Тарасенко Оксана Александровна
Консультация для педагогов «Интеграция физического воспитания в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция физического воспитания в ДОО.
Необходимость взаимосвязанного использования разных видов деятельности в воспитании и развитии ребенка определяется общими психическими процессами, которые являются основой формирования способностей детей. Главная задача— углубление понимания, создание условий для эмоциональной отзывчивости и развития творческой активности и воображения детей, формирование интереса к познанию нового. На интегрированных занятиях применяются новые, более эффективные формы и методы работы, создаются ситуации, при которых к восприятию нового материала подключаются все органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Воспитание здоровой личности в самом широком смысле— основное требование модернизации системы образования.
В соответствии с запросами общества и государства меняется качество образования, возрастает роль личной активности и творчества ребенка в каждом направлении развития, включая физическое.
Двигательная активность находится в органическом единстве с интеллектуальной, духовной и эстетической. Физическая культура перестает восприниматься как узкая дисциплина, становится естественной составляющей общечеловеческой культуры, что также актуально, так как сегодня акцент формирования знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры ребенка.
Давайте рассмотрим наиболее перспективные возможности интеграции.
Физкультура и здоровье.
Нет необходимости доказывать, что эти понятия неразрывно связаны друг с другом. Наша задача— сохранять и укреплять здоровье не только физическое, но также психическое и социальное. Для этого нам следует включать в работу двигательное воображение, в частности образно— ролевую игру. К примеру, выполнять самомассаж ушных раковин— не самое интересное занятие для детей. А вот если мы принимаем образ Чебурашки,то тоже самое занятие становится намного привлекательнее и пользы от него больше.
Образы медведя и лисы помогают в предупреждении плоскостопия, змеи и бабочки— в профилактике нарушений осанки, образ ветра и трубача— при проведении дыхательной гимнастики. Если ребенок принимает, допустим, образ кошки, он автоматически преображается в движениях. Педагогу, не приходится объяснять, как расслабить те или иные мышцы. Образная память ребенка воспроизводит особенности кошачьей пластики, и вот малыш уже выгибает спину, ползает, урчит. Так же выполняются упражнения на релаксацию: ребенку сложно сознательно расслабить мышцы, а вот если он в образе тающего мороженого— совсем другое дело! Двигательное воображение помогает сделать оздоровительную работу интересной и эффективной.
Физкультура и познавательное развитие.
Еще Жан-Жак Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира. Чем богаче двигательной опыт ребенка, тем больше информации поступает в мозг, что способствует интенсивному интеллектуальному развитию. В дошкольном возрасте, именно двигательная активность способствует развитию познавательных процессов.
Развитие зрительного восприятия состоит в представлении о качествах предметов (форме, цвете, величине, умении ориентироваться в пространстве. Развивая слуховое восприятие, надо учить детей улавливать, различать звуки и согласовывать свои движения с нами. Например, дети бегут в колонне, изображая ручеек. Если бубен играет тихо— ручеек замедляется и наоборот.
В ходе развития тактильного восприятия закрепляются понятия: «мягкий— твердый», «гладкий— шершавый» «тяжелый— лёгкий». В роли предметов, помогающих закреплять сенсорные эталоны на физкультурном занятии, выступают спортивный инвентарь, стандартное и нестандартное оборудование. Чтобы обучение происходило естественно и легко, используется игра и воображение. Например, игровая ситуация: клоун рассыпал яблоки и просит принести детей по два желтых яблока. Таким образом, кроме восприятия, у детей формируются элементарные математические представления.
Возможны и другие варианты игры в зависимости от поставленных задач:
осенью «собираем урожай», «ходим в лес за грибами», зимой «играем в снежки» и «шагаем по сугробам».
Разнообразие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширить кругозор детей, помогает сформировать целостную картину мира, что по большому счету и является главной целью познания.
Физкультура и социализация.
Вхождении ребенка в современный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера и включении его в систему общественных отношений. Для социализации дошкольников огромное значение имеет игра, отражающая мир людей, природы и окружающей жизни. Без подвижной игры не обходится ни одно занятие по физической культуре.
Для примера возьмем игру «Такси». Мальчики— водители, девочки— пассажирки. Девочки с удовольствием «звонят по телефону и вызывают такси», закрепляя правила телефонного разговора. Мальчики на своих автомобилях «стоят в автопарке, ожидая вызова». Затем девочки садятся в «такси» и отправляются «по делам» : кто в магазин, кто в парикмахерскую. Заканчивается игра тем, что машины развозят счастливых девочек по домам и возвращаются на стоянку. В процессе этой игры мы решаем сразу несколько задач: закрепляем полоролевую идентификацию, правила и нормы поведения в общественных местах, обогащаем лексикон детей.
Придерживаясь принципа максимальной вариативности в организации игр, можно решать множество психолого-педагогических задач.
Физкультура и коммуникативные навыки.
Общение со взрослыми и сверстниками— неотъемлемый компонент каждого вида детской деятельности. Бывает так, что дети, испытывающие затруднения в повседневном общении, преображаются в двигательной деятельности. Обязательно надо учитывать этот важный момент. Особое внимание необходимо уделять агрессивным и застенчивым детям, так как именно они испытывают наибольшие трудности в коммуникации. Стараться гибко подходить к распределению ролей в играх, учитывая типологические особенности нервной системы каждого ребенка.
Например, сегодня дети изображают трусливых мышек, и мы хвалим тихих, застенчивых детей за то, как артистично они выступают, вселяя в них уверенность в себе. Шумные, гиперактивные дети в этом упражнении учатся приемам самообладания.
Двигательное воображение позволяет скорректировать самооценку, примерить разные роли, что повышает коммуникативную компетентность детей.
Дети в большей степени, чем взрослые, подвержены стрессам. Для снятия повышенного психологического напряжения можно использовать игровые приемы. Например, воображение превращает обычный мяч в барабан, и дети с большим удовольствием «громко играют» (хлопают ладошками) на таком барабане. Можно «играть на барабане тихо», это помогает ребятам прислушиваться к товарищам и подстраиваться под «общую мелодию» группы. Подобные приемы позволяют наладить невербальную коммуникацию.
Физкультура и музыка
Музыка обладает огромным эмоциональным потенциалом, активизирует детей, значительно повышает качество выполнения упражнений, организует коллектив. На занятии с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В то же время можно говорить и об обратной связи: развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов— эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребёнок посредством движения учится воспринимать музыку, передавать ее характер, пользоваться средствами телесной выразительности. Двигательное воображение можно назвать мостиком между физической культурой и музыкой. Оно способствует пластичности, красоте, четкости, свободе, координации движений.
Музыка на занятиях физкультурой
Комплексное воздействие музыки и движения на психоэмоциональное состояние ребёнка и его организм многогранно.
В процессе занятий у детей активизируются волевые усилия, возникают сильные эмоциональные переживания и стремления к творчеству, обогащается слуховой, двигательный и коммуникативный опыт, что особенно важно для периода дошкольного детства.
В. М. Бехтерев, подчеркивал эту особенность, он доказал, что если включить механизмы влияния музыки на организм, можно вызвать или ослабить возбуждение. Им было установлено, что при спокойной музыке, например, замедляется пульс.
Процессы возбуждения у дошкольников чаще преобладают над процессами торможения, и, если у ребенка есть синдром двигательной активности, неспешная музыка в конце занятия поможет успокоить его. Особое внимание хочется обратить на релаксационные мелодии со звуками природы.
Ходьба в различных построениях и перестроениях обычно проводятся под маршевую музыку бодрого, четкого, иногда стремительного ритма. Однако физическую нагрузку рекомендуется чередовать с ходьбой обычной, для сопровождения которой берут не только марш спокойного характера, но даже вальс. Аналогично можно подбирать музыкальное сопровождение к бегу, прыжкам.
Музыкальное сопровождение применяется в зависимости от этапа разучивания физических упражнений. При ознакомлении с движением музыка облегчает восприятие. Разучивание сложных элементов проводится без музыки, так как она не способствует сознательному управлению двигательным навыкам. Когда упражнение освоено, его вновь следует проводить с музыкальным сопровождением, чтобы придать ему большую выразительность. Физические упражнения, требующие индивидуального темпа выполнения, силового напряжения (прыжки в длину, в высоту, лазанье и так далее, не следует проводить под музыку.
Во время подвижной игры музыку нужно использовать очень аккуратно, так как подвижная игра большой интенсивности повышает активность и увеличивает эмоциональный подъем.
Музыка— средство активизации умственных способностей. Ее восприятие тесно связано с мыслительными процессами, требует внимания, наблюдательности, сообразительности. В музыкально— двигательной деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения изученных элементов танцев, двигаясь под музыку.