Получи документы

Детское экспериментирование как метод обучения

Людмила Болдырева
Детское экспериментирование как метод обучения
▼ Скачать + Заказать документы

Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

• Развивается речь.

• Происходит накопление фонда умственных умений.

Публикация «Детское экспериментирование как метод обучения» размещена в разделах

• Формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

| Естественное развитие ребенка предполагает активное экспериментирование с «предметами и явлениями окружающего мира. Некоторые виды детской деятельности кажутся взрослым бессмысленными и «тупыми», но они таковы только с точки зрения. несообразности, как ее понимают взрослые. Для ребенка же они могут быть чрезвычайно важными, жизненно необходимыми. Взрослый, будь то родитель или воспитатель, постоянно воздействует на ребенка, заставляя его поступать тем или иным образом, руководствуясь установившейся в обществе нормой. Поощряя те способы по ведения, которые кажутся удобными для взрослых, они зачастую обеспечивают безопасность детей, но не поддерживают их инициативу, ограничив рамки норм поведения, не дают им возможность проявить свою индивидуальность. Её отрицают гораздо больше, чем следовало бы, такие формы детского поведения, отклоняются от стандартного образа «хорошо воспитанного человека». Некоторые взрослые нередко запрещают детям «экспериментировать» только потому, что знают, каков будет результат и что он ни к чему полезному не приведет.

В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы, у него возникает узнать это новое, понять непонятное. Задача взрослых - оказать ему помощь и установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные и связи и отношения явлений окружающего мира.

Методика работы

Экспериментирование с материалами и свойствами предметов - широко применяют в обучении и воспитании дошкольников метод. В детском саду следует использовать пособия и наборы для проведения естественно-научных опытов, а также чудо ящики для дошкольников. Такие пособия особенно эффективны при работе с подвижными детьми, которым трудно сосредоточиться на объяснениях воспитателя. Но экспериментировать можно и с более обычными предметами, - например, выяснить, свойства мыла, что и как можно намыливать, как образуется пена, как выдувать пузыри. Или: каковы свойства ваты, из чего ее получают, как ее можно использовать по-настоящему и в игре, какие поделки получаются из ваты (ангел - из длинны волокон, мячик - из сваленной ваты, намотанной на шарик).

Для развития ребенка очень важно, чтобы он научился устраивать всевозможные: группировки предметов по самым разным их свойствам: назначению, цвету наличию деталей, материалу, упругости или фактуре поверхности (одновременно встречающихся или не встречающихся). По собственной инициативе ребенка одни и те же предметы могут группироваться по-разному в соответствии с тем, что он заметил (например, есть трещина на предмете или нет, к наименований короче, а какие длиннее и т. п.). Предметы, составляющие которые можно располагать по самым разным признакам.

Выстраивание классификаций - важнейший инструмент развития мышления в дошкольном возрастает- от признака к ряду, от ряда к классу.

В сказочном плане ставится задача рассказать о настроении, вызываемом иными предметами, изображенными на картинке, найти картинки с таким же, с противоположным настроением, попытаться объяснить, почему они воспринимают так, а не иначе. Полезная мыслительная операция - найти что-нибудь на картинке, даже тогда, когда это не очевидно, равно как и что-то недостающее правильное, а также дать какое-нибудь объяснение происходящему. Разглядывая иллюстрации, воспитатель, опираясь на изображение находит возможность предложить детям продолжить предложения типа: «Сколько. столько и.»; «Книг много, а.»; «Холодильник холодный, медведю нужно найти удобную.»; «Самое теплое на свете.»; «Самое страшное с.»; «Самое белое на свете.»; «Пол черный, а.»; «Стена зеленая, а.»

Взрослый должен то и дело обнаруживать ситуации, которые можно обсудить.

