вера переведенцева
Пособие «Звуковые дорожки» для закрепления звука [Ш] у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаемый практический материал –«звуковые дорожки» - предназначен для закрепления поставленных звуков у детей с дислалией или дизартрией (4-5 лет, для стимуляции речи у безречевых детей (с алалией). Звуковые дорожки ориентированы на активное подключение просодических компонентов речи: изменение ритма, темпа и силы голоса. В отдельных случаях можно подключить работу над интонацией при закреплении изолированных гласных звуков или согласных звуков в слогах. Все задания должны включать игровые моменты. Выделяются две задачи:
Публикация «Пособие „Звуковые дорожки“ для закрепления звука [Ш] у детей» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
-отработка заданного звука;
-формирование фразовой речи без учета нормативного произношения, отрабатываемого в звуковых дорожках, звука.
«Звуковые дорожки» - это линии разных вариаций (от прямых до волнистых или ломаных, от непрерывных до прерывистых, отображающие продолжительность произнесения звуков. Основополагающими линиями являются: ___(длительное произнесение без остановок и пауз, ___ ___(с вынужденными остановками между отрезками траектории – продолжительность произнесения соответствует отрезку дорожки, _ _ _ (с более частыми вынужденными остановками между отрезками траектории – продолжительность произнесения соответствует отрезку дорожки, О О – с кратким произнесением звуков. Использование разной толщины и длины линий траекторий позволит разнообразить игровой процесс. Проводя по дорожкам пальцев, ребёнок или взрослый произносит отрабатываемый звук по всей траектории дорожки следующим образом :
- при закреплении гласных – немодулированно, монотонно (прямые непрерывные и прерывистые траектории) или модулированно и интонированно – с чередованием силы голоса, тихо или громко (волнистые, зигзаговые, спиралевидные и др. : траектория вверх – интонация, траектория вниз – интонации);
- при закреплении согласных – изменяя силу голоса и длительность произнесения звука.
После ребенок или взрослый пальцем одной или двух рук проводит по траектории с одновременным произнесением закрепляемого звука, причем, не бессмысленно проговаривая отрабатываемый звук, а включаясь в игровой процесс, заданный первоначально специалистом, который ориентируется на картинки дорожки. Проходя, проплывая, пропрыгивая с соответствующим отрабатываемым звуком по «дорожкам» разной траектории, дети не только тренируются правильную артикуляционную позу изолированно, но и
• Развивают логическое и ассоциативное мышление (нахождение логической связи, ассоциаций между картинками, выкладывая их в пары);
• Способствуют концентрации внимания;
• Развивают или совершенствуют глазо-двигательную функцию (прослеживание);
• Развивают мелкую моторику (моторику пальцев рук);
• Совершенствуют координацию, точность и дифференцированность движений пальцев рук (в процессе проведения пальцем по дорожкам разной сложности);
• Развивают или совершенствуют графо-моторные навыки;
• Развивают способность к переключению;
• Способствуют стимуляции межполушарных взаимодействий;
• Позволяют заниматься ребёнку самостоятельно, т. е. развивают самостоятельность;
А также:
• Закрепляют поставленный изолированный звук;
• Совершенствуют дикцию ребёнка;
• Совершенствуют грамматический строй речи;
• Развивают фразовую и связную речь;
• Обогащают активный и пассивный лексикон;
• Позволяют с увлечением разучивать буквы и обучать чтению по слогам;
• Совершенствуют произвольность дыхательного акта, формируют продолжительный речевой выдох;
• Являются голосовыми упражнениями;
• Помогают в решении задач по дифференциации звуков;
То есть решают и коррекционно-развивающие задачи логопедической направленности.