Ирина Семёнчева
Дидактическое пособие «Тактильно-звуковые дорожки»
▼ Скачать + Заказать документы
В январе в нашем дошкольном отделении проходил конкурс на лучшую разработку дидактической игры или пособия по развитию звуковой культуры речи дошкольников в рамках реализации годовой задачи. Я приняла в нем участие со своим пособием. Его идею я нашла в интернете, но немного видоизменила.
Известно, что развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики, а связь пальцевой моторики и речевой функции уже научно подтверждена, поэтому я решила обычные логопедические звуковые дорожки превратить в тактильно-звуковые дорожки.
Публикация «Дидактическое пособие „Тактильно-звуковые дорожки“» размещена в разделах
Мое пособие - это картинки с дорожками из различного сенсорного материала. Сами картинки были предварительно заламинированы для прочности и долговечности, а в качестве сенсорного материала я выбрала то, что было под рукой – это горох и различная швейная фурнитура.
Большая часть картинного материала взята из пособий Комаровой Л. А «Автоматизация звуков в игровых упражнениях» и Гальской Н. В. «Автоматизация звуков в игре. Звоночек».
Мое пособие предназначено, в большей степени, для индивидуальной работы или работы с парой детей над трудными звуками.
Задачи:
• совершенствовать мелкую моторику и координацию движений кистей и пальцев рук, целенаправленность действий под контролем зрительных анализаторов
• формировать тактильные ощущения пальцев рук
• упражнять в четком, многократном произнесении «трудных» звуков
• закреплять поставленные логопедом звуки
• формировать представления о способах слияния согласных и гласных звуков в слогах (открытых и закрытых)
• формировать правильное звукопроизношение на этапе автоматизации звуков в слогах
• развивать сосредоточенность, усидчивость и концентрацию внимания
Основой для эффективной организации любой дидактической игры является мотивация ребенка. Мотивация способствует активизации ребенка в образовательной деятельности.
При работе с данным пособием акцент как раз и делается на игровую мотивацию по типу «Помоги игрушке / герою», когда ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы различных игрушек / героев.
1-й вариант игры «Звук заблудился»
По инструкции ребенок, чтобы помочь какому-либо герою, должен провести пальчиком по дорожке, тем самым пролететь вместе с комариком, пробежать вместе с мальчиком, проехать на автомобиле и т. д., проговаривая, протягивая при этом необходимый «трудный» звук.
Разнообразить дидактическую работу можно, добавляя условия:
- пройди по дорожке указательным пальчиком сначала правой руки, потом левой руки
- проследи глазами дорожку
- проведи пальчиком по дорожке, закрыв глаза
- шагай по дорожке, чередуя указательный и средний палец (указательный и безымянный палец; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец и т. д.) то правой, то левой руки
- произноси звук длинно или коротко
- произноси звук, усиливая силу голоса и наоборот
2-й вариант игры «Звук поет»
Для автоматизации звуков в слогах в начало или конец дорожки необходимо добавить карточку с буквами, обозначающими гласные звуки.
Эти упражнения способствуют установлению у детей звукодвигательных и речедвигательных ассоциаций, так как ребенок проживает понятие «звук» на тактильном чувстве через мелкую моторику рук.