Ольга Канесева
Консультация для воспитателей «Игра как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.
По общему признанию ученых (философов, экологов, педагогов) природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие. Именно поэтому необходимо экологическое образование всего населения, начиная с дошкольного детства и на протяжении всей жизни.
Публикация «Консультация для воспитателей „Игра как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность, умение находить и принимать решения. В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила
Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениям, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям людей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. В игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание. В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики. Среди воспитательных задач, которые решают педагоги с помощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных психологических условий для погружения в мир природы.
Игры природоведческого и экологического содержания используются прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать причинно – следственные связи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к мест обитания, о последовательности смен сезонов и об изменениях в живой и не живой природе. Игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Таким образом, в процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
При проведении различных занятий по экологическому воспитанию можно использовать следующие виды игр: игровые обучающие ситуации, дидактические игры «Угадай, с какого дерева лист и плод», «Найди свою маму», «Кто чем питается?», «У кого какое жилище?», игра – путешествие «Веселый двор», словесные игры «Угадай птицу по описанию», «Узнай насекомое», «Когда это бывает?», «Прилетели птицы» и т. д., способствующие обогащению знаний.
Экологические знания дети получают не только во время специально организованных занятий, но и во время прогулок, экскурсий.
Во время прогулок можно провести подвижные игры: «Раз, два, три, к дереву беги», «Не топчи травку», «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики», «Зайчик в беде».
Игры – загадки о явлениях природы, предметах труда и быта, растительном и животном мире. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Например, игра-загадка «Лес».
- Игры – имитации отдельных действий животных и птиц (зайчик дрожит от холода, воробушки машут крылышками).
- Игры – имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей (лягушка прыгает по дорожке, неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
- Игры – импровизации под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку»).
- Игры – импровизации по текстам сказок, рассказов, стихов (З. Александрова «Елочка», К. Ушинский «Петушок с семьей», Н. Павлова «Земляничка», Е. Чарушин «Утка с утятами»).
- Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
- Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
В воспитании экологической культуры дошкольников большое значение имеет трудовая деятельность экологического содержания. Ее следует организовать систематически, с постоянным усложнением. Каждый ребенок должен проявить свои силы и способности, приобрести опыт и воплотить его в практических делах. Такая деятельность приучает думать и реально заботиться о «братьях меньших», находящимся в одном жизненном пространстве вместе с детьми. Труд дошкольников целесообразно сочетать с экологическими играми, наблюдениями, беседами.
Серия дидактических игр для приобщения дошкольников к посильной экологически - ориентированной деятельности отличается динамичностью (некоторые игры содержат элементы подвижных игр) и меньшим напряжением мыслительной деятельности. Основная цель этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот, или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.
Это такие игры, как: «Поиск добрых дел», «Скорая помощь», «Поможем Незнайке полить цветы».
Таким образом, целенаправленная работа по экологическому образованию детей позволит воспитать всецело гармоничную личность, у которой будет сформирована осознанно-правильное отношение непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. А также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды, т. е. осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Литература.
1. Багаутдинова, Т. В. Влияние дидактической игры на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Багаутдинова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III международной научной конференции (г. Уфа, март 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013.
2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада / А. К. Бондаренко. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991.
3. Газина, О Играя, познаем природу / О. Газина // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 7.
4. Молодова, Л. П. Экологические праздники для детей : Учебно – методическое пособие / Л. П. Молодова. – М. : ЦГЛ, 2003.
5. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – 2-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2001.
6. Николаева, С. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / С. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5.