Елена Лазебная (Шаламова)
Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря антонимов
▼ Скачать + Заказать документы
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.
Оборудование. Мяч.
Содержание.
Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.
Публикация «Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря антонимов» размещена в разделах
Речевой материал:
Существительные: день -…; утро -…; восход -…; зима - …; весна - …; добро - ….; друг -….; герой - ….; награда - ….; холод - ….; веселье - ….; расставание -….;
Глаголы: надеть = ….; въехать - …. ; выиграть - …. ; встать -…. ; забыть - ….; говорить - …. ; влететь - ….; давать -….; выиграть -….; найти -….; начинать -….;
Одеть - (раздеть,
Поднять - (опустить,
Бросить - (поймать,
Спрятать - (найти,
Положить - (убрать0
Прилагательные: умный - …; добрый -….; здоровый - ….; новый -…. ; быстрый - ….; гладкий - …; высокий -….; чистый -….» толстый -…. ; пустой -….; горячий -….;
Наречия: налево -….; мягко -….; редко -….» громко -….» поздно -….; глубоко - ….; ярко -….; трудно -…. ; тяжело -….; лучше -….
"Послушай слова и подбери слово-"неприятель""
Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.
Материалом являются слова :
1. Имена существительные: день, утро, восход, весна, зима, добро, друг, грязь, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, польза, грязь,
2. Имена прилагательные: больной, белый, высокий, веселый, темный, горький, добрый, здоровый, новый, молодой, острый, толстый.
3. Глаголы: войти, говорить, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опускать, помогать, смеяться, закрывать, включать.
«Непохожие картинки»
Цель:
• Расширять словарь детей
• упражнять в подборе антонимов.
• развивать логическое и творческое мышление.
• мелкую мускулатуру рук.
Оборудование:
• игровое поле с координатными лучами и симметрично расположенными на них декоративными гвоздиками и кармашками для картинок по типу игры «Геоконт»;
• Цветные резинки;
• Наборы предметных картинок по лексическим темам “Дикие животные», «Домашние животные», «Грибы» и др. ;
Ход игры.
Воспитатель выставляет любую карточку, а ребенок подбирает наиболее «непохожую». Например: лук горький – торт сладкий и т. д.
Игра «Наоборот»
Цель: учить детей подбирать антонимы к прилагательным.
Материал: предметные картинки с изображениями двух различных предметов: сахар и лимон, большой и маленький мяч, белая и черная собака, кресло и стул, многоэтажный дом и маленький домик, широкое и узкое полотенце, толстая и тонкая книга, длинная и короткая лента.
Ход игры : Ребенку поочередно предъявлялись картинки и предлагалось подобрать слова-прилагательные противоположные по значению (антонимы). Взрослый начинает предложение, а ребенку нужно его закончить.
Инструкция: «Посмотри, это собака белая, а это черная. А теперь ты скажи: сахар сладкий, а лимон… какой?» Аналогично с другими картинками (кресло мягкое, а стул (твердый, жесткий); этот мяч большой, а этот мяч (маленький); этот дом высокий, а этот (низкий); эта лента короткая, а эта (длинная); это полотенце широкое, а это (узкое); эта книга толстая, а эта (тонкая).
Игра «Я начну, а ты закончи»
Цель: актуализация в речи детей слов-антонимов.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям поиграть. «Я начну говорить предложение, а ты его закончи. Нужно подобрать слово-наоборот».
Куст низкий, а дерево (высокое). Уголь черный, а мел (белый). Малина сладкая, а калина (кислая). Лед холодный, а печка … (горячая).Слон большой, а комар. (маленький). Золушка добрая, а мачеха. (злая). Сахар сладкий, а горчица. (горькая). Дедушка старый, а внук. (молодой). Сажа черная, а снег. (белый). Молоко жидкое, а сметана. (густая). Камень тяжелый, а пушинка. (легкая). Дерево высокое, а трава. (низкая). Суп горячий, а компот. (холодный). Лев смелый, а заяц. (трусливый). Река широкая, а ручеек. (узкий).
Игра «Слова - "неприятеля"
Цель: актуализировать словарь антонимов.
Ход игры:
Предлагается ряд слов, из него надо выбрать слова-"неприятели".
Друг, печаль, враг.
Высокий, большой, низкий.
Ночь, сутки, день.
Длинный, большой, короткий.
Радость, смех, печаль.
Большой, низкий, маленький.
Поднимать, опускать, брать.
Игра "Сравни!"
Цель: развивать и обогащать словарь антонимов
Ход игры : Детям предлагается сравнить:
По вкусу: горчицу и мед.
По цвету: снег и сажу.
По высоте: дерево и цветок.
По толщине: канат и нитку.
По ширине: дорогу и тропинку.
По возрасту: юношу и старика.
По весу: гирю и пушинку.
По размеру: дом и шалаш.