Любовь Никишова
Дидактические игры (упражнения) для развития познавательных способностей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Истринский профессиональный колледж – филиал
Государственного образовательного учреждения
Высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
Факультет переподготовки и повышения квалификации
Дидактические игры (упражнения) для развития познавательных способностей детей 5-7 лет
Контрольная работа №2
Выполнила слушатель
Публикация «Дидактические игры (упражнения) для развития познавательных способностей 5–7 лет» размещена в разделах
программы
повышения квалификации «Развитие познавательных способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОО»
Никишова Л. А.
Истра, 2018
1. Дидактическая игра : «Танграм».
Цель игры : Научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.
Игра направлена на развитие мышления и воображения детей.
Дидактическая задача : Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Формировать у ребёнка умение анализировать изображение и мысленно разбирать целую фигуру на составные части.
Возраст: Средний и старший дошкольный возраст. В игру может играть, как 1 человек так и вся группа.
Оборудование:
Набор геометрических фигур на каждого ребенка; карточки с образцами фигур, так же карточки силуэты разных фигур.
Ход игры:
На каждого ребёнка раздаётся конверт с геометрическими фигурами.
Напоминаю детям правила игры : Надо сложить фигуры из частей головоломки так, чтобы были использованы все части головоломки, плотно присоединяя детали друг к другу; фигуры можно, как угодно переворачивать и класть любой стороной.
В гости к детям прилетает птичка с конвертом в клюве и просит помочь, поменять зайчику серую шубку на белую.
Загадываю загадку:
Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц).
Воспитатель: Посмотрите внимательно на зайца и скажите из каких геометрических фигур он составлен: туловище, голова и ноги зайца? Детям надо назвать фигуру и её величину, так как треугольники, разных размеров.
(выслушиваю ответы детей).
Воспитатель: Вот мы и рассмотрели, как составлен заяц, а теперь возьмите свои наборы и составьте на столе своего зайца, по образцу.
Дети приступают к выполнению задания.
Сначала можно выкладывать фигуры на столе, потом можно наклеивать на лист бумаги. И как усложнение, можно создавать картины из разных фигур и наклеивать их на бумагу. Например: «Заяц в осеннем лесу».(силуэт дерева и зайца, можно использовать карандаши или краски, для дополнения картины).
2. Дидактическая игра : «Не ошибись!»
Цель игры : Дать детям представление о составе числа из двух меньших единиц в пределах «10».
Дидактическая задача : Научить детей соотносить цифру с числом. Побуждать детей находить разные варианты при составлении числа из двух меньших единиц. Игра направлена на развитие памяти, зрительного восприятия, внимания, умение делать логические заключения.
Возраст: Старший дошкольный возраст, с подгруппой детей.
Оборудование: Большие карточки с кругами для фишек; фишки цифры от 0 до 9.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям большие карточки с кругами для фишек, (на каждой карточке нарисованы числа от 3 до 9, к каждой карточке дети должны подобрать два наименьших числа. Объясняю играющим, что фишками нужно заполнить все пустые кружочки на карточке, чтоб получилось данное число. Перед детьми коробка с фишками, в которой лежат цифры от 0 до 9.
Кто первым справился с заданием, спрашиваю, как ты составил данное число, из каких чисел оно состоит. Прошу ребенка рассказать все варианты состава числа. Если ребенок составил числа, сумма которых не соответствует данному числу, ребенку дается задание (попрыгать на одной ножке, похлопать в ладоши, потопать правой (левой) ногой, столько раз, какое число у него получилось.
3. Дидактическая игра : «Раскроем тайну волшебных колпачков».
Цель игры : Учить детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки, развивать связную речь.
Дидактическая задача : Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки. В данной игре развиваем внимание, мышление и память. Нужно раскрыть тайну колпачка.
Возраст: Старший дошкольный возраст; подгруппа детей или группа.
Оборудование: Цветные (красные, синие, жёлтые, зеленые) конусы, разные мелкие игрушки (предметы).
Ход игры:
Дети сидят полукругом, на столе стоят цветные колпачки, под которыми расположены игрушки (предметы).
С помощью считалки выбираю первого игрока, который пойдет рассказывать о предмете, который находится под одним из колпачков.
Считалка:
Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван,
А в диване спрятан слон.
Ты не веришь? Выйди вон!
Первый игрок описывает игрушку (предмет) по существенным признакам. Если игрок затрудняется дать описание или указывает мало признаков, воспитатель сообщает детям: «Ребята, а колпачок, который поднял Дима, говорит, что Дима его тайну еще не раскрыл, мало рассказал о том, кого или что колпачок прятал.
По окончании игры воспитатель хвалит детей за то, что они внимательно смотрели на предмет, рассказывали о том, что в нем заметили. Так же отмечаю деток, которые лишь перечислили, что они видели, но рассказа не получилось. В следующий раз они обязательно расскажут интереснее.
Примерный образец рассказа: Под колпачком жила маленькая куколка. У нее красное платье с белыми горошками. Черные туфельки, белые носочки. На голове желтый платок с синей полоской, из под которого выглядывают белые, короткие волосы. У куколки хорошее настроение, потому что она улыбается.
В качестве усложнения могут быть парные предметы с небольшими различиями, которые и должен заметить ребенок, обратив на это внимание детей (другой цвет, форма, назначение, свойство и др.).
Например: Эта чашечка голубого цвета с золотыми полосками, а у Юли была красная чашечка с цветочками