Михеева Мила
Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов.
Чтобы ребёнку было легче усвоить структуру слова, воспитателю нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как с движением у ребёнка будет лучше закрепляться речевой материал. Слова различной слоговой конструкции можно отхлопать, отстучать, отпрыгать, отшагать и так далее.
Публикация «Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Слог. Слоговая структура речи
- Слоги. Игры со слогами
- Темочки
На подготовительном этапе проводятся упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.
Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.
Упражнение «Выбери схему»
Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.
Упражнение «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.
На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.
Упражнения на уровне звуков:
1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»
2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).
Упражнения на уровне слогов :
– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.
Упражнения на уровне слова :
Игра с мячом
Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры : ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.
Игра «Телеграф»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры : ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
Игра «Сосчитай, не ошибись»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры : ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова : где камешков больше, то и слово длиннее.
Игра с мячом «Передай дальше»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры : дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.
Игра «Назови правильное слово»
Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры : логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).
Упражнение «Что изменилось?»
Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова : кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.
Упражнение «Найди самое длинное слово»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.
Упражнение «Сосчитай, не ошибись»
Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).
Упражнение «Какое слово отличается»
Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова : бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.
Упражнение «Назови одинаковый слог»
Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных
Упражнение «Назови ласково»
Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.
Игра «Пирамида»
Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры : ребё нок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.
Игра «Магазин».
Играющим раздаются «деньги» - карточки с нарисованными точками (одной, двумя, тремя, четырьмя). У логопеда на столе разложены картинки с изображением товаров. Дети по очереди «покупают» товар так, чтобы в его названии было столько слогов, сколько точек на карточке. Игра продолжается, пока игроки не потратят все «деньги».
Продукты: масло, сыр, помидоры, молоко…
Школьные принадлежности: тетрадь, линейка, клей, учебники…
Игрушки: мишка, кубики, мяч, Буратино…
Игра «Почтальон».
У каждого ребёнка «телеграмма», на которой напечатан определённый слог и точками указано количество гласных и, соответственно, слогов в слове. На партах разложены картинки. Каждый ребёнок должен найти картинку не только с нужным слогом, но и с нужным количеством слогов. Например, для «телеграммы» подобраны картинки: луна, бананы, тюльпан, пенал.
Игра с пуговицами
Предложите ребёнку поиграть с пуговками, переберите их, подберите пуговицы разного цвета и размера. После перебирания пуговиц вместе с ребёнком выкладывайте их в ряд, проговаривая слова, на каждую пуговицу по одному слогу. Ребёнок должен видеть состав слова, после того, как вы соберёте слово, ещё раз его повторите, и поставьте собранные в ряд пуговки отдельно от других, потом обговорите, как вы много слов собрали, какие вы молодцы!