Савинкина Елена
Диагностика нервно-психического развития детей в Доме ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Диагностика нервно-психического развития детей»
Я работаю воспитателем в Доме ребенка. Дома ребенка занимают особое место в системе общественного воспитания детей первых четырех лет жизни. Являясь начальной ступенью общей системы воспитания, эти воспитательно-оздоровительно-реабилитационные учреждения призваны временно заменить семью воспитывающимся в них детям и обеспечить своевременное и всестороннее развитие.
Публикация «Диагностика нервно-психического развития детей в Доме ребенка» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основная задача домов ребенка создание детям благоприятых условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному физическому развитию личности, обеспечению оптимального состояния здоровья детей, подготовка их к жизни в обществе, облегчение социальной адаптации, комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации. Контингент детей, проживающих и воспитывающихся в домах ребенка, отличается определенной спецификой: чаще всего это дети с неблагоприятными показателями здоровья, отягощенным анамнезом отставания в физическом и нерно-психическом развитии, поступающие из неблагополучных семей, с неблагоприятным социальным анамнезом, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Все это специфически влияет на поведение, развитие и здоровье воспитанника, поэтому необходима своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей.
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
- своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
- определить оптимальный педагогический маршрут;
Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который означает всесторонность обследования и оценку особенностей развития ребенка.
Диагностика показателей нервно- психического развития детей, проводим по методике, составленными Э. Л. Фрухт, К. Л. Печорой и Г. В. Пантюхиной.
На 1-ом году жизни контроль осуществляется ежемесячно;
на 2-м году – 1 раз в квартал;
на 3-м году – 1 раз в полугодие;
после 3-х лет 1 раз в год в дни, близкие к дню рождения ребенка.
Каждого ребенка тестируют по показателям его возраста. Если развитие ребенка не соответствует возрасту, используют показатели предыдущего или более старшего возрастного периода.
Уровень развития детей, воспитывающихся в семье и в дошкольном учреждении диагностируется одними и теми же методами (на 1-ом году жизни они могут быть дополнены методом опроса и наблюдения). При тестировании развития детей в поликлинике исключаются следующие показатели: социальные связи с другими детьми на 1-ом году жизни и развитие конструктивной и изобразительной деятельности на 3-м году жизни.
В периоде новорожденности определяют степень зрелости и формирование первых зрительных и слуховых реакций. На 1-ом году жизни в возрасте с конца периода новорожденности и до 5 – 6 месяцев проверяют развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, положительных эмоций и общения детей друг с другом, движений руки, общих движений (головы, ног, тела, подготовительных этапов активной речи и умений в процессе кормления. В возрасте от 6 до 12 месяцев контролируют развитие общих движений, понимания и активной речи, действий с предметами, навыков в режимных процессах (кормление, туалет, общения детей друг с другом, сенсорное развитие (в 9 и 12 мес.).
Наиболее значимым в 1-ом полугодии являются:
- зрительные и слуховые ориентировочные реакции,
- положительные эмоции и
- движения руки (с 4 мес.).
Значение движения руки особенно велико во 2-ом полугодии (с 7 мес.). В этом же возрасте важную роль для развития функций играет понимание речи. Наиболее информативными, отражающими не только развитие ребенка, но и его состояние, и уровень воспитательной работы с ним, зависимыми от многих умений являются показатели, которые могут быть отнесены к социальным (этапы развития активной речи, первые формы общения детей друг с другом, навыки в процессах). В случае задержки развития других они также формируются с отставанием. На каждом этапе развития между функционально близкими показателями устанавливается двусторонняя связь, т. е. два показателя определяют развитие друг друга и являются взаимосвязанными.
В дошкольном учреждении для диагностики в каждой группе детей 1-го года жизни должен быть набор материала, аналогичный используемому в самостоятельной деятельности и методика тестирования по каждому показателю (тесты). Одновременно можно проверить развитие ребенка не более, чем по 2-3 показателям. В один отрезок бодрствования можно определить уровень развития 3-4 детей.
На 2-ом году жизни диагностируется дальнейшее:
- развитие понимания и активной речи,
- сенсорное развитие,
- развитие игры,
- действий с предметами,
- движений,
- навыков.
Развитие активной речи – наиболее информативный показатель на 2 – 3 году жизни. Отставание в развитии активной речи обычно сигнализирует о каких-либо неблагоприятных условиях воспитания и требует особого внимания со стороны воспитателей.
Наиболее значимыми на 2-м году жизни являются показатели развития движений, действий с предметами, понимания речи.
В 1-ом полугодии 3-го года жизни проверяют развитие активной речи, дальнейшее развитие игры, движений, навыков, конструктивной деятельности, сенсорное развитие; во 2-м полугодии – развитие активной речи, игры, изобразительной и конструктивной деятельности, движений, навыков, сенсорное развитие. Все эти показатели на 3-м году жизни приобретают одинаковую значимость.
За нормальное развитие на 1-ом году жизни принято формирование умений в пределах ± 15 дней от возраста, принятого за норму. На 2-м году жизни – в пределах квартала, на 3-м году жизни – одного полугодия. Формирование умений раньше установленной нормы на 1 эпикризный срок свидетельствует об укоренном или раннем развитии, опережение на 2 и более эпикризных сроков – об ускоренном (высоком) развитии. Овладение умений с задержкой на 1 эпикризный срок указывает на замедленный темп развития.
Выяснив причину отставания, в данном случае достаточно применить дополнительные воспитательные и обучающие воздействия.
Развитие с отставанием на 2 эпикризных срока требует консультации педиатра, врачей-специалистов и осуществления дополнительных воспитательных воздействий. Отставание на 3 и более эпикризных срока свидетельствует о наличии пограничного состояния или патологии. Причиной глубокого отставания в нервно-психическом развитии может быть длительное заболевание ребенка, неблагоприятные условия жизни, педагогическая запущенность или скрытая патология центральной нервной системы. Дети, отстающие в развитии на 3 и более эпикризных сроков, нуждаются в консультации и лечении врачей – специалистов.
К. Л. Печорой разработан метод количественной оценки нервно-психологического развития детей, оценивающий глубину и диапазон отставания детей.
С этой целью выделено 5 групп развития. В условиях яслей и яслей-садов преобладают дети с 1, 2 и 3-ей группой развития, дети с 4-ой группы составляют незначительной число, 5-я группа развития наблюдается у детей, воспитывающихся в семье и домах ребенка.
I Группа.
Дети с нормальным развитием.
Дети с опережением в развитии.
II Группа.
Дети с отставанием в развитии на 1 эпикризный срок.
Дети с негармоничным развитием /часть показателей выше на 1-2 и более эпикризных сроков, часть ниже нормы на 1 эпикризный срок/.
III Группа.
Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока.
Дети с дисгармоничным развитием /часть показателей ниже на 1, а часть на 2 эпикризных срока, развитие по некоторым показателям может быть выше нормы/.
IV Группа.
Дети с отставанием в развитии на 3 эпикризных срока.
Дети с дисгармоничным развитием /часть показателей ниже на 1-2, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут быть выше нормы/.
V Группа.
Дети с отставанием на 4-5 эпикризных сроков.
Дети с дисгармоничным развитием /часть показателей ниже нормы на 1-3, часть – на 4-5 эпикризных сроков, а некоторые показатели могут быть выше нормы/.
При отставании в развитии больше, чем на 5 эпикризных сроков, группу развития не определяют, а делают следующее заключение – «развитие ниже 5 группы».
При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. При оценке развития ребёнка 1 мес. с отставанием в развитии за эпикризный срок принимают 10 дней, поэтому отставание может быть на 1-2 эпикризных срока или у ребёнка отмечают отсутствие умения.
Внутри каждой группы со 2-ой по 5-ю выделены 3 степени развития, отражающие число выполненных детьми заданий и гармоничность развития.
Данные развития, полученные в результате диагностики или наблюдения, вписывают в индивидуальную «Карту нервно-психического развития и поведения» каждого ребёнка. В карте отмечают, какому возрасту соответствует развитие ребёнка по каждому показателю. Поведение проверяют и оценивают по всем параметрам и также записывают в карте.
В графе «Заключение» указывают группу развития, а также наличие отклонений или их отсутствие в поведении ребёнка.
Поведение может быть с отклонениями или без отклонений. В графе «Назначения» указывают задачи воспитания на следующий возрастной период: режим дня, коррекция развития и поведения.