)
Воспитатель: - Молодцы отгадали загадку. А опишите мне медведя, какой он? (Бурый, косолапый, неуклюжий и т. д.)
Кто по елкам ловко скачет,
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Воспитатель: - Молодцы. А опишите мне белку, какая она? (Проворная, запасливая, рыжая или серая, любит орешки, ягоды, грибы и т. д.)
Кто зимой холодной
Ходит по лесу голодный? (Волк)
Воспитатель: - Молодцы. А опишите мне волка, какой он? (Злой, голодный, серый и т. д.)
На спине иголки,
Длинные т колкие.
А свернется он в клубок -
Нет ни головы, ни ног. (Еж)
Воспитатель: - Молодцы. А опишите мне ежа, какой он? (Колючий, шустрый и т. д.)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета. (Заяц)
Воспитатель: - Молодцы. А опишите мне зайца, какой он? (Трусливый, длинноухий, серый или белый и т. д.)
А как называют этих животных и почему? (Дикие, так как живут в лесу, сами добывают себе пищу и сами строят для себя жильё)
Игра “Кто, где живёт?” (пазлы)
Белка – дупло, лиса – нора, волк – логово, медведь – берлога и т. д.
Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете, кто, где живёт.
Игра “Чей малыш?” (пазлы) Дети ищут животных и их детёнышей.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним о детенышах диких животных. (Дети называют детёнышей в единственном и множественном падежах).
У зайца. - зайчата, …
У медведя. - медвежата, …
У волка. - волчата, …
У белки. - бельчата, …
У ежа. - ежата, …
У лисы. – лисята …
Молодцы, ребята!
Физкультминутка.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам превратится в детёнышей диких животных и сходить на водопой! Готовы? (воспитатель меняет себе шапочки - маски)
(Дети спокойно идут по кругу за воспитателем).
Как – то жаркою порой звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – “лакают”).
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять, превращу в стрекоз опять. Отправляемся в путь! (Летят стрекозки и прилетают в деревню)
Игра “Узнай по описанию”
Животное, у которого есть рога, хвост, вымя, даёт молоко. (Корова.)
Животное, у которого четыре ноги с копытами; перевозит грузы и людей, питается сеном, травой. (Лошадь.).
Животное, у которого четыре лапы, когти, мордочка с усами; ловит мышей. (Кошка.) и т. д.
Речевая зарядка. (позволяет сконцентрировать внимание детей)
Кошка серая гуляет (язык влево, вправо)
Сладко, сладко так зевает (широко отрыт рот)
Молоко она лакает (язык высунуть, затем убрать)
Кошка губки облизала (облизать губы)
Кошка зубки показала (улыбнуться)
И «СПА-СИ-БО» нам сказала» (сказать «Спасибо»)
Игра “Кто у кого?”. (Дети называют детёнышей в единственном и множественном падежах).
Коза - козлята, …
Овца - ягнята, …
Крольчиха – крольчата, …
Свинья – поросята, …
Корова – телята, …
Лошадь – жеребята, …
Кошка – котята …
Собака – щенята, … и т. д.
Ребята, пока мы с вами играли, детёныши домашних животных перепутались и потеряли своих мам.
Игра “Кто как кричит?” (звучат фонограммы голоса животных громко, а голоса детёнышей тихо).
Кто так зовёт своего детёныша? (коза) А как козлёнок отвечает своей маме? и т. д.
Воспитатель: Какие вы молодцы, помогли всем детёнышам найти своих мам.
Игра “Чей домик?” (пазлы)
Дети находят и называют жилища домашних животных.
(Собака – конура, будка; коза, овца – хлев; кошка – дома и т. д.)
Воспитатель: Давайте с вами уточним понятие, кто же такие домашние животные? (Это животные, которые живут рядом с человеком, приносят пользу для человека. Человек за ними ухаживает, строит для них жильё, кормит, любуется ими.)
Дети рассказывают о пользе каждого домашнего животного.
Воспитатель: Как хорошо мы попутешествовали, но нам пора возвращаться. Полетели обратно в детский сад. Раз, два, три, четыре, пять, превращаю вас в ребят.
Итог занятия.
- Ребята, в кого мы с вами сегодня превращались?
- Где мы сегодня с вами путешествовали?
- Кого мы с вами встречали? (животных)
- Как выглядят животные? (Тело покрыто шерстью, у них есть морда, хвост, четыре ноги (лапы).
- Куда мы вначале попали? (В лес).
- Каких животных мы увидели в лесу? (Зайца, белку, медведя и т. д.)
- А как их назовём одним словом? (Дикие).
- Каких животных мы потом встретили? (Домашних).
- Где живут домашние животные? (рядом с человеком).
- Для чего нужны домашние животные? (Они приносят пользу.)
- Как мы помогли домашним животным, что мы сделали? (Нашли детёнышей, которые потерялись.)
- Какие игры понравились больше всего?
- Какие трудности испытывали?
- Понравилось вам наше лесное путешествие?
- Я очень рада, что вам понравилось наше путешествие, молодцы.