Получи документы

Логические задачи — средство развития логического мышления младшего школьника

Анна Шевчук
Логические задачи — средство развития логического мышления младшего школьника
▼ Скачать + Заказать документы

В современных школах с переходом на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт проблема развития логического мышления младшего школьника снова становится актуальной. (Слайд№2) Из документа следует, что учитель должен научить обучающего в начальной школе основным логическим действиям, таким как анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение, поскольку именно они являются фундаментом для формирования логического мышления и начинают сформировываться именно в этом возрасте. Главная роль здесь отводится математике. Как показывает опыт учителей, одним из наиболее эффективных способов развития логического мышления можно считать логические задачи (Слайд№3). Под которыми понимают задача, где основным видом деятельности является выявление отношений между объектами задачи (Шатова, Н. Д. Логические задачи как средство развития рефлексивной деятельности учащихся 5-6 классов при обучении математике).

Публикация «Логические задачи — средство развития логического мышления младшего школьника» размещена в разделах

Для учащихся начальной школы логические задачи, как правило, носят занимательный характер и тем самым прививают интерес обучающихся к процессу мыслительной деятельности. Такого рода задачи в настоящее время включены во многие учебно-методические комплекты для начальной школы, но опыт показывает, что большая часть выпускников начальных классов затрудняются в решении логических задач. Да и сами учителя отмечают, что в своей работе такие задачи используют не так часто, как хотелось бы. Ведь у логических задач существует множество преимуществ. Одно из них заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует освобождению мышления от шаблонов.

В этой связи для достижения более высоких результатов в решении логических задач мы разработали комплекс заданий для внеурочных занятий, что возможно по новым образовательным стандартам.

С прошлого года в одной из Ярославских школ (Слайд №4) нами в рамках внеурочной деятельности был организован математический кружок «Юный математик» для учащихся вторых классов, обучающихся по образовательная система Леонида Владимировича Занкова. При планировании содержания занятий мы выделили отдельный блок – «Решение логических задач», продолжительностью 6 часов.

Наибольший эффект при этом был достигнут в результате применения различных форм работы над логическими задачами.

На первых этапах предлагается обучающимся рассмотреть уже решенные задачи и объяснить их решения (Слайд № 5).

У лавочки встретились Шпунтик, Винтик и Гусля. В каком порядке им надо сесть на нее, чтобы Гусля сидел слева от Винтика, а Шпунтик слева от Гусли.

Учитель обращает внимание обучающихся на содержимое в руках персонажей, что в свою очередь служит подсказкой в решении задачи.

На втором этапе обучающиеся (Слайд № 6) сравнивают запись двух решений на доске- одного верного и другого неверного. Главная задача, стоящая перед учителем на этом этапе добиться от обучающихся аргументированных ответов. После чего находят иные способы решение задач (Слайд № 7). Так обучающие могут представить ситуацию описанную в задаче, с помощью рисунка.

По стволу яблони высотой 10 метров ползет маленький жучек. За один день он поднимается на 4 метра, а за ночь опускается на 2 метра. Сколько ему потребуется времени, чтобы подняться до вершины.

На третьем этапе (Слайд №8) используется прием сравнение задач и их решения.

В трёхэтажном доме жили 3 котё нка разного цвета: белый, чёрный и рыжий. Котята с первого и второго этажей не были чёрными. Белый котёнок жил не на первом этаже. На каком этаже жил каждый котёнок?

Настя не любит синий, желтый и зелёный. Дима любит синий цвет. Жанна не любит желтый, а Рома не любит розовый. Кто из ребят что нарисовал?

Делаются выводы.

На следующем этапе (Слайд№9, 10) уделяется внимание решению логических задач разной степени трудности. Для актуализации знаний учеников используем более легкие задачи, а затем уровень сложности повышается.

Витя, Саша и Андрей смастерили из бумаги кораблик, змея и аиста. Какую игрушку сделал каждый мальчик, если Витя не сделал кораблика и змея, а Саша не делал кораблик?

Двое подошли к реке. Лодка, на которой можно переправиться, вмещает одного человека. И все же, без посторонней помощи, они переправились на этой лодке. Как им это удалось?

В завершении (Слайд № 11,12) обучающимся предлагается самостоятельно придумать логическую задачу оформить ее, и представить классу. Именно на этом этапе ученики выделяют существенные и несущественные признаки логической задачи и тем самым доказывают, что их задача является логической. Затем предлагается решить её ученикам класса.

Результат работы обучающихся по данному блоку – сборники логических задач (слайд № 13).

Такой процесс обучения является с одной стороны развивающим, а с другой занимательным для младшего школьника.

Хотелось бы подчеркнуть, что развитие логического мышление должно вестись систематически, поэтому недостаточно ограничится только этим блокам. И по возможности необходимо включать работу по решению логических задач на протяжении всего учебного года. Ведь они хороши тем, что их можно включить почти в любой раздел математики. И не стоит забывать, что недостаточно развитое логическое мышление на начальной ступени обучения, может привести к проблемам в старших классов (Слайд № 14).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Дорисуй недостающее изображение» для развития внимания и логического мышления у дошкольниковДидактическая игра «Дорисуй недостающее изображение» для развития внимания и логического мышления у дошкольников Дидактическая игра "Дорисуй недостающее изображение" - игра на развитие внимания и логики. Здесь ребенок должен понять закономерность расположения.

Дидактические игры для развития связной речи, внимания, памяти и мышления детей младшего возраста Дидактические игры для развития связной речи, внимания, памяти и мышления детей младшего возрастаИгра "Чудесный мешочек" ЦЕЛЬ: учить детей.

Речевые игры как средство развития мышления детей Мышление является одним из важных процессов познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление.

Игры для развития речи, логического и образного мышления ЛОЖКА С ТАРЕЛКОЙ Цель: развивать логическое мышление, внимание, аналитические способности. Необходимые материалы и наглядные пособия: различные.

Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство формирования операций логического мышления» : Ребенок 3-6 лет занимается разными видами деятельности, которые обогащают его знания о предметах и их свойствах. Дошкольник все более.

Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития логического мышлений у дошкольников» Детство – это самая счастливая пора жизни человека. Дошкольник энергичен и активен. Его притягивает практически все, он мучает вопросами.

Дидактические игры для развития логического мышленияДидактические игры для развития логического мышления Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, которые способствуют развитию логического мышления. Играть можно на занятиях и на улице..

Развитие логического мышления дошкольников, как средство повышения качества знаний Введение Во всём мире качество образования определяется как: -Развитие творческого мышления -Активное отношение действительности Стратегическая.

Речевые логические задачи Разноцветные кораблики Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Они прилетели сюда.

Система упражнений со счетными палочками для детей младшего дошкольного возраста как средство развития мышления и речиСистема упражнений со счетными палочками для детей младшего дошкольного возраста как средство развития мышления и речи Авторская методическая разработка Учителя-дефектолога Любови Васильевны Бызовой «Система упражнений со счетными палочками для детей раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логические задачи — средство развития логического мышления младшего школьника
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 22:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логические задачи — средство развития логического мышления младшего школьника» (включая файлы) размещена пользователем Анна Шевчук (УИ 448385) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД