Татьяна Рябых
Дидактическая игра как средство развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития детей в игре всегда была актуальна, но сегодня как никогда остро стоит вопрос решения развивающих задач в процессе обучения. Сегодня обучение нацелено не только на передачу определённого объёма знаний, формирования умений и навыков. Обучению детей во все времена уделялось большое внимание. Перестройка системы образования, работа образовательно-воспитательных учреждений страны в последние годы нацелена на личностно-ориентированную модель воспитания, то есть отношения сотрудничества между детьми и взрослыми.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2019
Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трёх до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития : от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания интереса к предмету (мотивации, для развития познавательных процессов, а также для развития способности сознательно управлять своими намерениями, действиями, которая называется произвольностью или волевой регуляцией.
С этим же возрастом связано начало двух других важных для развития видов деятельности : труда и учения. Несмотря на многочисленные исследования в науке относительно предмета игры, очевиден процесс дальнейшего углубления, переработки, осмысления по-новому уже известного. В связи с этим мы решили провести исследование по проблеме:
эффективное использование и повышение развивающего потенциала дидактической игры для детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить возможности игровой деятельности в развитии произвольного поведения дошкольника.
Объект исследования: развитие произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры как средство развития произвольного поведения.
Гипотеза исследования: развитие произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста происходит эффективнее, если в процессе обучения используются дидактические игры.
Задачи исследования:
- Проанализировать данные научной литературы по теме.
- Использовать диагностику для выявления уровня психических процессов.
- Провести обработку результатов эксперимента;
- В ходе эксперимента эффективно использовать развивающий потенциал дидактической игры для дошкольников.
- Провести сравнительный анализ сравнение с помощью диагностической работы уровень сформированности игровых навыков, психических процессов и волевой на конец исследования.
Методология и методы исследования. Поставленные цели и задачи решались при использовании методов:
- анализа научной литературы по проблеме исследования;
- изучение передового педагогического опыта;
- проведение эмпирического исследования;
- количественная и качественная обработка результатов исследования.
Методики исследования:
- Нейропсихологическая диагностика детей по Л. С. Цветковой.
- Программа дидактических игр, развивающая психические процессы и волевую сферу личности.
Этапы исследования:
Исследование проводилось в 3 этапа.
На 1 этапе было проведено диагностическое обследование старших дошкольников.
2 этап – формирующий эксперимент, в ходе которого была организована и проведена программа дидактических игр, развивающая психические процессы и волевую сферу личности детей дошкольного детства.
3 этап – контрольный, задачей которого являлось сравнение с помощью диагностической работы уровень сформированности игровых навыков, психических процессов и волевой на конец исследования.
Разработанная нами программа, развивающая психические процессы и волевую сферу личности детей дошкольного возраста, была апробирована на воспитанниках нашей группы. В результате работы по этой программе мы заметили, что уровень сформированности игровых навыков у детей повысился. Уровень развития умственных способностей детей и развития игры повысился в группе на 5,2%. Опираясь на данные результатов, можно утверждать, что специально разработанная программа дидактических игр, развивающая психические процессы и волевую сферу личности, будет способствовать более эффективному развитию психических процессов и волевой сферы личности ребенка, что доказывает выдвинутую гипотезу.
Анализ результатов проведенной работы свидетельствует о том, что своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечит решение задач в наиболее приемлемой для детей форме.
Цель и задачи нашей работы выполнены, но вместе с тем исследование данной проблемы показывает, что остаются переменными проблемы, вытекающие из данной темы:
1. Недостаточно проработаны и углублены научные знания об игре.
2. Необходимо развивать и применять личностно-развивающий подход.
3. Обнаружен недостаток научных данных в исследованиях по психологии и педагогике относительно изучения феномена дидактической игры, а также её развивающего потенциала.
Таким образом, организация дидактических игр детей старшего дошкольного возраста требует от воспитателя большой продуманной работы в процессе подготовки к их проведению. Дети шестого года жизни готовятся к школьному обучению и от того как они будут подготовлены к школе, зависит их успешное усвоение знаний. Поэтому воспитатель при проведении дидактических игр особое внимание обращает на четкое, обязательное выполнение детьми правил игры и поведения в процессе игровой деятельности: организованности, дисциплинированности, внимательности, уважения товарищей по игре. Все эти качества необходимы будущему школьнику. Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что, безусловно, увеличивает их значение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ахутина, Т. В. Школа внимания /Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – СПб. : Питер, 2003.–198 с.
2. Богоявленская Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества //Вопросы психологии. – 2002. – №2. – С. 35 – 41.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божо–вич– СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : «Союз», 1999.– С. 11.
5. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М. : ИНTOP, 1996. – С. 86.
6. Дружинин. ВЫ. Диагностика общих познавательных способностей. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы В. Н. Дружинин М. 2002. – С. 12–14.
7. Л. И. Божо–вич– СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : «Союз», 1999.– С. 11.
9. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М. : ИНTOP, 1996. – С. 86.
10. Семаго, Н. Я. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов : Методическое пособие / Автор– составитель: Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – М. : Академия, 1999. – 158 с. – (Серия «Библиотека психолога–практика»).