Оксана Терехова
Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ТЕКСТ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ
ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:
ТЕРЕХОВА О. С.
Слайд 3-4
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Причины их весьма разнообразны. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими.
Слайд 4
Публикация «Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Н. К. Крупская «Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение :игра для них -труд, игра для них – учеба, игра для них-серьезная форма воспитания»
Слайд 5 для родителей
Слайд 6- 7
Преимущество дидактических игр перед другими видами деятельности заключается в том, что эти игры способствуют развитию детей. Ведь в игре познавать мир интереснее и получается это легко. В дидактической игре ребенок получает много знаний для жизни.
Слайд 8
Использование дидактических игр даёт больше возможности для развития речи у детей-дошкольников :
• Повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
• Обеспечивается психологический комфорт;
• Дети запоминают большее количество речевого материала;
• Активизируются высшие психологические функции (память, внимание, мышление.
Слайд 9
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
Слайд 10-11
Игры с предметами.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения. К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, а также игры с мячом, прищепками и т. д.
Очень важно развивать у детей общую и мелкую моторику, сочетать речь с движением, т. к. все мы знаем, что движение пальцев рук способствует развитию речи.
Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль, счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое.
Дидактические игры с мячом являются уникальной формой развития грамматического строя речи, т. к. работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо. Дидактические игры с мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей. («Мяч бросай и животных называй»; «Мяч бросай, чётко овощи называй»; «Назови ласково»; «Съедобное – не съедобное»
Есть игры с прищепками. Прищепки хорошо использовать и для самомассажа кончиков пальцев.
На занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику рук, развивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение.
Еще один способ профилактики и активизации речи ребенка – Су Джок терапия или «Весёлые шарики-ёжики». Это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.
Шарики используем не только для развития мелкой моторики, но и для развития цветовосприятия, словаря, при обучении счету и т. д. Можно использовать следующие игры : "Разложи шарики по цвету", "Найди все синие (красные, желтые, зеленые)", "Сделай разноцветные шарики" (сине-красный, зелено-желтый) и т. д.
Слайд 12-13
Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Настольно-печатные игры используются как наглядные пособия направленные на развитие зрительной памяти и внимания.
Слайд 14
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
Слайд15
Мнемотаблицы одна из разновидностей словесных игр.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах. Словесные игры можно объединить в четыре группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет". Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?". Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие фонематического слуха и слухового внимания, памяти: «Хлопни в ладоши, если услышишь ….», «Какое слово отличается от других?» и т. д.
Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи : «Доскажи словечко»; «Назови одним словом»; «Когда это бывает?» и т. д.
Предлагаю вам ознакомиться с дидактическими играми, направленными на развитие речи, которые Вы сможете использовать в своей работе с детьми.
Необходимо отметить, что все дидактические игры должны быть кратковременными, чтобы не снижалась умственная активность детей.
Начнём мы, пожалуй, с самых кратковременных упражнений, - это игры для развития дыхания. На них мы подробно останавливаться не будем, они вам хорошо известны.
Слайд 16. Одно из самых важных направлений, с которого необходимо начинать развитие речи – это развитие памяти, внимания и мышления. Таким образом, можно сказать, что все компоненты речи взаимосвязаны, без развития одного невозможно развитие другого. Время у нас ограничено, поэтому я не буду подробно останавливаться на каждой игре.
1. Подбор картинок по парам, которую можно проводить также в виде «Меморины» (когда детям необходимо найти пару из перевернутых картинок). Воспитатели могут предложить детям найти в меморине животных и их детенышей, или профессии с необходимым инструментарием.
Подбор картинок по общему признаку, либо «Четвертый лишний». Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.
Например, в игре-шнуровке "Что растет в саду и в огороде?" дети выбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку и соединяют петли шнурком, что кроме того способствует и развитию мелкой моторики пальцев рук.
«Сад - огород», «Что из чего»
Или игра "Что было потом?" : дети подбирают иллюстрации с учетом последовательности сюжета. Эти игры заставляют детей концентрировать внимание на предмете, думать и объяснять свой ответ.
Можно использовать эту игру и для развития слухового внимания, только не показывая детям картинки, а называя предметы, где ребёнок определяет лишнее на слух. В век компьютерных технологий эти игры можно разнообразить, осовременить, озвучить.
Составление разрезных картинок и кубиков.
Слайд 17. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Для развития мышления, зрительного внимания хорошо использовать логические цепочки при изучении любой лексической темы.
Играть можно как со всей группой детей, используя компьютерное оформление как демонстрационный материал, при этом у каждого ребёнка раздаточный материал, или индивидуально, когда ставим дополнительную задачу – научить ребёнка пользоваться мышкой, развивать ловкость кисти руки, т. е. ребёнок, выделяя мышкой фигуру, двигает её в нужное место. Можно предложить детям составить свои бусы, цепочку и т. п., при этом развивая ещё и творческое воображение.
Хорошо использовать лабиринты, которые помогают закрепить лексический материал при изучении определённой темы.
слайд 17. Также игры на развитие внимания, сенсорики и логического мышления «Найди недостающую фигуру», «Подбери по форме», «Построй по образцу» как и все вышеперечисленные можно использовать на протяжении всего учебного года, в любой возрастной группе адаптируя материал соответственно возрасту.
Слайд 18.
Для развития фонематического анализа и синтеза хорошо использовать игры : «Хлопни, если услышишь» (сначала, выделяем звуки из ряда звуков, затем слогов, после слов, «Подними сигнал» (р-к, если услышит данный звук, поднимет соответствующий сигнал, «Кто из детей произносит АУ, а кто УА?» (анализ и синтез слияний гласных звуков, также работаем и с согласными звуками: «Хлопни, если услышишь», «Подними сигнал», «Хлопни – топни», «Красный – синий», «Светофор», «Назови начальный и конечный согласный» и т. п.
Для развития и закреплении навыка слогового анализа хорошо использовать многофункциональное пособие «Поезд». В первом вагоне едут предметы, в названии которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три и т. д., также с домиками и пирамидой.
Слайд 19. Говоря об игровых упражнениях на развитие просодической стороны речи, т. е. на развитие интонационно-выразительной её окраски, хочется напомнить воспитателям, что необходимо следить за длительностью и плавностью речевого выдоха во время высказываний ребёнка, за тем, чтобы вдох ребёнок делал носом, а выдох ртом, чтобы речь звучала на выдохе. Всё это способствует развитию правильной плавной, спокойной речи ребёнка. При проговаривании и заучивании стихотворений важно соблюдение темпа и ритма речи, интонационной выразительности и чёткости дикции. Логопед занимается коррекцией, а воспитатели контролируют, закрепляют по заданию логопеда те или иные просодические компоненты.
20 слайд. Дорогие коллеги! Я предлагаю сейчас поиграть в некоторые словесные игры, но конечно, задания подобраны соответственно вашему возрасту, учитывая словарный запас взрослых людей.
Игра-тест «Внимание, друзья!» В такую игру мы можем предложить поиграть детям уже 3-4 года. Игра-тест «Внимание, друзья!»
Цель: развитие образной памяти, зрительного и слухового внимания и ассоциативного мышления.
Задание: педагогам предлагаются открытки, по которым необходимо запомнить ряд фраз путем их ассоциирования с рисунком на открытке. Фразы: веселый праздник, длинная дорога, большие деньги, детский сад, любимая работа, солнечный день, тяжелый груз, умный человек, домашние животные.
Для детей 4-5 лет мы предлагаем игру «Назови одним словом».
Взрослый описывает что-то, ребёнок называет это одним словом.
И для вас, коллеги, я подготовила такие задания:
-Часы, которые помогают проснуться (будильник);
-утренняя еда (завтрак);
-большая ложка, помощью которой наливают суп (поварешка / половник);
-Это настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума (книга);
-Что паук дарит суженой, чтобы остаться в живых после свадьбы? (муху)
-Какой подарок колдуна из сказки обернулся крахом и царства, и царя? (петушок)
-Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
-Какое блюдо солят трижды? ( Пельмени: соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)
-Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов)
-Певец, тушивший свечи силой голоса, богатырь русской оперы. (Федор Шаляпин)
-Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви)
-Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)
-Что станет с зеленым платком, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым)
-Что все люди на земле делают одновременно? (Становятся старше)
Рассуждение и решение проблемных ситуаций
Развитие речи происходит, когда мы решаем какие-либо проблемные ситуации. В такие моменты, мы логически выстраиваем ход событий (предполагаем не один вариант, рассуждаем про себя, а иногда, даже с близкими, знакомыми).
Детям 5-6 лет мы можем предложить порассуждать, задавая вопросы:
Игра «зима плохо-хорошо»
Дети 6-7 лет разговаривают как мы с вами. У них уже достаточно большой словарный запас. Они ознакомлены, что в речи есть слова-предметы (существительные, слова-признаки (прилагательные, слова-действия (глаголы). Можем предложить им описать свой день только конкретными частями речи.
И я вам предлагаю поделиться на 2 команды. Предположим, что Вы сегодня работаете во вторую смену. Опишите свой день до конкретного момента :
Одна команда – только существительными;
Вторая команда – только глаголами.
Дорогие коллеги! Как вы себя ощущали в играх? Правда, непросто? Не такие сложные задания, а многие растерялись. Очень много факторов сразу влияет: время, коллективное мнение, дискомфорт при мысли, что ты можешь не найти подходящего слова. Вот так и наши дети. Нам кажется, что мы даем им легкие задания, но не все справляются. Не торопитесь с выводами!Вот на этом мы, наверное, сегодня и остановимся. Я рассказала Вам об играх на развитие всех компонентов речи. Хочется надеяться, что может какие-то игры и пособия показанные и перечисленные сегодня Вам пригодятся в работе. Большое спасибо всем за помощь и внимание!