Светлана
Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется : от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе. Поэтому преодолеть этот недостаток важно в дошкольном возрасте.
Публикация «Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Необходимо отметить и тот факт, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных особенностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка, а по материалам последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации. На это указывают работы Г. В. Бабиной, Н. Ю. Сафонкиной. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
Пространство и время выступают в ритмических структурах как неразрывное единство, как основа существования любого явления, протекания любого процесса.
Специфика пространственных отношений качественно влияет на уровень общих и частных возможностей ребенка. Дефицитарность пространственных представлений нарушает линейность построения и этапность прохождения любой сенсорной и двигательной программы, деформирует деятельность различных уровней, в том числе и речевую. Недостаточность пространственных представлений непосредственно проецируется на восприятие и воспроизведение последовательностей элементов слова
Различные типы искажений слогового состава слова очень распространены у детей с нарушениями речи. Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко- слоговой и морфологической структурой слова. Стойкое искажение слоговой структуры наблюдается при различных нарушениях речи (алалии, дизартрии, заикании, афазии, ринолалии).
При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.
Необходимо отметить и тот факт, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных особенностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка, а по материалам последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации. На это указывают работы Г. В. Бабиной, Н. Ю. Сафонкиной. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
Пространство и время выступают в ритмических структурах как неразрывное единство, как основа существования любого явления, протекания любого процесса.
Специфика пространственных отношений качественно влияет на уровень общих и частных возможностей ребенка. Дефицитарность пространственных представлений нарушает линейность построения и этапность прохождения любой сенсорной и двигательной программы, деформирует деятельность различных уровней, в том числе и речевую. Недостаточность пространственных представлений непосредственно проецируется на восприятие и воспроизведение последовательностей элементов слова.
При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.
Проанализировав научно-методический подход можно сделать вывод, что авторы предлагают в работе по развитию слоговой структуры слова выделять как минимум два этапа: подготовительный и основной.
1 этап «Подготовительный»
Цель: усвоение речевых ритмов.
Задачи: - развитие слухового внимания и памяти на материале неречевых звуков;
- усвоение речевых ритмов (простых и сложных);
- развитие координации движений под музыку; - развитие ручного праксиса и координации рук.
Работа на невербальном материале
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан).
2. Работа над ритмом (сначала над простом, затем над сложным).
Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
Работа на вербальном материале.
1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры. 2. При создании игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка». В ходе беседы с ребенком уточняются и закрепляются понятия: первый — последний, начало — середина — конец, между — за — перед —после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? и т. д.).
3. Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается прохлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да, слоги с разными звуками (ма-па, па-ма, закрытые и обратные слоги (пап-ап).
Целью непосредственно коррекционного этапа является формирование слоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка, закрепление навыка точного воспроизведения слоговой структуры на материале чистоговорок, стихотворений и других текстов.
Работа по формированию слоговой структуры слова сопровождается обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм, расширяется и активизируется словарь. Включаются в работу следующие игры:
«Чего не стало?» (Образование существительных единственного и множественного числа);
«Назови один предмет» (образование единственного числа существительных от множественного);
«Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом);
«Скажи наоборот» (слова с противоположным значением);
«Собери картинку и назови другим словом» (употребление синонимов) и др.
Уровень гласных звуков Детям предлагаются следующие задания:
Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;
Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты) : А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;
Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом; Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.
Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:
Составление всевозможных слогов из предложенных звуков («Кто больше?»);
Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо — один слог);
Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
Наращивание (уменьшение) слогов («Скажи на один слог больше, чем я») : са-со. ;
Запоминание и повторение цепочки слогов : са-со-су-сы; сы-са-со-су; са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са.
Заключение. Таким образом, в конце коррекционного обучения у детей формируется соответствующий уровень развития слоговой структуры. Дети умеют проводить звуковой анализ и синтез слов, пользуясь специальными терминами (звук, слог, гласные звуки, согласные звуки, твердость, мягкость) составлять схемы звуко-слогового состава слов различной сложности. Всё это создает базу для дальнейшего успешного обучения чтению и письму в школе.