Екатерина Ворожцова
Метод проектов как способ активизации познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности
В настоящее время модернизации Российского образования одним из главных направлений определяется интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности.
В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста : в первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.
Публикация «Метод проектов как способ активизации познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Причины, препятствующие развитию познавательной активности :
- готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить;
- дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»;
В связи с этим возникает необходимость в применении эффективных методов в развитии познавательной активности дошкольников, считаю наиболее интересным, отвечающим современным подходам в образовании метод проектной деятельности, который способствует :
формированию у детей умений и навыков коммуникативного характера;
разовьёт творческую активность детей в процессе игровой и учебно-познавательной деятельности;
активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты;
придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.
Возможно ли, развивать познавательную активность дошкольников?
Большинство авторов отмечают, что надо поддерживать формирование интересов детей, предоставить каждому ребенку равные возможности для освоения сфер жизнедеятельности, удовлетворять и направлять любознательность ребенка, способствовать появлению потребности в новых знаниях.
По мнению авторов, основным условием для развития познавательной активности детей являются :
• интересы и потребности детей,
• осмысление и осознание себя в окружающем мире,
• индивидуальность каждого ребенка,
• средства и способы добывания знаний.
В связи с этим целью нашей работы стало помочь детям познавать окружающий мир, формировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.
И мы решили создать клуб «Почемучек» по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста, где использовались различные формы и средства для познания окружающего мира.
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на всё, интересующее его, – в этом ему помогают педагоги и родители. Для этого родителям было предложено вместе с детьми разработать свой проект.
Опыты на. Ваня провёл несколько опытов с овощами и фруктами.
В ходе проектной деятельности дети учатся искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться с родителями и сотрудниками детского сада. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов.
Таким образом, включение метода проектов в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.
Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.
Результативность.
Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу.
При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.
В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.
Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.
Заключение
Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
Дошкольники становятся внимательнее друг к другу начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.