Альфия Желалединова
Долгосрочный проект для средней группы «Основы безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект для средней группы "Основы безопасности"»
Филиал МБДОУ детского сада «Сказка» с. Анненково –детский сад «Радуга»
р. п. Евлашево
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ»
воспитатель Желалединова А. С.
2017-2018 учебный год
Актуальность.
Публикация «Долгосрочный проект для средней группы „Основы безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Перспективный план проекта
"Основы безопасности".
1. Тема «Азбука дорожного движения»
Сроки: сентябрь - декабрь 2017г.
Актуальность: Перед обществом встаё т вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Совместными усилиями педагогов, родителей и всего социума, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.
Цель: Создание в группе максимально эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков правильного поведения на дороге.
Задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения: переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора. Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении сигналов светофора (на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый — готовятся к движению, на зеленый — двигаются).
3. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Продолжать знакомить с элементами дороги (разделительная полоса, пешеходный переход, остановка общественного транспорта). Напоминать, что пешеходы должны переходить дорогу по наземному, подземному или пешеходному переходу «Зебра». Познакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта».
4. Закреплять знания о специальных видах транспорта: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям, пожарная машина (едет тушить пожар, «Милиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду, машина МЧС.
5. Закреплять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте (в общественном транспорте можно ездить только с взрослыми; разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; слушаться взрослых; соблюдать чистоту и порядок; выходить из транспортного средства можно после того, как вышли взрослые и т. д.).
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе. Рассказать детям о том, что общественный транспорт нужно ожидать на остановке. Объяснять, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спокойно (не бегать, не ходить по бордюрам, не толкаться, не выбегать на про-езжую часть, не мусорить, не кричать).
7. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
8. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с наименьшим вредом для себя и окружающих.
9. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
10. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Ожидаемые результаты:
• Осознанное отношение детей к выполнению ПДД
• Воспитание грамотного пешехода
• Умение детей ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, искать пути решения выхода из них
• Снижение процента ДДТТ (детского дорожно-транспортного травматизма) с участием детей
Этапы реализации:
сентябрь
1) Беседа по картине: «Улица города»
2)Сюжетно – ролевая игра «Инспектор ДПС»
3) Игра «Автошкола»
4)Выставка художественной литературы по ПДД
октябрь
5)Беседа «Что такое общественный транспорт»
6) картотека игр по ПДД
7)Презентация для детей «По дорогам сказок»
ноябрь
8) Викторина «Пешеход на улице»
• 9) Исследования. Опыт «Движение по льду и асфальту»
10) Дидактическая игра «Что пригодится при пожаре»
• 11) Развивающиая настольно-печатная игра «Знаки дорожного движения»
•
Работа с родителями:
• Оказание помощи в создании развивающей среды
• Консультации для родителей: «Ваш ребёнок на улице», «Родителям – о безопасности дорожного движения».
• ДЕКАБРЬ :
• Итоговое мероприятие :акция «Автокресло – детям»
II. Тема «Уроки пожарной безопасности»
Сроки: январь -март 2018
Актуальность:
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем селе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.
Проблема: несформированность у детей четкого понимания скрытой опасности огня, игры со спичками, взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.
Цель: формирование у детей знаний о пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о правилах пожарной безопасности.
Задачи:
Образовательные
o Познакомить с историей возникновения огня.
o Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
o. Формировать представление об опасных для человека ситуациях, приводящих к возникновению пожаров.
o Конкретизировать представления о способах поведения в опасных ситуациях (пожар) и о способах избежание таких ситуаций
o Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Развивающие
o Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
o Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
o Развивать такие интегративные качества личности дошкольников как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о собственной безопасности.
o Развивать творческие способности дошкольников
Воспитательные
o Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
o Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
o Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические
o Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
o Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
o Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
o Вовлечь их в образовательный процесс ДОУ
Предполагаемый результат:
• Изменятся отношения детей к своей безопасности и здоровью.
• Они овладеют навыками правильных действий в случае пожара.
• Дети сумеют вести ролевой диалог с диспетчером службы «01» и дать все необходимые сведения о себе.
• Повысится компетентность участников педагогического процесса по вопросам пожарной безопасности.
• Произойдет профессиональный личностный рост педагога по данной теме.
• Родители заинтересуются данной проблемой и в процессе реализации проекта станут моими единомышленниками.
Этапы реализации:
январь
•
• Д/И «Можно - нельзя, правильно – неправильно»
• Дидактическая игра «Что пригодится припожаре?».
Картотека дидактических игр по пожарной безопасности
• Сюжетно –ролевая игра «Мы –пожарные»
• февраль
• Спортивное развлечение «Пожарные на учениях»
• Открытое занятие «Огонь – наш друг или враг?»
• Экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком противопожарной безопасности).
• март
Продуктивная деятельность: Лепка из пластилина «01»
Чтение литературы: С. Я. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», Л К. Чуковский «Путаница».
Участие в учебной тревоге, проводимой в ДОУ.
Работа с родителями:
• Помощь в создании предметно-развивающей среды по противопожарной безопасности.
• Консультации для родителей: «Безопасность наших детей- в наших руках»
Итоговое мероприятие:
• Организация и участие родителей в выставке на пожарную тематику.
• Проведение итогового мероприятия «Огонь –наш друг или враг?» - февраль
III. Тема «Когда я один дома»
Сроки : апрель – май 2018
Актуальность:
Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Научить детей оценивать окружающую обстановку, определить потенциальную опасность, подозрительную ситуацию и адекватно на них реагировать.
Цель: Сформировать у детей представление об опасных предметах, которые встречаются в быту, необходимости этих предметов для человека, правилах пользования ими. Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения дома, когда в дверь стучится незнакомец.
Задачи:
1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения в условиях, когда ребенок дома один в рамках темы ребенок и другие люди.
3. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.
4. Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.
5. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
6. Формировать представления детей об опасности при обращении с различными предметами в быту; дать детям знания о правилах пользования колющими, режущими, огнеопасными предметами;
7. Формировать связную речь, делать собственные умозаключения; Развивать внимание, мышление при решении проблемных ситуаций.
8. Проконсультировать родителей, как можно объяснить ребенку, что за добрыми намерениями и внешностью может скрываться обман.
9. Научить каждого ребенка в опасной ситуации звонить в службу помощи, знать свой адрес и месторасположение дома.
Предполагаемые результаты:
• Дети расширяют свои знания о правилах безопасного поведения дома, на улице, в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
• Научатся правильно обращаться с предметами домашнего обихода
• Получат представление о работе служб спасения и выучат телефоны, по которым можно получить помощь
Этапы реализации:
Апрель
• Беседы: «Один дома», «Как уберечься от ожогов», «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь?»
• НОД «Когда я один дома» -
• Рассматривание тематических картинок "Правила безопасности дома и на улице"
• Май
• Дидактические игры: «Волшебные телефоны», «Четвертый лишний»
• Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
• Памятка для детей и родителей" Правила безопасности на улице и дома»
• Иллюстративный материал по теме «Опасные предметы быта», компьютерная презентация, папка-передвижка с правилами для детей и родителей «Правила безопасности дома и на улице»
Итоговое мероприятие: тематическое развлечение «Школа Аркадия Паравозова»
Ресурсное обеспечение:
Программно-методическое
1. Подборка художественной литературы по теме «Безопасность».
2. Картотека дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности.
3. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - Спб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009.-144с.
4. Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения/ Л. Б. Баряева, В. Л. Жевнеров, Е. В. Загреба-ева. - М. : Дрофа, 2007.- 75 с. – (Дошкольник. Основы безопасности жизнедеятельности).
5. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду : пособие для воспитателей. - АЙРИС-пресс Издательство, 2008. – 200с.
6. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова; Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ Сфера, 2010.- 64с. - (Вместе с детьми) .
7. Средняя группа : Разработки занятий. Пожарная безопасность. / Сост. Т. В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.- 96с.
8. ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработка занятий. / Сост. М. А. Фисенко. - Волгоград: ИТД «Корифей».-96с.
9. ПДД. Занимательные материалы. Младшая и средняя группы/ Сост. Л. Б. Поддубная. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.- 96с
10. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд, испр. и доп. – М. : Мозаика – синтез, 2005.-208с
11. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. - М. : Мозаика – Синтез, 2008.- 112с.
12. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения: Пособие для воспитателей дет. Сада. - 3-е изд., испр. - М. : Просвещение, 1979.-63.
13. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2009.- 80с. - (Вместе с детьми) .
14. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. - М: ТЦ Сфера, 2010.- 64 с. – (Вместе с детьми).
15. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3– 7 лет : «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт. -сост. Н. В. Коломеец. – Волгоград: Учитель, 2011.
Материально-технические
1. Магнитофон.
2. Диски с мультфильмами «Смешарики: Азбука безопасности», «Смешарики: Азбука здоровья», «Уроки тетушки Совы: Уроки осторожности».
3. Плакаты по основам безопасности жизнедеятельности.
4. Стенды-гармошки по тематике «Правила дорожного движения», «Безопасность ребенка», «Здоровый образ жизни семьи», «Режим дня».
5. Иллюстрации «Улицы города», «Дорожные знаки», «Транспорт», «Безопасность зимой», «Безопасность в быту», «Осторожно: огонь», «Азбука здоровья», «Дикие животные», с изображением лесных пейзажей, содержащих различные водоемы.
6. Лэпбук со светофорами и машинами для обыгрывания в сюжетных играх.
7. Ролевые атрибуты к сюжетным играм: накидка постового-регулировщика, накидка «светофор», накидка «врач», фуражка шофера, шапочка врача, жезл, биле-ты для пассажиров общественного транспорта, электрифицированный светофор, наборы моделей автомоби-лей и пассажирского транспорта
8. Настольно-печатные игры по тематике «Ребенок на улице города», «Ребенок дома», «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка».
9. Дидактическая игра «Съедобное-несъедобное», «Какой огонек зажегся?», «Что говорит свето-фор?», «Можно – нельзя», «Отбери предметы, которые нельзя трогать», «Найти и обезвредить», «Сто бед», «Я иголки не боюсь», «Куда поедет автомобиль?», «Найди и обезвредь», «Хорошо – плохо», «Кому что нужно», «»Правила дорожного поведения», «Польза и вред огня», «Чем тушат пожар», «Дорожные знаки», «Найди свой знак», «Слушай внимательно», «Угадай профессию», «Что где растет», «С чем нельзя в лес ходить?», «Подскажи словечко», «Обезьянки», «Я знаю пять растений», «Береги, живое», «Внимание! Дорога!», «Как избежать неприятностей», «Чем опасны электроприборы», «Опасности на природе» .