Людмила Болдырева
Детское экспериментирование как метод обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :
. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
• Развивается речь.
• Происходит накопление фонда умственных умений.
Публикация «Детское экспериментирование как метод обучения» размещена в разделах
• Формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
| Естественное развитие ребенка предполагает активное экспериментирование с «предметами и явлениями окружающего мира. Некоторые виды детской деятельности кажутся взрослым бессмысленными и «тупыми», но они таковы только с точки зрения. несообразности, как ее понимают взрослые. Для ребенка же они могут быть чрезвычайно важными, жизненно необходимыми. Взрослый, будь то родитель или воспитатель, постоянно воздействует на ребенка, заставляя его поступать тем или иным образом, руководствуясь установившейся в обществе нормой. Поощряя те способы по ведения, которые кажутся удобными для взрослых, они зачастую обеспечивают безопасность детей, но не поддерживают их инициативу, ограничив рамки норм поведения, не дают им возможность проявить свою индивидуальность. Её отрицают гораздо больше, чем следовало бы, такие формы детского поведения, отклоняются от стандартного образа «хорошо воспитанного человека». Некоторые взрослые нередко запрещают детям «экспериментировать» только потому, что знают, каков будет результат и что он ни к чему полезному не приведет.
В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы, у него возникает узнать это новое, понять непонятное. Задача взрослых - оказать ему помощь и установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные и связи и отношения явлений окружающего мира.
Методика работы
Экспериментирование с материалами и свойствами предметов - широко применяют в обучении и воспитании дошкольников метод. В детском саду следует использовать пособия и наборы для проведения естественно-научных опытов, а также чудо ящики для дошкольников. Такие пособия особенно эффективны при работе с подвижными детьми, которым трудно сосредоточиться на объяснениях воспитателя. Но экспериментировать можно и с более обычными предметами, - например, выяснить, свойства мыла, что и как можно намыливать, как образуется пена, как выдувать пузыри. Или: каковы свойства ваты, из чего ее получают, как ее можно использовать по-настоящему и в игре, какие поделки получаются из ваты (ангел - из длинны волокон, мячик - из сваленной ваты, намотанной на шарик).
Для развития ребенка очень важно, чтобы он научился устраивать всевозможные: группировки предметов по самым разным их свойствам: назначению, цвету наличию деталей, материалу, упругости или фактуре поверхности (одновременно встречающихся или не встречающихся). По собственной инициативе ребенка одни и те же предметы могут группироваться по-разному в соответствии с тем, что он заметил (например, есть трещина на предмете или нет, к наименований короче, а какие длиннее и т. п.). Предметы, составляющие которые можно располагать по самым разным признакам.
Выстраивание классификаций - важнейший инструмент развития мышления в дошкольном возрастает- от признака к ряду, от ряда к классу.
В сказочном плане ставится задача рассказать о настроении, вызываемом иными предметами, изображенными на картинке, найти картинки с таким же, с противоположным настроением, попытаться объяснить, почему они воспринимают так, а не иначе. Полезная мыслительная операция - найти что-нибудь на картинке, даже тогда, когда это не очевидно, равно как и что-то недостающее правильное, а также дать какое-нибудь объяснение происходящему. Разглядывая иллюстрации, воспитатель, опираясь на изображение находит возможность предложить детям продолжить предложения типа: «Сколько. столько и.»; «Книг много, а.»; «Холодильник холодный, медведю нужно найти удобную.»; «Самое теплое на свете.»; «Самое страшное с.»; «Самое белое на свете.»; «Пол черный, а.»; «Стена зеленая, а.»
Взрослый должен то и дело обнаруживать ситуации, которые можно обсудить.
Что-то валяется на полу: как оно там оказалось и почему? Молоко выпито из стакана и оставлено на столе: когда это случилось и кто его оставил? Предлагать можно как естественные, так и фантастические версии. При удобном случае рекомендуется обращать внимание детей на то, что что-то неправильно, поставлено не на место, перевернуто и т. п., однако вначале не указывается, только говорится, что что-то не так и что нужно найти, что это после этого предлагается детям описать ситуацию словами и найти выход. В окружающем следует находить повод найти, описать, сравнить какие-то
предметы: что выше или ниже, что справа и слева, как выстроить или выложить предметы -:возрастающем или убывающем порядке, что сначала, а что потом.
При случае можно загадывать загадки, описывая внешний вид предмета и его описание; можно пользоваться готовыми загадками; можно спрашивать о том, что яркое, дорогое, дешевое, сделанное у нас в стране и за границей, сделанное при помощи человека или при помощи машины.
| Следует рисовать разные лабиринты, маршруты, предлагать провести линии, соответствия (цифра - количество предметов, пятно краски - основной цвет предмета, фрукт - компот из него, платье - кукла в платье, предмет, часть предмета - он целиком и т. п.). Разрезая на части картинки, самим делать пузели; из больших картинок можно вырезать несколько кусков и предложить детям вложить их обратно. Интересно выполнять задания, в которых предметы меняют свой внешний вид: люди переодеваются в другую одежду, вещи пачкают, моют, красят.
В дошкольном возрасте не ставится задача обучить детей взрослому пониманию физических и химических явлений. Формирование элементарных научных представлений детей связано, прежде всего, с осознанием процесса познания. Вначале наблюдение, толчок мысли. Затем постановка задачи, поиск путей ее решения, предложения относительно результата исследования. На следующей стадии - изучении литературы, справочных источников, мнений специалистов. После этого - проведение исследования, получение и фиксация результатов, проверка правильности предположений, выводы, представление результатов. В наблюдении участвует не только зрение, но и обоняние, осязание, слух, вкус.
Предоставив необходимый материал для экспериментирования, воспитатель ставит перед ребенком определенную задачу, которая позволяет превратить действия по отношению к объекту в деятельность, направленную на достижение определенной цели. Взрослый лишь акцентирует его внимание на необходимых отношениях и связях, что демонстрируется воспитателем, должно самостоятельно воспроизводиться. Давая ответы на вопросы они должны давать только после того, как убедились в правильности их путем самостоятельного действия.