Анна Шевчук
Логические задачи — средство развития логического мышления младшего школьника
▼ Скачать + Заказать документы
В современных школах с переходом на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт проблема развития логического мышления младшего школьника снова становится актуальной. (Слайд№2) Из документа следует, что учитель должен научить обучающего в начальной школе основным логическим действиям, таким как анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение, поскольку именно они являются фундаментом для формирования логического мышления и начинают сформировываться именно в этом возрасте. Главная роль здесь отводится математике. Как показывает опыт учителей, одним из наиболее эффективных способов развития логического мышления можно считать логические задачи (Слайд№3). Под которыми понимают задача, где основным видом деятельности является выявление отношений между объектами задачи (Шатова, Н. Д. Логические задачи как средство развития рефлексивной деятельности учащихся 5-6 классов при обучении математике).
Публикация «Логические задачи — средство развития логического мышления младшего школьника» размещена в разделах
- Логические задачи для дошкольников
- Логическое мышление
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Для учащихся начальной школы логические задачи, как правило, носят занимательный характер и тем самым прививают интерес обучающихся к процессу мыслительной деятельности. Такого рода задачи в настоящее время включены во многие учебно-методические комплекты для начальной школы, но опыт показывает, что большая часть выпускников начальных классов затрудняются в решении логических задач. Да и сами учителя отмечают, что в своей работе такие задачи используют не так часто, как хотелось бы. Ведь у логических задач существует множество преимуществ. Одно из них заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует освобождению мышления от шаблонов.
В этой связи для достижения более высоких результатов в решении логических задач мы разработали комплекс заданий для внеурочных занятий, что возможно по новым образовательным стандартам.
С прошлого года в одной из Ярославских школ (Слайд №4) нами в рамках внеурочной деятельности был организован математический кружок «Юный математик» для учащихся вторых классов, обучающихся по образовательная система Леонида Владимировича Занкова. При планировании содержания занятий мы выделили отдельный блок – «Решение логических задач», продолжительностью 6 часов.
Наибольший эффект при этом был достигнут в результате применения различных форм работы над логическими задачами.
На первых этапах предлагается обучающимся рассмотреть уже решенные задачи и объяснить их решения (Слайд № 5).
У лавочки встретились Шпунтик, Винтик и Гусля. В каком порядке им надо сесть на нее, чтобы Гусля сидел слева от Винтика, а Шпунтик слева от Гусли.
Учитель обращает внимание обучающихся на содержимое в руках персонажей, что в свою очередь служит подсказкой в решении задачи.
На втором этапе обучающиеся (Слайд № 6) сравнивают запись двух решений на доске- одного верного и другого неверного. Главная задача, стоящая перед учителем на этом этапе добиться от обучающихся аргументированных ответов. После чего находят иные способы решение задач (Слайд № 7). Так обучающие могут представить ситуацию описанную в задаче, с помощью рисунка.
По стволу яблони высотой 10 метров ползет маленький жучек. За один день он поднимается на 4 метра, а за ночь опускается на 2 метра. Сколько ему потребуется времени, чтобы подняться до вершины.
На третьем этапе (Слайд №8) используется прием сравнение задач и их решения.
В трёхэтажном доме жили 3 котё нка разного цвета: белый, чёрный и рыжий. Котята с первого и второго этажей не были чёрными. Белый котёнок жил не на первом этаже. На каком этаже жил каждый котёнок?
Настя не любит синий, желтый и зелёный. Дима любит синий цвет. Жанна не любит желтый, а Рома не любит розовый. Кто из ребят что нарисовал?
Делаются выводы.
На следующем этапе (Слайд№9, 10) уделяется внимание решению логических задач разной степени трудности. Для актуализации знаний учеников используем более легкие задачи, а затем уровень сложности повышается.
Витя, Саша и Андрей смастерили из бумаги кораблик, змея и аиста. Какую игрушку сделал каждый мальчик, если Витя не сделал кораблика и змея, а Саша не делал кораблик?
Двое подошли к реке. Лодка, на которой можно переправиться, вмещает одного человека. И все же, без посторонней помощи, они переправились на этой лодке. Как им это удалось?
В завершении (Слайд № 11,12) обучающимся предлагается самостоятельно придумать логическую задачу оформить ее, и представить классу. Именно на этом этапе ученики выделяют существенные и несущественные признаки логической задачи и тем самым доказывают, что их задача является логической. Затем предлагается решить её ученикам класса.
Результат работы обучающихся по данному блоку – сборники логических задач (слайд № 13).
Такой процесс обучения является с одной стороны развивающим, а с другой занимательным для младшего школьника.
Хотелось бы подчеркнуть, что развитие логического мышление должно вестись систематически, поэтому недостаточно ограничится только этим блокам. И по возможности необходимо включать работу по решению логических задач на протяжении всего учебного года. Ведь они хороши тем, что их можно включить почти в любой раздел математики. И не стоит забывать, что недостаточно развитое логическое мышление на начальной ступени обучения, может привести к проблемам в старших классов (Слайд № 14).