Гаврилова Галина
Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дикие животные наших лесов»
Цель: Пополнить знания детей по теме «Дикие животные наших лесов»
Задачи:
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-образовательные задачи: Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных суффиксальным способом; употребление простых и сложных предлогов; употребление существительных в форме множественного числа в родительном падеже.) Совершенствование навыков звукового анализа слов. Профилактика нарушений письменной речи. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков.
Коррекционно-развивающие задачи : Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.
Воспитательные задачи: Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе. Разучивание игры «Зайка» с музыкальным руководителем.
Задачи ОО в интеграции:
«Познавательное развитие» : Расширение и закрепление представлений о диких животных на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений.
«Социально-коммуникативное» : Расширение и уточнение словаря по теме «Дикие животные наших лесов»
«Физическое развитие» : Развитие координации речи с движением, тонкой моторики.
Предпосылки учебной деятельности: Активно взаимодействует с взрослыми и сверстниками, владеет речью как средством общения, может выражать свои мысли, строит речевые высказывания в ситуации общения, умеет быть отзывчивым, Развита мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: Компьютер, мультимедийная доска, зеркала, карточки для слогового анализа слов, прищепки, теневое изображение диких животных, мольберт, магнитная доска, иллюстрации к сказке, плоскостные изображения для составления картинки, предметные картинки с изображениями диких животных
Предварительная работа. Разучивание загадок о животных, игры «Зайка»
Ход ОД
1Организационный момент. «Путешествие на поезде». (Сообщение темы занятия. Создание эмоционально-положительного фона.)
Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по волшебному лесу на поезде. (слайд2) Приготовьтесь к посадке, будьте внимательны, двери закрываются, поезд отправляется. (Дети садятся на свои места). Закройте глазки и представьте удивительный лес полный загадок и приключений. (Звучит запись звука движущегося поезда).
Вот мы и в лесу. ( Звучит музыка: звуки леса). Расскажите, что вы увидели по пути в лес из окошка нашего поезда. (слайд 3)
Дети рассказывают, что они представляли.
2. Основная часть. Рассказывание под музыку сказки логопедом. (Развитие творческого воображения, слухового внимания.)
Логопед. Посмотрите, какая чудесная полянка. Ой, кто же это здесь плачет. Это маленький олененок. У него тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный хвостик. (слайд 3)
- Мама! Мама! – жалобно тянет олененок.
На ветке дуба появилась белка (слайд 3) и спрашивает:
- Что случилось?
- Я потерял маму.
- А какая твоя мама? У нее есть пушистый рыженький хвостик?
- Нет, - плачет малыш.
Из-за дуба вразвалочку вышла медведица (слайд 3) и говорит:
-Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?
-Нет, - продолжает плакать малыш.
Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха (слайд 3) и сказала:
- Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.
- Нет, – ревет малыш.
Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха (слайд 3). Она спрашивает:
- Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?
- Нет! Нет! – еще сильней зарыдал малыш.
С сопением из норы вылезала барсучиха (слайд 3).
- Может быть, у твоей мамы белые полоски на мордочке?
- Нет – рассмеялся малыш. – Где вы видели маму с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами, да еще с белыми полосками на мордочке.
- Да уж, смеются все мамы. – А какая она?
- Моя мама – самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.
- Знаем, знаем. Как хорошо, что ты малыш знаешь приметы своей мамы.
- Олененок! Олененок! – послышался голос мамы-оленихи.
Олененок услышал голос своей мамы и побежал к ней. (слайд 3)
Логопед. Вот такая история произошла с малышом Олененком. Вам понравилось?
Ответы детей.
3. Развитие дыхания.
Логопед. Звери рады нашему присутствию на полянке и предлагают поиграть с ними. Давайте превратимся в маленьких ежат и подышим вместе с ежихой. (слайд 4) (Частые и короткие вдохи и выдохи через нос по Стрельниковой)
А теперь станьте зайчатами и восстановите дыхание после бега. (слайд 5) (Глубокий медленный вдох через нос, и медленный выдох через рот).
4. Развитие артикуляционной моторики.
Логопед. Ребята, а вы делаете по утрам зарядку?
Дети. Да.
Логопед. А зарядку для нашего язычка забыли сделать?
Дети. Да.
Логопед. Сейчас мы вместе с Олененком сделаем зарядку для язычка. Эту зарядку делает олененок каждое утро.
Олененок утром встал,
Чистить зубки побежал.
Вправо – влево, вправо – влево
Чистим зубки, мы умело (Артикуляционное упражнение “Почистим зубки”) (слайд 6)
Олененок наш расческу взял,
И причесываться стал.
Мы за ним не отстаем,
Все покажем язычком. (Артикуляционное упражнение “Расческа”) (слайд 6)
Вот и завтракаем мы.
Олененок спек блины
Со сметаною они. (Артикуляционное упражнение “Блинчик”) (слайд 6)
А теперь чайком запьем.
Чай мы в чашечку нальем. (Артикуляционное упражнение “Чашечка”) (слайд 6)
Олененок сыт! Олененок рад!
Олененок любит всех ребят! (Артикуляционное упражнение “Улыбка”) (слайд 6)
5. Совершенствование навыка слогового и звукового анализа слов.
Логопед. У вас на столах лежат карточки. Посмотрите и угадайте, кто там изображен. (Теневое изображение диких животных) (слайд 7). Назовите, кто изображен и посчитайте количество слогов, показав это с помощью карточки и прищепки.
Картинки: волк, лиса, белка, медведь, лось, заяц.
Логопед. Назовите первый звук в названии своего животного.
Дети. Волк – звук [в], лиса – звук [л’], белка – звук [б’], медведь – звук [м’], лось – звук [л], заяц – звук [з].
6. Упражнение “На водопой”. Совершенствование словообразовательных навыков (употребление в речи имен существительных с суффиксами –ИХ-, -ИЦ-, -ОНОК-, -ЕНОК-, -АТ-, -ЯТ-)
Логопед. Встаньте в круг и представьте, что мы превратились в диких животных.
Дети.
Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой. Идут по кругу друг за другом.
За мамой-лосихой топал лисенок, Идут, громко топая
За мамой-лисицей крался лисенок, Крадутся на носочках.
За мамой-ежихой катился ежонок Двигаются в полуприседе.
За мамой-медведицей шел медвежонок, Идут вперевалочку.
За мамою-белкой скакали бельчата, Двигаются прыжками.
За мамой-зайчихой – косые зайчата, Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней.
Волчица вела за собою волчат, Крадутся большими шагами.
Все мамы и дети напиться хотят. Поворачиваются лицом в круг, встают на четвереньки, делают лакательные движения.
Логопед. Пора отправляться домой. (слайд 8) Приготовьтесь к посадке, будьте внимательны, двери закрываются, поезд отправляется. (Звучит запись звука движущегося поезда). Закройте глазки. Вот мы снова в нашей группе.
7. Беседа по сказке.
Разыгрывание сценки по ролям. Развитие диалогической речи, творческого воображения. Совершенствование общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи).
Логопед. Где мы побывали сегодня?
Дети. В волшебном лесу.
Логопед. Чей плач мы услышали?
Дети. Плакал олененок.
Логопед. Опишите олененка.
Дети. У него тоненькие ножки, огромные глаза, крошечный хвостик.
Логопед. Что случилось с олененком?
Дети. Он потерял маму.
Логопед. Какие лесные мамы пришли на помощь олененку?
Дети. Белка, медведица, ежиха, зайчиха и барсучиха.
Логопед. Давайте с вами попробуем сами рассказать эту сказку.
8. Разыгрывание сценки по ролям.
Далее логопед выбирает детей на роли олененка и лесных мам. Дети разыгрывают сценку по ролям.
Логопед. Чем закончилась эта сказка?
Дети. Олененок услышал голос своей мамы и побежал к ней.
10. Подведение итога.
Логопед. Что было трудным на занятии? Что понравилось? Где вам пригодятся эти знания?
Дети. Ответы детей.
Логопед. Дома расскажите сказку маме и папе.