Елена Лазебная (Шаламова)
Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря однокоренных и родственных слов
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Волшебный паровозик»
Цели:
• расширение и обогащение словарного запаса по лексической теме «Посуда»;
• развивать умение образовывать однокоренные и родственные слова.
Оборудование:
- 1 большая картинка с изображением паровозика,
- 14 средних карточек (сахарница, сухарница, хлебница, супница, конфетница, селедочница, салатница, салфетница, фруктовница, соусник, перечница, мыльница, игольница, песочница,
Публикация «Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря однокоренных и родственных слов» размещена в разделах
- 14 маленьких картинок (сахар, сухарь, хлеб, суп, конфеты, селедка, салат, салфетка, фрукты, соус, перец, мыло, игла, песок).
Ход игры.
1вариант
На стол выкладывают маленькие предметные картинки с изображением продуктов. Педагог предлагает детям сходить в магазин и купить продукты. Дети по желанию выбирают со стола любую картинку и составляют предложение.
Образец ответа ребенка: Я купил хлеб. Я купил конфеты.
Далее педагог объясняет, что для каждого продукта есть своя посуда: для хлеба — хлебница, для конфет — конфетница, для сахара — сахарница. Дети повторяют названия этих предметов. Педагог с помощью интонации выделяет часть слова -ниц-, подчеркивая, что с ее помощью образуется новое слово. Затем педагог предлагает покататься на «Волшебном паровозике», где в вагончике едет волшебная частичка -ниц-. Педагог предлагает детям купленные продукты вставить в паровозик и отгадать, какое новое слово получится. Если ребенок дает правильный ответ, то педагог выставляет изображение этого предмета и уточняет его назначение.
2 вариант
Педагог сообщает детям, что «Волшебный паровозик» приехал на станцию «Сахарница» и предлагает отгадать, что вёз паровозик. Дети дают ответ и вставляют в паровозик предметную картинку с изображением продукта.
Образец ответа ребенка: Сахарница нужна для сахара, паровозик вез сахар. Паровозик вез сахар, потому что сахарница нужна для сахара.
Игра «Родственные слова»
Цель: развитие словарного запаса у детей.
Задачи:
-научить детей отличать родственные по смысловому значению слова
-обеспечить точное понимание смыслового значения усвоенных слов
-воспитывать простейшие навыки словообразования
Оборудование: предметные картинки.
Варианты игр
«Большой-маленький»
Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имен существительных.
Ход игры.
Детям показываются картинки с изображенными на них большими и маленькими предметами (дом-домик, стол-столик, стул-стульчик, шар-шарик, флаг-флажок, куб-кубик, гриб-грибочек и т. д.). Поэтим картинкам задаются вопросы, стимулирующие их к самостоятельному образованию слов с нужными уменьшительно-ласкательными суффиксами: Подберите для каждого большого предмета такой же, но только маленький. Назовите маленькие предметы ласково.
«Найди родственников»
Цель: развитие у детей представлений о родственных связях слов, овладение навыком подбора родственных слов, уточнение и активизация словарного запаса.
Ход игры.
Разложите картинки. Предложите детям назвать картинки. Затем попросите для каждой картинки найти пару-картинку, которая называется родственным словом. Подберите пары слов по смыслу, например:
Чай-чайник
Лист-листья
Хлеб-хлебница
Снег-снеговик
Море-моряк
Рыба-рыбак
Картинки помогут проверить выполнения задания. Для того, чтобы установить родство слов, необходимо понимать их, уметь объяснять их значение.
Далее можно предложить детям составить предложения по картинкам. Можно придумать предложения как по отдельным картинкам, так и используя пары родственных слов.
Игра «Словообразование»
Цель. Учить детей отгадывать загадки. Упражнять в умении находить семантическое значение слова путем деления его на 2 составляющие.
Оборудование. Предметные картинки.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки и объяснить, из каких слов составлено каждое слово-отгадка.
Вот стальная птица
В небеса стремится.
А ведет ее пилот.
Что за птица? (самолёт)
Красивые колёсики
Там их обычно два.
Еще на нем подножка есть.
Что это, детвора? (Самокат)
Руки в боки, как начальник
Раньше всех на стол встает.
