Елена Лазебная (Шаламова)
Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря прилагательных и признаков предмета
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Кто больше!»
Цель:
• обогащение словаря прилагательных и признаков предмета дошкольников;
• активизация словаря детей
Оборудование: кубик, предметные картинки.
Картинки, обозначающие различные группы:
Время суток: день, ночь, утро, вечер.
Головные уборы: платок, шапка, шляпа, кепка, панама.
Деревья: сосна, ель, береза, дуб, клен, тополь.
Дикие животные: волк, медведь, олень, белка, заяц, еж, лиса, жираф, лев,
слон, рысь, носорог, лось, зебра.
Публикация «Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря прилагательных и признаков предмета» размещена в разделах
Дикие птицы: грач, голубь, ворона, сова, сорока, ласточка, лебедь,
снегирь, воробей, скворец, дятел, цапля.
Домашние животные: лошадь, собака, корова, коза, кошка, овца, свинья.
Домашние птицы: курица, индюк, гусь, петух.
Игрушки: машинка, мяч, кукла, мишка, кораблик, зайчик, лошадка,
пирамидка, коляска.
Инструменты: топор, молоток, пила, игла, клещи, ножницы.
Мебель: диван, шкаф, стол, стул, кровать, кресло.
Насекомые: оса, муха, бабочка, комар, муравей, стрекоза.
Обувь: ботинки, сапоги, туфли, сандалии, тапки, валенки.
Овощи: картофель, морковь, капуста, помидор, огурец, тыква, свекла,
лук, перец, редиска, репа.
Одежда: майка, штаны, пальто, юбка, кофта, носки, рубашка, халат,
платье, варежки.
Посуда: ложка, вилка, нож, тарелка, чашка, чайник, блюдце, сковорода,
кастрюля.
Профессии: врач, повар, парикмахер, дворник, учитель, продавец,
милиционер, швея, пожарный.
Рыбы: щука, лещ, сом, окунь, акула.
Средства транспорта: трамвай, троллейбус, автомобиль,
грузовик, автобус, вертолет, самолет, корабль, поезд.
Учебные вещи: портфель, тетрадь, ручка, карандаш, книга.
Фрукты: яблоко, груша, лимон, слива, банан, апельсин, виноград.
Цветы: ромашка, роза, тюльпан, колокольчик, ландыш, астра.
Части головы: лоб, брови, глаза, нос, рот.
Части руки: плечо, локоть, ладонь, пальцы.
Части тела: голова, ноги, руки, туловище.
Явления природы: солнце, луна, туча, гроза, снег, дождь.
Ягоды: клубника, малина, смородина
Ход игры.
Ребенок должен подобрать к изображенному предмету как можно больше слов - признаков. Описывается цвет, форма, величина, размер, материал, из которого сделан предмет. Описываются качественные характеристики: эмоциональное состояние, черты характера. Описываются характерные детали.
Игра «Расскажи о предмете»
Цели: Расширение объема словаря прилагательных.
Формирование представлений о предмете.
Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.
Содержание.
Взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук, яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)».
По аналогии – шапка и т. д.
Игра «Посылка»
Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.
Содержание.
Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.
Игра с мячом «Пять признаков»
Цели: Активизация слов, характеризующих признаки предмета. Оборудование. Мяч.
Содержание.
Дети встают в круг. Воспитатель называет слово (это может быть предмет, явление природы) и говорит «Назови пять признаков». Бросает мяч ребенку. Тот называет первый признак предмета и передает мяч следующему ребенку. Воспитатель считает: Первый, второй, третий признак…
Например: Сахар- сладкий, белый, вкусный, твердый, сыпучий.
Дом- деревянный, кирпичный, большой, маленький, просторный и т. д.
Игра «Стоп! Палочка, остановись!»
Цель: расширение и активизация словаря детей; обучение умению подбирать слова-прилагательные.
Оборудование: палочка для игры
Дети становятся в круг, воспитатель - в центре. Игра заключается в том, что дети называют слова и одновременно передают палочку рядом стоящему - своеобразная эстафета. О том, какие это должны быть слова, участники игры договариваются заранее. "О каком животном будем рассказывать?" - спрашивает воспитатель. Кто-то из детей (возможна и предварительная договоренность) предлагает : "Будем говорить про котенка все, что знаем". Воспитатель соглашается и предлагает сначала подобрать слова про то, какой котенок (подбор слов-прилагательных). Педагог вручает палочку кому-либо из детей, тот называет первое слово (например, пушистый) и передает палочку следующему, он говорит белолапый и тоже передает палочку и т. д. В результате дети подбирают много разных слов : полосатый, озорной, бедовый ласковый, усатый, веселый, черноухий, зеленоглазый. Если кто-либо повторяет уже названное слово или слишком долго ищет слово, воспитатель дает сигнал: "Стоп! Палочка, остановись!" Этот ребенок должен выйти из круга.
Когда палочка дойдет до середины круга, воспитатель меняет задание: "Теперь будем подбирать слова про то, что котенок может делать" (подбор слов-глаголов). Это задача легче предыдущей, поэтому палочка обходит весь круг детей, каждый произносит по одному (по разному! слову : лакает, бежит, сидит, мяукает, мурлыкает и т. д. По степенно круг играющих сужается за счет допускающих ошибки.
В следующий раз дети могут подобрать кличку котенку (подбор слов - существительных). Аналогично может быть проведена игра и по подбору слов для характеристики других животных, птиц, насекомых, рыб.
Игра " Чья? Чей? Чьё? Чьи? "
Цель игры. Развить речь, обогащать словарь притягательных прилагательных.
Оборудование: картинки с изображением животных или соответствующие игрушки.
Содержание. .В игре могут принимать участие 2-3 ребенка. Каждый получает несколько карточек или игрушек. Воспитатель задает вопросы "Чья? чей? чье? чьи? ". Ребенок должен ответить, кому принадлежат те или иные свойства.
Например, поставьте игрушечную белку и спросите у ребенка: "Чьи это глазки? ". Ребенок должен ответить : "Беличьи "."Чье это ушко? "-"Беличье".
Затем можно усложнить игру, задавая вопрос без примера на картинке и спрашивая про разных зверей, например:
Чья лапка у.
-кошки? -кошачья ;
-лисы? -лисья;
-воробья? -воробьиная;
-обезьяны? -обезьянья;
-мышки? - мышкина;
Чей нос у.
-собачки? -собачий;
-зайца? -заячий ;
-мамы? -мамин;
-куклы? -куклин;
-голубя? -голубиный и т. д.
Когда ребенок не знает нужного ответа, педагог должен сам назвать его, не заостряя внимание на том, что ребенок не догадывается, как правильно ответить на поставленный вопрос. Постепенно он запомнит, как нужно правильно изменять слова.
Игра «Магазин одежды»
Цель: познакомить детей с видами тканей: джинсовой, меховой, сатиновой, вельветовой, шелковой и т. д. ; различать её структуру, определять ткань на ощупь; упражняться в запоминания названий тканей;учить детей различать одежду по гендерной принадлежности; закрепить умение в различении эталонов цвета; обогащать словарный запас; учить образовывать прилагательные от существительных.
Материал: силуэты мальчика и девочки из фанеры с магнитиками. Одежда по сезону из различной ткани по гендерной принадлежности.
Содержание: воспитатель рассказывает, что в магазин одежды поступил товар: различная одежда по сезонам, по гендерной принадлежности и различных видов тканей. Воспитатель отмечает, что летняя одежда из лёгкой, тонкой, цветной, яркой ткани, а демисезонная и зимняя - из более тёплой, плотной ткани. Предлагает детям рассортировать одежду по сезонам, побудив детей прокомментировать свой выбор. Затем воспитатель предлагает потрогать ткань, уточняя характеристики каждой ткани (например, шелк тонкий, гладкий, прохладный; шерсть тёплая, ворсистая).
Воспитатель поясняет, что в зависимости от вида ткани, одежда будет соответственно называться (например, платье, сшитое из шелка - шёлковое платье; юбка, сшитая из джинсовой ткани - джинсовая юбка). Воспитатель напоминает детям, что одежда делится по гендерному признаку : одежда для девочек и одежда для мальчиков.
Воспитатель предлагает детям одеть мальчика и девочку по своему выбору и прокомментировать результат.
Игра «Докончи предложение»
Цель: Учить образовывать сравнительную степень прилагательных, формировать языковое чутье.
Оборудование: предметные картинки
Ход игры:
Дети, сегодня мы поиграем в игру: «Докончи предложение» Я буду читать предложение, а вы должны будете его закончить, например: Печенье сладкое, а мед… слаще.
- лента длинная, а скакалка еще длиннее;
-озеро глубокое, а океан – глубже; и т. д.
Игра «Назови какой?»
Цель: Ввести в речь детей причастия. Активизировать словарь признаков предметов и явлений.
Оборудование: сюжетные картинки
Ход игры:
Дети, сегодня в игре мы будем характеризовать действия, изображенные на картинках. Воспитатель показывает картинку и спрашивает: «Кто изображен на картинке? Чем занимается мальчик? (рисует). Мальчик рисует - рисующий мальчик.
Самолет летит – летящий самолет.
Лист желтеет, опадает – желтеющий, опадающий лист.
Мальчик читает – читающий мальчик.
Девочка бежит- бегущая девочка.
Дети танцуют – танцующие дети.
Ножницы режут – режущие ножницы
Поле желтеет - желтеющее поле;
Собака лает – лающая собака;
Ручей журчит – журчащий ручей
и т. д.
Игра «Погладь рукой, скажи: какой?»
Цель: развитие тактильной памяти, мыслительных операций, мелкой моторики, импрессивной и экспрессивной речи (помогает обогатить словарный запас существительными и прилагательными, такими как: мех, пух, стекло, ковролин, губка, линолеум, пух, перо, бархат, шелк, наждачная бумага; гладкий, холодный, мягкий, пушистый, шершавый, твердый, жесткий, теплый, приятный на ощупь и т. д.); фантазии и воображения.
Оборудование: Карточки размером 6х9 см, на которых изображены различные объекты, часть которых предназначена для тактильного обследования.
Слон (ковролин)
Тюлень (кожа)
Робот (металл)
Пингвин (синтепон)
Мяч (резина/силикон)
Зебра (бархатистая ткань)
Цыпленок (пух)
Утка (перо)
Тротуар возле дома (наждачная бумага)
Дом с окном (стекло)
Содержание. В игре участвует 1 ребенок. Ребенку завязывают глаза и предлагают обследовать карточку на ощупь. Ребенок описывает свои тактильные ощущения, используя слова прилагательные - гладкий, холодный, мягкий, пушистый, шершавый, твердый, жесткий, теплый, приятный на ощупь и т. д.
Делает предположение, что за материал может быть использован- мех, пух, стекло, ковролин, губка, линолеум, пух, перо, бархат, шелк, наждачная бумага.
Затем делает предположение- что может быть изображено на карточке.
Ребенку развязывают глаза, и он смотрит и выясняет, правильно ли он определил характеристики предмета, материал, который он обследовал и угадал ли, что было изображено.
Игра «Скажи иначе»
Цель задания: развивать умение детей подбирать синонимы к прилагательным.
Материал: слова : теплый, медленный, высокий, веселый, плохой, смелый, хороший, большой.
Ход игры : Ребенку предлагается придумать слова-синонимы к словам. Приводится пример.
Инструкция: «Ты знаешь, у каждого слова есть свои «приятели», например к слову «ласковый» можно подобрать следующие слова – «приятели» - нежный, добрый, заботливый, приятный. Давай с тобой тоже подберем такие слова».
Игра «Выбери правильно»
Цель: развивать умение детей группировать семантически близкие прилагательные.
Материал: серия из трех слов : короткий, длинный, маленький; высокий, маленький, низкий; большой, круглый, овальный; тяжелый, длинный, легкий; большой, низкий, маленький; кислый, вкусный, сладкий; толстый, тонкий, тяжелый.
Ход игры : Ребенку медленно проговаривается три прилагательных и предлагается выбрать лишнее среди них. При необходимости слова повторяются.
Инструкция: «Послушай внимательно, я тебе назову три слова, три прилагательных, подумай и скажи, какое слово здесь лишнее».
Игра «Цвет и форма»
Цель : закреплять знание детьми геометрических форм и основных цветов; развивать умение употреблять в речи качественные прилагательные.
Материал: предметные картинки с изображениями разных геометрических форм (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и разных цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Ход игры : Детям раздаются карточки с изображениями предметов, похожих на геометрические фигуры. Ведущий показывает карты с одной из геометрических фигур определенного цвета. Ребенок должен найти на своих карточках тот предмет, который похож на данную геометрическую фигуру, назвать эту фигуру и ее цвет.
Инструкция: «Я тебе покажу карточку, а ты найди такую же фигуру на своей карточке. Скажи, какого цвета данная фигура, а какой она формы?»
Игра «Черты характера»
Цель: развивать умение детей самостоятельно подбирать подходящие слова-описания (прилагательные,
Материал: предметные картинки с изображениями животных: заяц, лиса, волк, лев, кошка, осел.
Ход игры : Ребенок тащит карточки и называет, какие основные «черты характера» у этих животных: волк - злой, заяц - трусливый, лиса - хитрая, лев - храбрый, кошка - ласковая, осел - упрямый.
Инструкция: «Вытащи из мешочка карточку, посмотри, кто это? Скажи, а какой характер у волка?» Аналогично с другими.
Игра «Подбери слово к признаку»
Цель: активизировать в речи детей словарь признаков предметов.
Ход игры. Воспитатель предлагает подобрать как можно больше слов к признаку предмета.
Тематика:
- «Дикие животные» : Большой, маленькая, пушистая, колючий, сильный, слабая, трусливый, добрый, могучий, злой, пятнистый, быстрый, полосатая, серый, хитрая, горбатый, длинноногий, ловкая, хищный, неуклюжий.
- «Овощи, фрукты, ягоды» : Желтая, синяя, красная, зеленый, черная, длинный, спелая, сочный, свежий, хрустящий, большой, маленькая, крупный, круглый, мелкий, твердый, мягкая, сладкая, вкусное, горький.
- «Транспорт» : Новый, старый, большой, маленькая, мощный, длинный, грузовой, трехколесный, быстроходный, летящий.
Игра «Ералаш»
Цель: Закрепление употребления притяжательных прилагательных. Оборудование: Используются картинки с изображением животных, разрезанные на 3 части.
Ход игры : Детям раздаются части разрезанных картинок. Они должны правильно назвать свою картинку («У меня заячья голова».) и собрать целое изображение.