Юлия Елохина
Долгосрочный проект для детей подготовительной к школе группы «Моя Родина — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект для детей подготовительной к школе группе «Моя родина – Россия»
Автор: Ю. Н. Елохина
МАДОУ «Детский сад №5» г. Сыктывкар
Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.
Публикация «Долгосрочный проект для детей подготовительной к школе группы „Моя Родина — Россия“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, её столицей и символами.
В проекте система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей представлена в следующих блоках:
• Мой детский сад;
• Будем Родине служить;
• Моя малая родина, мои город;
• Моя семья;
• Страна, ее столица, символика;
. Бескрайние просторы нашей Родины;
• Культура и традиции;
. Народы нашей страны.
В проекте «Моя родина- Россия» предложен материал для работы с детьми подготовительной к школе группе, который помогает расширить знания детей о стране через различные образовательные области.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Тип проекта : познавательно-творческий, долгосрочный.
Сроки проведения проекта : с сентября по декабрь.
Цель:
Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.
Задачи проекта :
1. Закреплять знания о флаге, гербе, гимне России.
2. Развивать представления о том, что Российская Федерация-огромная, многонациональная страна.
3. Обогащать знания детей о родном крае
4. Познакомить дошкольников с географическим, природно-экологическим своеобразием России.
5. Расширять представление о Москве- столице России
6. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине.
7. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
Актуальность проекта.
По мнению многих авторов, дошкольное детство – это важнейший этап становления его личности, воспитания нравственности и патриотизма. Поэтому основная задача, которая встает перед педагогами и родителями - это вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, надо создавать естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни. Много написано стихотворений и рассказов о нашей Родине, ее природе!
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
Именно в этот период закладываются такие чувства, как любовь к семье, к детскому саду, своему городу и стране – любовь к своей малой и большой Родине, гордость за свой народ, и ощущение своей связанности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и регионально-культурным наследием и историей страны, края. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент.
Знакомство детей с малой Родиной, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Перед выбором темы проекта нами было поведено анкетирование детей и родителей, которое показало следующие результаты: к 5 годам у 75 % детей недостаточный уровень познавательного интереса к истории и культуре города, области и страны; у 68 % - низкий уровень знаний об истории своего города; 80% родителей не могут посещать культурно – массовые мероприятия совместно с детьми по разным причинам; 35 % родителей затрудняются в знании истории города, области; 10 % родителей не знают историю города и страны.
Результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : «Моя Родина-Россия»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Описание этапов работы над проектом :
1-й этап: подготовительный
- постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед;
- подборка детской литературы по тематике проекта;
- выбор материалов для реализации проекта.
2-й этап: основной
Работа с детьми по образовательным областям:
Тема Программное содержание Методическая литература
«Мое Отечество- Россия» Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре; формировать интерес к получению знаний о традициях и обычаях своей страны с показом презентации «Россия-Родина моя». Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа
«Мы все – жители планеты Земля» Формировать у детей представления о Земле и жизни людей на Земле. Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их деятельности и культуре. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа.
«Мой родной край: заповедные места и памятники природы» Познакомить детей с одним-двумя заповедниками, памятниками природы своей местности, где расположен детский сад. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах.
О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа
«Природные зоны России» Познакомить с основными природными зонами России, их климатическими условиями, животным и растительным миром. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».
Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина». Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна», запомнить произведение. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.
«Главный город нашей страны» Расширять представление о Москве-главном городе, столице России. О. В. Дыбина. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Подготовительная группа
"Российский флаг" Формировать патриотические чувства на основе беседы о родной стране.
Продолжать знакомить детей с государственной символикой герб, флаг, гимн. С функциональным назначением флага России, о символичном значении цвета, что означают цвета на Российском флаге. Сформировать эстетическое отношение к флагу России.
Учить детей изображать Российского флага нетрадиционным способом рисования, при помощи трафарета, акварели и ниток. Воспитывать аккуратность в работе. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада.
«Российский гимн» Закреплять знания о гимне. О. В. Дыбина. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Подготовительная группа
«Российский герб» Закреплять знания о гербе. О. В. Дыбина. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Подготовительная группа
«С чего начинается Родина» Разучивание отрывка стихотворения М Матусовского «С чего начинается Родина» по мнемотаблицам. О. В. Дыбина. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Подготовительная группа
«Какаие народы живут в Росии» Рассказывать детям о том, что в нашей стране проживает много разных народов и о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, традиции, обычаи. Н. В. Алешина
«Знакомство дошкольников с родным городом и страной».