Сам себе плита и чайник,
Сам заварит, сам нальёт. (самовар)
Есть у нас в квартире робот,
У него- огромный хобот.
Любит робот чистоту,
И гудит как лайнер- туууу.
С большой охотой пыль глотает,
Но не болеет, не чихает (Пылесос)
Игра «Слова-братишки»
Цель. Учить детей образовывать однокоренные слова.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры.
В игре могут принимать участие как подгруппа детей, так и группа.
Дети сидят за столом, выбирают себе по несколько картинок. Воспитатель предлагает подобрать к каждой картинке слово-братишку, т. е. слово, похожее на заданное.
1 вариант. Слова-братишки должны обозначать предметы.
Пример: дом-домовой, ключ- ключница, стол-столешница
2 вариант. Слова-братишки могут обозначать признаки предмета.
Пример: кукла- кукольный, резина- резиновый, мёд- медовый, ягода- ягодный.
Игра «Узнай слово по его описанию».
Цель: Познакомить с понятием «родственные слова». Расширять словарь новыми словами.
Оборудование: Картинки с изображениями – сад, рассада, саженец, садовник, садовые инструменты, детский садик.
Ход упражнения: Посмотрите картинки, узнайте слово по его описанию.
- Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. Сад. - Человек, который ухаживает за садом. Садовник. - Молодые растения, которые приготовлены для посадки в землю. Рассада. - Молодое дерево, которое выращено для посадки в саду. Саженец. - Инструменты, которыми работают в саду. Садовые. - Место, куда дети ходят каждый день до поступления в школу. Детский садик. - Человек, который разводит сады. Садовод.
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: Формировать умение сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишнее».
Ход упражнения: Послушайте слова, определите, какое слово лишнее и объясните почему? Садик, садовод, сад, салат. Садовник, всадник, рассада, сады. Ссадина, садовый, палисадник, сажать.
Игра «Будь внимательным»
Цель: Формировать умение анализировать, сравнивать слова по звучанию и по смыслу.
Ход игры. Я буду называть пары слов. Если вы услышите родственные слова, наклонитесь вперёд, а если услышите не родственные слова, покачайте головой (можно предложить также топнуть ногой -хлопнуть в ладоши).
Сад – сажать; садик – ссадина; всадник – саженец; пересаживать - палисадник, садоводство – рассада, садочек – салат.
Игра «Назови детенышей».
Цель: Закрепление употребления названий детенышей домашних животных и птенцов. Дать детям понятие о том, что одни названия детенышей образуются с помощью слов-родственников, а другие- только названиями детёнышей.
Ход игры.
Воспитатель предлагает назвать детёнышей животных: у кошки – котенок, у ослицы – осленок, у курицы – цыпленок, у гусыни – гусенок, у индюшки – индюшонок, у собаки – щенок, у утки – утенок, у лошади – жеребенок, у коровы – теленок, у козы – козленок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок.
Игра «Большой - маленький».
Цель: Закрепление названий детенышей диких животных в единственном числе. Упражнять употреблять в речи однокоренные слова.
Ход игры.
Воспитатель предлагает назвать детёнышей животных: Заяц - зайчонок волк. лев. медведь. рысь. тигр. слон. белка. еж. мышь. олень. лиса.
Игра «Профессии»
Цель: активизировать словарь, обозначающий профессии. Учить образовывать однокоренные слова.
Ход игры.
1 вариант. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: Кто носит багаж? - Носильщик. Кто сваривает трубы? - Сварщик. Кто вставляет стекла? - Стекольщик Кто работает на кране? - Крановщик. Кто кладет камни? - Каменщик. Кто точит ножи? - Точильщик. Кто чинит часы? -Часовщик Кто упаковывает вещи? - Упаковщик. Кто танцует на сцене? -Танцовщик. Кто льет металл? - Литейщик. Кто зажигает фонари? - Фонарщик Кто чистит? - Чистильщик. Кто кроит платья? - Закройщик.
2 вариант. Воспитатель предлагает назвать женские профессии. Мужчина - портной, а женщина - портниха; ткач. ; повар. ; врач. ; учитель. ; воспитатель. ; художник. ; продавец. ; скрипач. ; певец. ; летчик. ; пианист.