Что-то валяется на полу: как оно там оказалось и почему? Молоко выпито из стакана и оставлено на столе: когда это случилось и кто его оставил? Предлагать можно как естественные, так и фантастические версии. При удобном случае рекомендуется обращать внимание детей на то, что что-то неправильно, поставлено не на место, перевернуто и т. п., однако вначале не указывается, только говорится, что что-то не так и что нужно найти, что это после этого предлагается детям описать ситуацию словами и найти выход. В окружающем следует находить повод найти, описать, сравнить какие-то

предметы: что выше или ниже, что справа и слева, как выстроить или выложить предметы -:возрастающем или убывающем порядке, что сначала, а что потом.

При случае можно загадывать загадки, описывая внешний вид предмета и его описание; можно пользоваться готовыми загадками; можно спрашивать о том, что яркое, дорогое, дешевое, сделанное у нас в стране и за границей, сделанное при помощи человека или при помощи машины.

| Следует рисовать разные лабиринты, маршруты, предлагать провести линии, соответствия (цифра - количество предметов, пятно краски - основной цвет предмета, фрукт - компот из него, платье - кукла в платье, предмет, часть предмета - он целиком и т. п.). Разрезая на части картинки, самим делать пузели; из больших картинок можно вырезать несколько кусков и предложить детям вложить их обратно. Интересно выполнять задания, в которых предметы меняют свой внешний вид: люди переодеваются в другую одежду, вещи пачкают, моют, красят.

В дошкольном возрасте не ставится задача обучить детей взрослому пониманию физических и химических явлений. Формирование элементарных научных представлений детей связано, прежде всего, с осознанием процесса познания. Вначале наблюдение, толчок мысли. Затем постановка задачи, поиск путей ее решения, предложения относительно результата исследования. На следующей стадии - изучении литературы, справочных источников, мнений специалистов. После этого - проведение исследования, получение и фиксация результатов, проверка правильности предположений, выводы, представление результатов. В наблюдении участвует не только зрение, но и обоняние, осязание, слух, вкус.

Предоставив необходимый материал для экспериментирования, воспитатель ставит перед ребенком определенную задачу, которая позволяет превратить действия по отношению к объекту в деятельность, направленную на достижение определенной цели. Взрослый лишь акцентирует его внимание на необходимых отношениях и связях, что демонстрируется воспитателем, должно самостоятельно воспроизводиться. Давая ответы на вопросы они должны давать только после того, как убедились в правильности их путем самостоятельного действия.

Публикации по теме:

«Дорожка здоровья». Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников.«Дорожка здоровья». Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников. Любой проект в ДОУ делится на определенные этапы: Первый этап На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего.

Детское экспериментирование как метод обученияДетское экспериментирование как метод обучения Исследуем свойства воды. Горяча-холодная вода. В детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать,.

Консультация для педагогов «Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников» Экспериментирование является одним из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников. Слово "эксперимент"произошло от греческого.

Консультация для родителей «Детское экспериментирование как один из ведущих видов деятельности дошкольников» Непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними, позволяют познать их свойства. Качества, возможности.

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование» Разрешите привести слова К. Е. Тимирязева «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать.

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Известно, что дети очень любят задавать вопросы. Именно вопросы являются показателем наличия у детей любознательности, интереса к познавательной.

Консультация «Игра как ведущий метод обучения воспитанников безопасному поведению на дорогах» Слайд 2 Каждый год на дорогах погибают сотни детей. Причинами ДДТП с участием детей являются: • Незнание детьми элементарных правил дорожного.

Мастер-класс «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» Все дети и большинство взрослых любят смотреть мультфильмы. А вы уважаемые коллеги любите смотреть мультфильмы? Хотите посмотреть мультфильм.

Опыт работы на тему «Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности» 1.1Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе. Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется.

Выступление на конкурсе «Воспитатель года-2014» на тему «Детское экспериментирование» На свете много разных профессий. Но знаю: моей не найти интересней. В руках педагога бесценный клад: Двадцать упрямых, горластых ребят,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование как метод обучения
Опубликовано: 29 февраля 2016 в 19:20
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование как метод обучения» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Болдырева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД