Получи документы

Дидактическая игра как средство развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Рябых
Дидактическая игра как средство развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема развития детей в игре всегда была актуальна, но сегодня как никогда остро стоит вопрос решения развивающих задач в процессе обучения. Сегодня обучение нацелено не только на передачу определённого объёма знаний, формирования умений и навыков. Обучению детей во все времена уделялось большое внимание. Перестройка системы образования, работа образовательно-воспитательных учреждений страны в последние годы нацелена на личностно-ориентированную модель воспитания, то есть отношения сотрудничества между детьми и взрослыми.

Публикация «Дидактическая игра как средство развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трёх до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития : от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания интереса к предмету (мотивации, для развития познавательных процессов, а также для развития способности сознательно управлять своими намерениями, действиями, которая называется произвольностью или волевой регуляцией.

С этим же возрастом связано начало двух других важных для развития видов деятельности : труда и учения. Несмотря на многочисленные исследования в науке относительно предмета игры, очевиден процесс дальнейшего углубления, переработки, осмысления по-новому уже известного. В связи с этим мы решили провести исследование по проблеме:

эффективное использование и повышение развивающего потенциала дидактической игры для детей дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить возможности игровой деятельности в развитии произвольного поведения дошкольника.

Объект исследования: развитие произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактические игры как средство развития произвольного поведения.

Гипотеза исследования: развитие произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста происходит эффективнее, если в процессе обучения используются дидактические игры.

Задачи исследования:

- Проанализировать данные научной литературы по теме.

- Использовать диагностику для выявления уровня психических процессов.

- Провести обработку результатов эксперимента;

- В ходе эксперимента эффективно использовать развивающий потенциал дидактической игры для дошкольников.

- Провести сравнительный анализ сравнение с помощью диагностической работы уровень сформированности игровых навыков, психических процессов и волевой на конец исследования.

Методология и методы исследования. Поставленные цели и задачи решались при использовании методов:

- анализа научной литературы по проблеме исследования;

- изучение передового педагогического опыта;

- проведение эмпирического исследования;

- количественная и качественная обработка результатов исследования.

Методики исследования:

- Нейропсихологическая диагностика детей по Л. С. Цветковой.

- Программа дидактических игр, развивающая психические процессы и волевую сферу личности.

Этапы исследования:

Исследование проводилось в 3 этапа.

На 1 этапе было проведено диагностическое обследование старших дошкольников.

2 этап – формирующий эксперимент, в ходе которого была организована и проведена программа дидактических игр, развивающая психические процессы и волевую сферу личности детей дошкольного детства.

3 этап – контрольный, задачей которого являлось сравнение с помощью диагностической работы уровень сформированности игровых навыков, психических процессов и волевой на конец исследования.

Разработанная нами программа, развивающая психические процессы и волевую сферу личности детей дошкольного возраста, была апробирована на воспитанниках нашей группы. В результате работы по этой программе мы заметили, что уровень сформированности игровых навыков у детей повысился. Уровень развития умственных способностей детей и развития игры повысился в группе на 5,2%. Опираясь на данные результатов, можно утверждать, что специально разработанная программа дидактических игр, развивающая психические процессы и волевую сферу личности, будет способствовать более эффективному развитию психических процессов и волевой сферы личности ребенка, что доказывает выдвинутую гипотезу.

Анализ результатов проведенной работы свидетельствует о том, что своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечит решение задач в наиболее приемлемой для детей форме.

Цель и задачи нашей работы выполнены, но вместе с тем исследование данной проблемы показывает, что остаются переменными проблемы, вытекающие из данной темы:

1. Недостаточно проработаны и углублены научные знания об игре.

2. Необходимо развивать и применять личностно-развивающий подход.

3. Обнаружен недостаток научных данных в исследованиях по психологии и педагогике относительно изучения феномена дидактической игры, а также её развивающего потенциала.

Таким образом, организация дидактических игр детей старшего дошкольного возраста требует от воспитателя большой продуманной работы в процессе подготовки к их проведению. Дети шестого года жизни готовятся к школьному обучению и от того как они будут подготовлены к школе, зависит их успешное усвоение знаний. Поэтому воспитатель при проведении дидактических игр особое внимание обращает на четкое, обязательное выполнение детьми правил игры и поведения в процессе игровой деятельности: организованности, дисциплинированности, внимательности, уважения товарищей по игре. Все эти качества необходимы будущему школьнику. Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что, безусловно, увеличивает их значение.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ахутина, Т. В. Школа внимания /Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – СПб. : Питер, 2003.–198 с.

2. Богоявленская Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества //Вопросы психологии. – 2002. – №2. – С. 35 – 41.

3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божо–вич– СПб. : Питер, 2008. – 400 с.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : «Союз», 1999.– С. 11.

5. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М. : ИНTOP, 1996. – С. 86.

6. Дружинин. ВЫ. Диагностика общих познавательных способностей. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы В. Н. Дружинин М. 2002. – С. 12–14.

7. Л. И. Божо–вич– СПб. : Питер, 2008. – 400 с.

8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : «Союз», 1999.– С. 11.

9. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М. : ИНTOP, 1996. – С. 86.

10. Семаго, Н. Я. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов : Методическое пособие / Автор– составитель: Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – М. : Академия, 1999. – 158 с. – (Серия «Библиотека психолога–практика»).

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития познавательной мобильности детей старшего дошкольного возраста Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблеме интеллектуального развития на современном этапе модернизации дошкольного образования.

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Игра является основным, ведущим видом деятельности детей. А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то.

Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с нарушением речи ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧи Жизнь каждого нормального человека буквально.

Дидактическая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, Говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, Фантазировать,.

Дидактическая игра как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР Проблема формирования и улучшения зрительных форм восприятия в дошкольном возрасте, в особенности у детей с ЗПР была, есть и будет злободневна.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Доклад на диссеминацию «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 7 города Свободного (МДОАУ д/с № 7 г. Свободного) Диссеминация.

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей по теме «Дидактическая игра- как средство развития речи детей дошкольного возраста» Воспитатель: Бурова Ольга.

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 7 города Свободного (МДОАУ д/с № 7 г. Свободного) Отчет по.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 января 2019 в 10:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Рябых в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД