Гадуш Ирина
Проект «Основы безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Основы безопасности»
подготовительной группы детского сада
Тип проекта : обучающий, творческий.
По числу участников: групповой
По времени проведения: краткосрочный (4-е недели)
Участники проекта : дети, родители, воспитатели группы.
Возраст: 6-7 лет
Актуальность проблемы:
Публикация «Проект „Основы безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Эта тема выбрана неслучайно. Одной из главных задач в системе дошкольного воспитания является задача – сохранение и укрепление здоровья детей. А это невозможно, если ребёнок не научится и не сможет противостоять простейшим опасным ситуациям, не сможет распознать негативные и добрые намерения окружающих. Поэтому работа по воспитанию у детей основ безопасности жизнедеятельности является в настоящее время особенно актуальной. Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детей этому следует учить, начиная с самого детства. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Цель проекта :
Получение и систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в доме, на улице и в природе.
Задачи проекта :
- познакомить детей с правилами дорожного движения;
- закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице;
- учить находить выход из сложившейся опасной ситуации;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;
- развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности;
- развивать у детей самостоятельность;
- приобретение навыков игровой деятельности и общения;
- воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему;
- развивать грамматически правильную речь детей;
- дать детям понятие «терроризм».
Реализация проекта
1. Подготовительный этап
- составление проекта «Азбука безопасности»;
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно - ролевых игр;
- составление плана совместных мероприятий педагогов и детей;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
- подбор информационного материала для родителей;
2. Основной этап.
Неделя 1. Тема: «Безопасность в быту»
- Рассматривание альбома «Безопасность». Авторы Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева и другие. Задачи: побуждение детей к самостоятельному формулированию некоторых правил безопасности.
- Беседы «Что такое безопасность?», «Такие разные опасности».
Задачи: введение детей в тему проекта.
- Пальчиковая гимнастика «Ножницы».
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Театрализация сказки «Волк и семеро козлят»
- Чтение художественной литературы. О. Корнеева «Осторожным надо быть!»
- Домашнее задание – отметить вместе с родителями красными кружочками все опасные предметы и места в своем доме.
Задачи: предупреждение опасности, побуждение к поисковой деятельности.
Тема: «Один дома»
- Беседа «Незнакомец стучится в дверь»
- Рассматривание альбома «Один дома»
- Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам…»
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение стихотворения С. Черного «Когда никого нет дома».
Задачи: Познакомить детей с произведением, учить понимать эмоции и чувства, испытываемые героем стихотворения. Актуализировать и систематизировать представления детей о правилах поведения дома.
- Дидактическая игра «Безопасный дом».
Задачи: углубить представления детей о домашних опасностях, развитие логики и мышления.
- Рисование правил по теме «Опасности в быту»
Задачи: закрепить знание темы старшими дошкольниками, способствовать развитию их монологической речи.
- Чтение художественной литературы. В. Волков «Как избежать беды. Советы подполковника милиции».
Неделя 2. Тема: «Безопасность в природе»
- Беседа «Где в природе прячутся опасности?».
Задачи: закрепить правила безопасного поведения в природе, расширять представления детей о правильном поведении на природе, во время грозы, о ядовитых растениях и грибах, закрепить знания о них.
- Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое…»
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение дидактической книги о безопасности в природе «Непоседа-ветерок» И. А. Лыковой и др.
- Для самостоятельной деятельности – дидактическая игра-ходилка «Полное лукошко».
Задачи: расширение знаний детей о съедобных и несъедобных грибах.
- Лепка «Эти я грибы беру и в корзиночку кладу».
Задачи: продолжать знакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, учиться их различать, развивать конструктивные умения в лепке, закреплять знакомые приемы лепки и воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к природе и своему здоровью.
- Дидактическая игра по экологии «На лесной тропинке».
Задачи: развивать лексико-грамматический строй речи детей, логику, мышление, воспитывать любовь к природе.
- Обучение рассказыванию по мнемотаблице «Правила поведения в лесу».
Задачи: развивать монологическую речь дошкольников, умение составлять связный рассказ, экологическое воспитание детей.
- Аппликация из осенних листьев «Моё любимое животное (птица)»
- Самостоятельные экологические игры детей в уголке природы.
- Выполнение поделок из природного и бросового материала дома с родителями «Я люблю нашу природу».
Неделя 3. Тема: «Безопасность на улице»
- Рассматривание плаката «Правила безопасности на улице».
- Чтение художественной литературы. «Уроки безопасности на улице» из серии «Первые уроки дошколят».
- Пальчиковая гимнастика «У собачки острый носик…».
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Рисование «Уличные опасности».
- Работа в раскрасках «Будь осторожен!».
Тема: «Дорожная безопасность»
- Рассматривание плаката «Правила дорожного движения».
- Пальчиковая гимнастика «Дорожных правил очень много…».
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение. С. Михалков «Дядя Степа»
- ООД по познавательному развитию «Осторожно, улица!».
Задачи: знакомство с профессией инспектора ГАИ, ДПС, побуждение детей соблюдать ПДД.
- Развитие речи «Разгадай загадку» (Дорожные знаки и транспорт).
Задачи: развитие логического мышления детей, памяти через заучивание новых загадок.
- Подвижная игра «Светофор».
Задачи: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах, учить двигаться по сигналу воспитателя.
- Дидактическая игра - самоделка «Законы улиц и дорог».
- Сюжетно-ролевая игра «Мы – водители».
День 6. Тема: «Дорожная безопасность» (продолжение)
- Пальчиковая гимнастика «Я построю самолет».
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».
Задачи: закрепить знания ПДД, развитие внимания и речи детей.
- Дидактическая игра «Подбери знак».
Задачи: расширение представлений дошкольников о дорожных знаках и правилах дорожного движения.
- Подвижная игра «Будь внимателен!».
Задачи: совершенствование навыков и умений двигаться в непрерывно изменяющихся условиях, развитие внимательности и осторожности.
- Изготовление атрибутов к играм.
Тема: «Дорожная безопасность» (завершение)
- Пальчиковая гимнастика «У него два колеса…».
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение. А. Шалобаев «Посмотри налево, посмотри направо».
Задачи: закрепить знания ПДД, развитие внимания и речи детей.
- Изготовление макета дороги – проезжей части
- Дидактическая игра по макету дороги «Найди дорогу в детский сад».
Задачи: развитие пространственных представлений детей, закрепление правил дорожного движения на практике.
- Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый"
-Встреча с сотрудниками ДПС.
- Самостоятельные игры с «Азбукой пешехода».
Неделя 4. Тема: «Пожарная безопасность»
-Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Кошкин дом», К. И. Чуковский «Путаница»
-Беседа «Как происходят пожары»
- Пальчиковая гимнастика «Если же стряслась беда…».
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Дидактическая игра «Огонь - друг, огонь-враг»
- Игровая ситуация «Если в доме случился пожар»
- Силуэтная аппликация «Пожарные спешат на помощь».
- Самостоятельные сюжетные игры с пожарной станцией (макет).
Тема: «Пожарная безопасность» (продолжение)
- Чтение художественной литературы: Б. Жидков «Пожар»
- Беседа «Спички - не игра, огонь - не забава»
- Пальчиковая гимнастика «Свеча».
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Заучивание пословиц по теме («Топор обрубит, а огонь с корнем спалит», «На воре и шапка горит», «Огонь маслом не тушат» и других).
Задачи: знакомство детей с народной мудростью, развитие логики мышления и памяти.
- Рисование «Отважные пожарные».
Задачи: закрепить знания детей о пожарной безопасности, развитие творчества детей.
- Выставка работ по теме «Пожарная безопасность» и отбор лучших из них в подарок пожарной части.
- Самостоятельное конструирование из лего «Пожарная станция».
- Чтение художественной литературы: Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»
- Пальчиковая гимнастика «На дворе растет трава».
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Дидактическая игра «Доскажи словечко» (Буриме).
Задачи: развитие чувства рифмы, логического мышления, закрепление правил пожарной безопасности.
- Экскурсия в пожарную часть села Варна.
- Награждение активных участников проекта «Безопасность»
- Сюжетно-ролевая игра «МЧС».
Задачи: развитие умения быстро и правильно действовать в чрезвычайной ситуации, оказывать первую помощь.
III. Заключительный этап.
- Подведение итогов проекта;
- Презентация проекта.
Результаты:
Задачи проекта были реализованы. Повысилась познавательная активность детей в вопросах безопасности. Проект оказался интересным для всех его участников. Проектная деятельность позволила родителям активно участвовать в образовательно-воспитательном процессе и способствовала укреплению детско-родительских отношений.
Работа с родителями:
(оформление папок – передвижек, памяток, привлечение родителей к организации досугов, привлечение к изготовлению игрового оборудования на игровом участке, организация выставки рисунков «Безопасность глазами детей»).
- Папка для родителей: «Родители! Разъясняйте детям правила уличного движения».
- Памятка для родителей: «Азбука для родителей».(учим ребенка правилам безопасности)
- Ширма: «Безопасность ребенка на улице».
- Ширма: «Дети и светофор».
- Папка «Соблюдай правила пожарной безопасности».
Литература:
1. Н. Мельникова, Л. Захарова, Г. Шакурова Один дома / Дошкольное воспитание. - 1999 -№10. с. 44
2. Т. Телегина КВН «Моя безопасность» / Дошкольное воспитание. -2005. -№10. с. 65
3. С. Пидручная Сказки – за безопасность детей. /Дошкольное воспитание. – 2008. -№ 2 с. 124
4. Усачева Т. В. Безопасность по плану / Воспитатель -2008 -№ 9 с. 98
5. Петрова И. В. Безопасное поведение в социуме / Воспитатель -2008 -№ 9 с. 135
6. С. Широкова Формирование навыков безопасного поведения на дороге. /Ребёнок в детском саду. -2010 -№ 3 с. 57
7. К. Ю. Белая О службах спасения, или кто приходит на помощь в чрезвычайных ситуациях. /Дошкольник. Младший школьник – 2008 -№ 4 с. 24
8. К. Ю. Белая Если потерялся ребёнок/ Дошкольник. Младший школьник -2007 - №4 с. 27