«Физическая карта России» Познакомить с физической картой и основными обозначениями на ней. Н. В. Алешин
«Знакомство дошкольников с родным городом и страной».
"Дадим шар земной детям". Передавать детям средствами изобразительного искусства знания о дружбе детей мира, их играх, песнях, танцах.
Закреплять технику рисования красками (смешивание красок, правильный подбор в соответствии с фоном, правильное распределение предметов на плоскости листа с соблюдением пропорций предметов.
Воспитывать эмоциональное отношение детей к видам и жанрам искусства (изобразительному, музыкальному, литературному, художественный вкус, чувство уважения к детям мира; средствами искусства закреплять эстетическое восприятие, стремление передавать свои знания в разных видах деятельности.
Т. С. Комарова
Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада.
«Моя семья. Генеологическое древо». Обобщить и систематизировать представления детей о семье. Расширять представления о родовых корнях семьи. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
«Как хорошо у нас в саду» Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и к окружающим. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
«По дороге в детский сад» Продолжать знакомить с достопримечательностями города. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
«Новые дома на нашей улице». Учить создавать несложную композицию:по –разному располагать на листе изображения домов, дополнительные предметы. Т. С. Комаров «Изобразительная деятельность в детском саду».
Познавательное развитие - Беседа: «Дружная семья»
- Беседа: «Дом, в котором мы живем»
- Беседа: «Традиции моей семьи»
Социально – коммуникативное развитие - Беседа: «Этикет в семье»
- Беседа: «Как в нашей семье заботятся о здоровье»
- С\р игра «Дом», «Семья», «Магазин»
-Д\и игра «Как называют»
Речевое развитие (чтение художественной литературы) - Беседа: «Поговорим о маме»
- Творческое рассказывание «Мой дом»
- Рассказывание из личного опыта «Моя семья»
- Составление рассказа «Дом, в котором я живу»
- Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму»
- Составление рассказов по семейным фотографиям.
- Стихотворение А. Барто «Семья»
- Чтение и инсценировка рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»
- Чтение Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»
- Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»
Художественно – эстетическое развитие
- Рисование:
«Автопортрет»
«Моя семья»
«Я и мои дом»
«Портрет мамы»
- Лепка:
«Сувенир для мамы»
- Аппликация:
«Семейное дерево»
«Веселый домик»
- Конструирование:
«Домик для куклы»
Музыкальное развитие - Пение: «Песенка о бабушке»
- Слушание песни «Младший брат»
Блок: «Страна, ее столица, символика»
Познавательное развитие - Беседа: «Мое отечество - Россия»
- Беседа: «Наша Родина – Россия»
Социально – коммуникативное развитие -Д \и «Собери герб, флаг своей страны»
- Д\и «Одень куклу в национальный костюм»
- Беседа: «Россия – щедрая душа» (знакомство с блюдами русской кухни»
- Беседа: «Слава великих городов России»
- Беседа: «Государственные символы»
- Беседа: «Жители России», «Славные люди России»
С\р игра «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Космонавты».
Речевое развитие (чтение художественной литературы) - Пересказ рассказа С. А. Баруздина «Страна, где мы живем»
- Беседа: «Путешествие по природным зонам России»
- Беседа: «Россия – Родина моя»
- Чтение и заучивание стихотворений о Родине.
- З. Александрова «Родина», В. Степанова «Песня», Ф. Глинка «Москва», М. Матусовский «С чего начинается Родина?», И. Никитин «Русь», С. Дрожжин «Родине».
Художественно – эстетическое развитие - Рисование:
- «Русская народная одежда»
- «Кремль»
- «Заря алая разливается»
- «С чего начинается Родина?»
- Аппликация:
- «Кремль»
- «Там - сосны высокие»
Музыкальное развитие - Прослушивание гимна России.
- Разучивание песен о России.
Блок «Культура и традиции»
Познавательное развитие - Беседа «Дымковские игрушки»
- Беседа «Сине голубая гжель»
- Беседа «Золотая хохлома»
- Беседа «Веселый Городец»
- Беседа «Русская народная игрушка»
Социально – коммуникативное развитие -Д\и «Назови правильно» (народные промыслы);
- Д\и «Собери матрешку»;
-Д\и «Угадай и расскажи» (народные игрушки)
- С\р игра «Семья», «К нам гости пришли»
- П\ игра «Как у наших у ворот», «Карусель», «Перетяни канат», «Ловишки с мячом». «Жмурки», «У медведя во бору», «Горелки», «Пятнашки».
- Беседа: «Традиции и обряды в жизни русского народа»
Речевое развитие (чтение художественной литературы) - Чтение русской народной сказки «Сивка – бурка»
- Разучивание стихов о Дымкове
- «Сочинение сказки о гжельской розе»
- Пересказ русской народной сказки «Снегурочка»
- Разучивание стихов о гжели.
- Чтение русской народной сказки «Иван – царевич и серый волк»
- Чтение сказки К. Паустовского «Дремучий медведь»
- Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь»
- Беседа: «Бабушкин сундук»
Художественно – эстетическое развитие -Рисование:
- «Составление дымковских узоров»
- «Цветы гжели»
- «Портрет Снегурочки»
-«Роспись миски хохломским узором»
-«Хохломские ложки»
-«В гостях у мастеров Городца»
-«Городецкий петушок»
-«Узор для платка матрешки»
-Лепка:
-«Дымковский конь»
-«Индюк»
-«Гжельский чайник»
-Аппликация:
-«Дымковский петушок»
-«Цветы гжели»
Работа с родителями.
Блок «Детский сад» - Творческий конкурс «Детский сад будущего»
- Дискуссия в группе интернет-сообщества на тему «Важность соблюдения режима дня в детском саду»
- Консультация «Игры для детей старшего дошкольного возраста.
- Круглый стол «Что и как читать старшим дошкольникам»
- Советы психолога по теме «Детский сад. Игрушки»
Блок «Моя малая родина, мой город»
- Родительское собрание
«Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»
- Информационные листы
«Мой город, моя страна»
-Маршрут выходного дня.
Просмотр презентации «Мой город», «Природные зоны края»,«Животные моего края»
Экскурсии по улицам города. Посещение памятных мест города.
- Советы логопеда по теме «Моя страна, мой город»
Блок «Моя семья» - Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
-Создание альбома «Россия-многонациональная страна»
- Совместное развлечение «Хорошо рядом с мамой»
-Оформление фотогазет ко «Дню защитников Отечества и 8 марта», «Один день из жизни моей семьи»
-Совместное развлечение детей и родителей «День семьи»
- папка – передвижка «Роль семейных традиций в воспитании ребенка»
- Советы воспитателя1 по теме «Моя семья, мой дом»
Блок «Страна, ее столица, символика» - Папка – передвижка «Наша Родина – Россия»
- Консультация «Символика России»
-Памятка «Россия – многонациональная страна»
Блок «Культура и традиции» - Папка – передвижка «История гжели»
- -«Мама и я» - совместное развлечение детей и родителей.
- Папка – передвижка «Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края»
-Консультация для родителей. «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома».
3-й этап: итоговый.
Провести анализ и обобщить результаты работы.
Ожидаемый результат.
Ожидаемые результаты проекта :
У детей :
* Расширение и пополнение знаний детей о России, повышенный интерес к истории своего города, России.
* владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.
*осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
* * бережное отношение к природе своего края
* освоение доступных знаний детей в символах родного поселения, области, государства
* ощущение любви к своему родному краю и государству
* осознанное желание быть полезным своей Родине.
* проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и взрослым наставникам, повышение значимости семьи в своей жизни.
У родителей
• активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности нравственно-патриотического воспитания;
• проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
У педагогов
• Поиск методов, приёмов управления развитием нравственно-патриотического воспитания детей, а также профилактики патриотического чувства у родителей.
• Подборка диагностики детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.
• Разработка консультативно-практического материала для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».
• Разработка бесед с детьми на нравственно-патриотические темы.
• Разработка итогового открытого мероприятия «Моя малая Родина», как модель взаимодействия специалистов группы компенсирующей направленности.
Итог проекта :
-оформление альбома «Россия – многонациональная страна.»,
-итоговое –открытое занятие «Россия-Родина моя!»
Список литературы:
1. Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова. Занятия для детей 6-7 лет по социально – коммуникативному развитию и воспитанию. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2015
2. Т. А. Шорыгина Моя семья методическое пособие Издательство «ТЦ СФЕРА», 2012
3. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С., Жигналь Е. Н. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013
4. Н. В. Алешина «Знакомство дошкольников с родным городом и страной».
5. Ерохина Е. Л., Круглова ТА. «Государственные символы России. Флаг; герб, гимн».
6. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Издательство «Мозаика-синтез», 2014г.
7. Т. С. Комаров «Изобразительная деятельность в детском саду».Издательство «Мозаика-синтез», 2014г.
8. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Издательство «Мозаика-синтез», 2014г.