Елена Ивановна Гуцул
Из опыта работы «Дидактические игры и упражнения для развития слоговой структуры речи у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье.
Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой.
Публикация «Из опыта работы „Дидактические игры и упражнения для развития слоговой структуры речи у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Слог. Слоговая структура речи
- Слоги. Игры со слогами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2019
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаё т от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствуют искажения слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.
Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:
1) ударностью,
2) количеством слогов,
3) линейной последовательностью слогов,
4) моделью самого слога.
Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры до грубых нарушений.
Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова.
Слова могут быть деформированы за счет:
1. Нарушения количества слогов :
а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов) : “моток” (молоток).
Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова (“на” - луна, в его середине (“гуница” - гусеница, слово может не договариваться до конца (“капу” - капуста).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного (“ка” - каша, “пи” - писал, другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными (“пувица” - пуговица) :
- опускание слогообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется (“просоник” – поросёнок; “сахрница” - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.
б) Итерации:
- увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (“тарава” - трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчленённым его произношением, представляющем собой как бы “ раскладывание” слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки (“дирижабил” - дирижабль).
2. Нарушение последовательности слогов в слове :
- перестановка слогов в слове (“деворе” - дерево);
- перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушеия.
3. Искажение структуры отдельного слога :
- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (“капута” - капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения (“тул” - стул).
Данный дефект Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина выделяют как самый распространённый при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.
- вставка согласных в слог (“лимонт” - лимон).
4. Антиципации, т. е. уподобления одного слога другому (“пипитан” - капитан; “вевесипед” - велосипед).
5. Персеверации (от греческого слова “упорствую”). Это инертное застревание на одном слоге в слове (“пананама” - панама; “вавалабей” - воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, т. к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.
6. Контаминации – соединения частей двух слов (“холодильница” - холодильник и хлебница).
Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется ещё и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.
Традиционно при исследовании слоговой структуры слова анализируются возможности воспроизведения слоговой структуры слов разной структуры по А. К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
Типы слов (по А. К. Марковой)
1 класс – двусложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2 класс – трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3 класс – односложные слова (дом, мак).
4 класс – двусложные слова с одним закрытым слогом (диван, мебель).
5 класс – двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6 класс – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, тюльпан).
7 класс – трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8 класс – трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9 класс – трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
10 класс – трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).
11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12 класс – односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13 класс – двусложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).
14 класс – четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Кроме слов, входящих в состав 14 классов оценивается произношение и более сложных слов: “кинотеатр”, “милиционер”, “учительница”, “термометр”, “аквалангист”, “путешественник” и т. п.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
В коррекционной работе можно выделить два этапа:
I подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале). Цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
II коррекционный (работа ведётся на вербальном материале и состоит из нескольких уровней (уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слова).
Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.
Проведение на групповых, на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных упражнений и дидактических игр создаёт максимально благоприятные условия для формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
На подготовительном этапе я проводила упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.
Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения : Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.
Упражнение «Выбери схему»
Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.
Упражнение «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребё нок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.
На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.
Упражнения на уровне звуков :
Игра «Кубик»
– Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике.
– Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.
–Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла. Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
Упражнения на уровне слогов :
– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.
Упражнения на уровне слова :
Игра «Змея–червяк»
Цель: развивать умение определять длинные и короткие слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения : ребёнок выбирает из предложенных картинок те, на которых изображены длинные слова и раскладывает их под змеёй, а короткие – под червяком.
Игры с мячом
Игра «Раздели на слоги»
Цель: развивать умение делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры : 1 вариант – ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.
2 вариант – ребёнок подбрасывает мяч заданного слова или названия предметной картинки.
3 вариант – дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.
Игра «Конец слова за тобой»
Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры : логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША : ка, ва, Да, Ма, Ми…
Игра «Какое слово получилось?»
Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры : ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.
Ребё нок: бу Логопед: кет (фет, тон, бен) Ребё нок: букет (буфет, бутон, бубен)
Игра «Назови ласково»
Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения : логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково» по слогам.
Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.
Игра «Кочки»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: резиновые кочки, предметные картинки.
Ход игры : ребёнок «прошагивает» по кочкам и проговаривает название картинки по слогам.
Игра «Сосчитай»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры : ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.
Упражнение «Что изменилось?»
Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения : ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.
Упражнение «Сосчитай, не ошибись»
Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения : Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).
Упражнение «Какая картинка лишняя»
Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход упражнения : из предложенных картинок дети определяют лишнюю по слоговой структуре.
Игра «Пирамидка»
Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры : ребёнок должен расположить картинки по количеству слогов.
Игра «Подарки»
Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры : ребёнок должен расположить картинки по количеству слогов.
Игра «Магазин»
Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход игры : ребёнок раскладывает картинки под корзинками по количеству слогов.
Игра «Наряди ёлку»
Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: игровое поле, набор предметных картинок.
Ход игры : ребёнок наряжает ёлку. Самые большие нижние ветки украшают игрушками с картинками, в названии которых четыре слога, ветки поменьше — три слога, далее — двусложными словами. Самые маленькие верхние ветки — односложными словами.
Игра «Сложи картинку»
Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: разрезные картинки.
Ход игры : ребёнок должен собрать картинку из частей.
Упражнение «Назови слово правильно»
Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения : логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.
Логопед: Ребё нок:
Мосалёт
Ломасёт самолёт
Самолёт
В заключение хочется добавить, работа логопеда не может и не должна быть стандартизирована. Рекомендую использовать преимущественно игровую форму занятий, лишь таким образом можно вызвать потребность в общении, интерес к упражнениям. Активизация различных анализаторов во время занятий с использованием данного дидактического материала способствует более прочному закреплению материала. Систематическое и последовательное использование предлагаемых дидактических упражнений и игр в практической работе эффективно способствует коррекции у детей речевого дефекта, недостатков внимания, мышления, памяти, мелкой моторики пальцев рук.