Юлия Лембурова
Дидактические игры по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 18 «ЯГОДКА»
СТАНИЦЫ НОВОМАЛОРОССИЙСКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН
Учебно-методическое пособие для педагогов
«Дидактические игры по формированию связной
речи у детей старшего дошкольного возраста»
учитель-логопед - Лембурова Юлия Викторовна
2022 г.
Оглавление
Предисловие…. 3
Введение…. 4
Публикация «Дидактические игры по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Особенности использования дидактических игр …5
Алгоритм проведения дидактических игр…5
Картотека дидактических игр…8
Заключение….11
Список литературы…12
Предисловие
В жизни детей старшего дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игры для них – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.
Дидактические игры являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Именно владение речевыми навыками является одним из основных критериев готовности ребенка к обучению в школе.
В учебно - методическом пособии представлена картотека дидактических игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры можно использовать в образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей, режимных моментах индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Введение
Одной из важнейших работ с дошкольниками является формирование связной речи. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.
Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Наиболее эффективным методом развития связной речи являются игровые технологии, в частности дидактические игры.
Дидактические игры можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста, так как у старших дошкольников более обширные знания и представления об окружающем мире.
Дидактические игры в повседневной жизни учат детей содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли, развивать логическое мышление, чёткую речь, учат детей культуре общения друг с другом, пополняют и активизируют словарный запас, совершенствуют звуковую, фонематическую сторону речи.
Актуальность данного учебно - методического пособия заключается в том, что дидактические игры облегчают усвоение материала, повышают эффективность развития связной речи детей дошкольного возраста, всесторонне развивают ребёнка.
Данное пособие способствует подготовке детей к обучению в школе.
Исходя из вышесказанного, можно предложить следующие цель и задачи данного пособия.
Цель: формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
Задачи:
1. Совершенствовать связную речь.
2. Обогащать словарный запас детей.
3. Развивать фонематическую сторону речи дошкольников.
4. Формировать умение детей употреблять уменьшительно-ласкательно и пренебрежительно-увеличительные суффиксы
5. Активизировать употребление сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
Особенности использования дидактических игр
Дидактические игры можно использовать на занятиях, в режимных моментах, в индивидуальной и подгрупповой работе.
Алгоритм проведения дидактических игр :
1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
По мере усвоения программного материала дидактическую игру можно усложнять, увеличив количество предметов для её проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный, введя соревнование по рядам и т. д.
Дидактическая игра требует от детей значительного напряжения внимания, памяти, поэтому при её проведении педагог должен наблюдать за играющими и при появлении у детей первых признаков утомления закончить игру.
2. Успех игры во многом зависит от чёткого объяснения правил. Вначале целесообразно разъяснить детям игровое задание, а потом способ его выполнения. Тогда ребята поймут, почему надо выполнять правила.
3. Педагог должен показать образец игровых действий.
В ходе игры педагог, как и играющие дети, выполняет разнообразные роли. Он «живёт» в игре. Начало игры надо проводить в несколько замедленном темпе, чтобы дети лучше усвоили правила. Если правила сложные, то тогда можно предложить пробный ход, а потом перейти к проведению самой игры.
Чем чётче соблюдаются правила, тем интенсивнее идет игра. Нецелесообразно исключать из игры того, кто ошибся, поскольку он лишается возможности упражняться в совершаемых действиях.
После того как все дети усвоят правила, можно передать руководство игрой одному из ребят. Это приучает детей к самостоятельности, умению слушать товарища. Многие игры они смогут проводить сами в свободное от занятий время. Темп игры возрастает при развёртывании действий. Педагогу надо следить за темпом игры, слишком быстрый темп возбуждает детей или может внести растерянность, замедленный темп утомляет играющих.
Педагога должен интересовать результат игры, который является показателем уровня усвоения детьми знаний, степени сформированных навыков, способности применять знания. Кроме того, результат игры показывает, установились ли положительные взаимоотношения в коллективе.
4. По окончании игры педагог подводит итог, определяет вместе с детьми победителя, указывает на допущенные ошибки, высказывает, что потерпевшие неудачу смогут в следующий раз выиграть, если будут более внимательными, ловкими, находчивыми, своевременно придут на помощь товарищу.
Дети старшего дошкольного возраста уже способны к самостоятельным выводам, заключениям, обобщениям. Неоценимую помощь оказывают для развития этих способностей дидактические игры.
Задания многих игр, рассчитанных на детей старшей группы, предполагают сотрудничество ребят, совместный выбор картинок, игрушек, их сравнение, обсуждение особенностей предметов, способов их классификации. Это способствует активизации имеющихся у детей знаний, способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения задания происходит взаимный обмен знаниями, опытом.
Грамотная и красивая речь – это, в первую очередь, умение связно излагать свои мысли. Формирование связной речи как бы обобщает работу предыдущих направлений, поэтому в играх будет прослеживаться связь обогащения словаря с грамматическим строем речи, воспитанием звуковой культуры.
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дидактические игры на совершенствование связной речи
1. «Продолжи рассказ».
Серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывается по порядку следующая и каждая картинка описывается. В конце составления предложений, дети придумывают название своему рассказу. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитее сюжета.
2. «Сказка наоборот».
Педагог предлагает детям придумать сказку по аналогии со знакомой, но персонажи сказки заменяются на противоположные.
Например, : «жил - был не колобок, а квадратик», описание хода событий в сказке должно остаться без изменений.
3. «Сплетем венок из предложений».
Педагог произносит предложение, а дети называют в нем последнее слово и с ним придумывают предложение.
Например: 1. Маша читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол чистый. 4. Чистые руки – залог здоровья и т. д.
4.«Пирамида» (синквейн).
На столе расположены картинки с изображением предметов или явлений. Педагог предлагает ребенку выбрать картинку. Картинка – это главная тема стихотворения (например - бабочка). Ребенок к описанию картинки добавляет два признаки (красивая, яркая). Третья строка – три слова, описывающие действия (летает, порхает, превращается). Четвертая строка – целая фраза, предложение, которая выражает свое личное отношение к теме.
(манит своей легкостью и красотой). Пятая строка – передача сути (итога) описываемого предмета (насекомое).
Дидактические игры на обогащение словарного запаса
1. «Скажи по-другому».
Педагог говорит устойчивое словосочетание. Выясняет, как ребёнок понимает его смысл. Предлагает передать этот смысл другими словами. Например: - Что значит «растёт не по дням, а по часам»? Как сказать по-другому? Подберите слова, близкие по смыслу этому выражению. Подберите слова, противоположные по смыслу этому выражению.
Можно использовать такие фразеологизмы: как снег на голову; ахнуть не успел; летит как угорелый; зарубить на носу; надуть губы.
2. «Мой, моя, моё, мои».
Педагог раскладывает перед детьми на столе картинки. Затем предлагает выбрать те картинки, которые подходят к определенному местоимению (мой, моя, моё, мои).
Например: Мой - лист, зонт, карандаш. Моя – куртка, кошка, кукла. Моё – одеяло, мыло, дерево. Мои – носки, очки, часы.
Дидактические игры на развитие фонематической стороны речи
1. «Найди ошибку».
Педагог предлагает детям исправить ошибку в предложении, которое назовет.
Например:
- Фонарь освещает улицу. Улица освещает фонарь.
- Конфета нужна девочке. Конфете нужна девочка.
2. «Какая, какой, какое?»
Педагог называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.
Например: Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. Пальто — тёплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, синее.
Мама — добрая, ласковая, нежная.
3. «Кто с какими звуками дружит».
Педагог дает каждому ребенку картинку с изображением животного.
Например: у одного - слон, у другого – крокодил, у третьего – ёжик. Первый ребенок говорит: «Мой слон дружит со звуком «Х», потому что у него есть хобот». Другой говорит: «А мой крокодил дружит со звуком «Р», потому что он живет в реке». Третий ребенок говорит: «Мой ёжик дружит со звуком «И», потому что у него иголки» и т. д.
4. «Нарисуй сказку».
Педагог читает текст небольшой сказки («Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» и т. д.). Затем предлагает детям записать ее с помощью рисунков. Дети самостоятельно изготавливают серию последовательных картинок, по которым потом рассказывают сказку. Можно помочь ребенку, показать схематично, как нарисовать человека, дорогу, животное; определить вместе какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т. е. выделить главный сюжет.
5. «Небылицы».
Педагог читает отрывок из стихотворения К. Чуковского «Путаница». Дети должны постараться заметить и запомнить небылицы из него. Кто заметит небылицу, кладет фишку на стол и называет замеченную небылицу.
6. «Составь предложение».
Педагог называет слова в разброс. Дети должны расставить слова по порядку, так, чтобы получилось предложение.
Дидактические игры на формирование умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.
1. Игра «Будь внимательным?».
Педагог раздает детям карточки – символы с изображением квадратиков большого и маленького размера и дает задание: «Когда я буду говорить про большие предметы, показывайте карточку с большим квадратом, а когда про маленькие предметы – карточку с маленьким квадратом». Далее педагог произносит предметы, дети различают эти формы и поднимают нужную карточку. Например: гном-гномик-, лимон-лимончик, глаз-глазик, шкаф-шкафчик, дом-домик и т. д.
2. «Доскажи словечко»
Педагог произносит предложение, а ребенок добавляет нужное слово и проговаривает предложение целиком.
Роза красная, а розочка (красненькая).
Шарф синий, а шарфик. (синенький)
Береза тонкая, а березка (тоненькая).
Лиса рыжая, а лисичка. (рыженькая)
С некоторыми словами педагог предлагает детям составить предложения: Красная роза растёт на клумбе и т. д
3. «Назови ласково»
Педагог раскладывает на столе картинки с изображением фруктов большого и маленького размера, показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого фрукта, например, яблока и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот яблоко большое. А как ты назовешь ласково маленький такой же фрукт?» Демонстрирует картинку (яблочко.) Аналогично рассматриваются другие фрукты (апельсин - апельсинчик, груша- грушка, банан- бананчик, слива-сливка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи яблоко. А теперь покажи яблочко».
4. «Интересные кубики»
Педагог перед ребёнком ставит два кубика большого и маленького размера и просит ребёнка назвать предмет, изображённый на большом кубике и найти такой же предмет на маленьком кубике и назвать его ласково. Например: кот-котёнок, лист-листик, карандаш-карандашик, гусь-гусёнок и т. д.
5. «Определи»
Перед детьми на столе картинки с изображением героев из мульфильма «Три богатыря» Илья Муромец и Алеша Попович. Педагог даёт детям картинки с изображение одежды и просит определить кому какая одежда нужна. Например: у одного рубащечка, а у другого рубащище. Первый ребенок говорит: «У меня рубащечка она нужна Алеше Поповичу». Второй ребё нок говорит: «У меня рубащище она нужна Илье Муромцу.» Аналогично с другими словами (пояс-поясище, сапожки –сапожище и т. д.)
Дидактические игры на употребление сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
1. «В гостях у Мишек»
Упражнять в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «а»;
Педагог раскладывает на столе три домика, разных по высоте; в соответствии с их размером изображены мишки большой, средний и маленький; наборы карточек с изображениями бочонков с мёдом, отличающихся по размеру.
Педагог: «Мы в гостях у мишек. В их домах находится бочонки с мёдом. Догадайся, из домов каких мишек эти бочонки? Ребёнок раскладывает карточки с бочонками в дом каждого из мишек.
Например: «У маленького мишки бочонок с мёдом маленький у среднего какой?. (средний, а у большого?. (большой). Мёд маленького мишки вкусный, а у среднего?. (вкуснее, а у большой?. (ещё вкуснее)»и т. д.
Когда ребёнок освоит алгоритм игры, он может самостоятельно определять качества предметов для сравнения. Например, кровать можно сравнить по высоте, ширине, длине, степени удобства, красоте и т. д.
2. «Опиши природу.»
Педагог на доске выставляет картинки с изображением растений, обитателей леса и произносит часть фразы, а ребёнок её заканчивает. Например: «Куст сирени высокий, а сосна ещ ….(выше)».
- Куст смородины низкий, а трава ещ …. (ниже).
- Роща большая, а лес ещ ….(больше).
- Озеро широкое, а река ещ … (шире).
- Ручей мелкий, а лужаещ …. (мельче).
- Котёнок ловкий, а кошка ещ ….(ловчее).
- Белка рыжая, а лиса ещ (рыжее).
- Береза старая, а дуб ещ (старше).
- Парк густой, а лес ещ ….(гуще).
- Трава зеленая, а ель ещ ….(зеленее).
3. «Соедини предложение»
Педагог произносит два предложения, и просит ребёнка соединить два предложения союзом «и»
Например: «Я погладила котёнка. Котёнок замурчал. (Я погладила котёнка и он замурчал). Катя играла с кубиком. Кубик упал на пол. (Катя играла с кубиком и он упал на пол) и т. д.
4. «Почемучки»
Педагог задаёт детям вопрос,а дети отвечают на вопрос используя союз потому что и составляют предложение по вопросам.
Например: Почему пришел врач? (врач пришёл потому, что заболела бабушка)
Почему люди берут зонты? (люди берут зонт потому, что идёт дождь)
Почему улетают птицы? (Птицы улетают потом, что наступила осень)
Почему зимой нельзя купаться? (зимой нельзя купаться пот, что очень холодно)
Почему летом не носят шубу? (летом не носят шубу потому, что жарко)
Почему зимой надевают варежки? (зимой одевают варежки потому, что холодно)
5. «Весеннее солнышко»
Педагог предлагает детям разделитесь на две команды. Каждая команда по очереди будет составлять фразы о весне. За каждое правильное предложение получите «солнечный лучик» для эмблемы солнышка.
Победит та команда, которая соберет больше «лучиков», у которой весеннее солнышко окажется «ярче»
Например: Деревья, на, почки, появляются. (На деревьях появляются почки)
Тают, сосульки, солнце, от. (Тают сосульки от солнца)
Лес, подснежник, в, расцвели. (В лесу расцвел подснежник)
Трава, земля, расти, на. (Трава растёт на земле).
Капель, крыша, капать, с. (С крыш капает капель)
Ручей, плыть, кораблик, по. (По ручью плывёт кораблик).
Заключение
Дидактические игры языкового содержания – важнейшее средство стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере лексики и грамматики.
Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: познавательное и игровое (занимательное). Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.
Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.
Благодаря систематическому использованию в работе с детьми дидактических игр, направленных на развитие связной речи, у ребят расширяется словарный запас, в речи становится значительно меньше аграмматизмов. Высказывания дошкольников обретают логичность и последовательность.
Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : 2007г. -260стр
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. Сада-2-е изд. — М: Просвещение, 1991 — 160 с.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М. : 2010.
4. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 2003 - 98 с.
5. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
6. Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - Пособие для практических работников ДОУ. — 5-е издание. — М. : Айрис-пресс, 2008. — 176 с. — (Дошкольное воспитание и развитие)