Елена Долгая
Дидактические игры и упражнения для развития связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактические игры и упражнения для развития связной речи»
Консультация для педагогов
Материал подготовила Долгая Е. А. ,
воспитатель
«Подбери словечко»
Задачи: развивать у детей сообразительность, умение подбирать по смыслу слова.
***
Педагог (предлагает ответить на вопросы). Вспомните, что можно шить?
Дети. Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т. д.
Педагог. А штопать?
Дети. Носки, чулки, варежки, шарф.
Педагог. А завязывать?
Публикация «Дидактические игры и упражнения для развития связной речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Дети. Шнурки, веревку, шарф, завязки.
Педагог. А надвигать на лоб?
Дети. Шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку.
Педагог. А надевать?
Дети. Пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки.
Педагог называет заранее намеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.
«Скажи по - другому»
Задачи: учить реализовывать коммуникативные умения в соответствии с правилами речевого общения; подбирать к указанным словам синонимы.
***
Педагог объясняет ребятам правила игры, в которой дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на исходное слово.
«Большой», - предлагает педагог.
Дети называют слова: «Огромный, крупный, громадный, гигантский».
«Красивый». – «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».
«Мокрый». – «Сырой, влажный» и т. д.
Готовясь к проведению игры, педагог заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов.
Можно по аналогии с этой игрой разработать другие, например педагог называет какое-нибудь существительное, а дети подбирают к нему подходящие эпитеты. Так к слову «море» дети подбирают эпитеты: спокойное, бурное, тихое, лазурное, грозное, штормовое, красивое, южное. Ребенка, который вспомнит больше слов, нужно поощрить.
«Закончи предложение»
Задачи: учить детей понимать причинно – следственные связи между явлениями; упражнять в правильном отборе слов, использовании различных видов предложений.
***
Педагог начинает предложение: «Я надела теплую шубу, чтобы…» и предлагает детям закончит его. Дети говорят: «Чтобы было тепло, чтобы пойти погулять, чтобы не замерзнуть»
Педагог должен заранее подготовить ряд предложений, например: «Мы зажгли свет, потому, что…», «Дети надели шапки, потому, что…», «Полили цветы, потому, что…».
В следующий раз можно предложить дошкольникам самим придумать незаконченные предложения.
«Назови игрушку»
Задачи: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки; развивать связную речь при писании игрушки.
***
Дошкольникам демонстрируется 3-4 игрушки. Педагог сообщает детям, что он расскажет об игрушке, а задача игроков – прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указывается 1-2 признака. Если дети испытывают затруднения, число признаков увеличивается до трех – четырех.
«Что за предмет»
Задачи: учить детей называть предмет описывать его, обращая внимание на последовательность описания, использование сравнений.
***
Педагог вынимает из «чудесного» мешочка какой-либо предмет и называет его («Это мяч»). Вначале описание игрушки берет на себя педагог («Он круглый, синий с желтой полосой», затем задание выполняю дети.
Список использованных источников:
Рудик О. С. С детьми играем – речь развиваем. Часть 1. Учебно-методическое пособие.