Надежда Долгих
Упражнения для дифференциации звуков [р]-[л]
▼ Скачать
Упражнения для дифференциации звуков [р]-[л]
1. «Слушай, не зевай и показывай нужную букву Р или Л»
Ра, ло, ор, лы, ала, кро, тры, апр, хру, рак, пила, лупа, рот, кора, мала.
2. «Запомни, повтори»
Ра-ла ал-ар ры-лы
Ло-ро ур-ул ор-ол
Лы-ры ял-яр лу-ру
3. Проговаривать слова, различая звуки Р и Л :
рад – лад рамка – лавка игра – игла Пров - плов
рак – лак Мила – Кира враг - флаг трон - слон
лама – рама краса – глаза флот – рот плошка - крошка
4. «Закончи слово слогом ЛА или РА»
пи … /ла/ си … но … И…
иг … го … шко … би …
Публикация «Упражнения для дифференциации звуков [р]-[л]» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Игры, дидактические пособия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Темочки
1. «Слушай, не зевай и показывай нужную букву Р или Л»
лодка, краб, дрова, Слава, бокал, ковёр, арка, трава, молоко, пила
2. «Запомни, повтори» Ра-ла-ра пло-пло-про ро-ло-ро
Ру-ру-лу кра-кла-кла ла-ра-ла
3. Проговаривать, различая звуки Р и Л :рубка – голубка выручать – получать игры - иглы
лучей – ручей столы – топоры уплыть - укрыть
прорубь – голубь серый – белый поляк – моряк
Поля – Боря слякоть – крякать пряжка - фляжка
4. Считать до 7 /10/ и обратно «1 -7» - глубокая нора
1. «Слушай, не зевай и показывай нужную букву Р или Л»
холодильник, мухомор, скалолаз, мусоровоз, дрессировщик, клад, плавать, ласты, лавры, грелка.
2. Проговаривать слова, различая звуки Р и Л :
Серёжа – лёжа мотылёк – пузырёк Полина - перина
полёт – берёт колючий – горючий футболист – турист
верёвка – пелёнка брюква – клюква лейка - рейка
солёный – варёный Марина – малина перец - палец
2. «Запомни, повтори»
футболист – рис – сорить
турист – кипарис - солист
перина – Марина – калина
люк – трюк - клюв
3. «Я, ты, она, мы, вы, они …»
- фотографировать голубей
1. Проговаривать слова. Показать буквы: что вначале, что потом /Р – Л/.
ларь прял лавры люстра прялка
литр грел апрель слесарь тарелка
роль рояль брал рельсы кресло
руль орёл лагерь грелка зритель
2. Закончить предложение словом из упр-я № 1
- Дети поехали отдыхать в … /лагерь/.
- Боре и Оле очень понравилось в ….
- Папа повесил новую ….
- Бабушка налила горячую воду в ….
- Дедушка сел в своё любимое ….3.
«1 6 /10/» - тарелка
1. Проговаривать слова. Показать буквы: что напишем вначале, что потом /Р – Л/.
рослый зеркало боролись королева рассол
горло брали прыгали рулет ларёк
кролик ныряли смотрели каравелла крыло
рыхлый играли маляр рулон стрела
* Составить предложение со словом «рыхлый».
2. «1 / 7 /10/» - вертолёт; просторный балкон
3. «Я, ты, он, она, мы, вы, они …»
- рассказать историю про кролика
4. Закончить строку словом со звуком Л или Р :
Дедушку зовут Лука, Друг позвал меня на пир,
У него болит … /рука/. Ел я торт и чай я … /пил/.
Рисовал художник ламу Зреет на кустах малина,
И картину вставил в … / раму/. Соберёт её … /Марина/.
1. Проговаривать слова. Показать буквы: что напишем вначале, что потом /Р – Л/.
Лариса карусель календарь верблюд адмирал
балерина акварель журнал дирижабль
напролёт глухарь бурливый ювелир
рыболов леопард Валерий кларнет
мармелад лекарство превратили регулировщик
2. Используя пары слов, составить предложения о детях. Дать имена детей со звуками Р – Л.
зеркало – смотрела тарелка – приготовила
вертолёт – играл мармелад – попросил
стрела – пролетела зрители - кресло
3. «1 7 /10/» - жонглёр; адмирал
4. Проговаривать
Брат надел халат. Мара и Мила пололи огород. Свалим это сухое дерево, разведём костёр и сварим уху. Стебель рос и вырос в колос.
1. «Запомни, повтори».
Балерина – акварель – лекарство
Ювелир – просил – бурливый
Кларнет – календарь – превратили
Закрыли – Валерий – жонглёр
2. Счёт от 1 до 7 и обратно - «кларнет», «жонглёр», «трудолюбивый жонглёр»
3. «Я, Ты, Он, Мы, Вы, Они …»
- полировать рояль
4. Выучить.
Лара на гитаре,
Клара на кларнете
Играли дуэтом
Кириллу и Пете.
1. Счёт от 1 до8 (10) и обратно: «долгожданная каравелла», «прожорливый крокодил».
2. «Я, Ты, Он, Мы, Вы, Они …»
- фотографировать каравеллу
3. Послушать и повторить слова. Составить предложения о девочке
Ларисе, включив в него названное слово.
Раскрывала, развешивала, расклеивала, рассматривала, разрисовывала, расставляла, размешивала.
4. Выучить.
Юра у Юли забрал юлу
И сел с юлой играть в углу.
Не захотела для Юры
Юла петь без Юли.
1. Проговорить словосочетания в быстром темпе 3-4 раза.
Дополнить каждое сочетание до полного предложения и проговорить его. Уточнить значения незнакомых слов.
Например: Лара вздрогнула, когда на небе сверкнула молния.
Выиграла в лотерею у Лары мармелад
Разбила зеркало неповоротливый жонглёр
Крикливый билетёр отрывной календарь
2. «Я, Ты, Он, Мы, Вы, Они …»
- расправлять складки на покрывале
3. Чётко проговаривать скороговорки сначала в медленном темпе, затем в быстром.
Король – орёл, орёл – король. Проворонила ворона воронёнка.
Клара у Вали играла на рояле. На гармони громко заиграл Ерёмка.
Орёл на горе, перо на орлё. Прорубь прорубили – рыбки наловили.