Валентина Гришенкова
«День рождения котика». Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«День рождения котика»
конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Цель:
закрепить знания детей по лексической теме «Домашние животные».
Задачи:
расширять и закреплять словарь по теме, упражнять в подборе определений;
развивать умение строить полные ответы;
учить образовывать глаголы от звукоподражаний и притяжательные прилагательные;
совершенствовать слуховое восприятие.
Оборудование:
Публикация «„День рождения котика“, Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Предметные картинки с изображением домашних животных, корма и жилья для них, картина «Кто спрятался?», картинки- сигналы для выполнения артикуляционной гимнастики
Ход НОД.
Организационный момент и вводная часть.
Ребята, к нам сегодня пришёл гость. Догадайтесь, кто?
Загадка: «В нашем доме кто живёт?
Молоко из миски пьёт,
По ночам мышей гоняет,
Днём на лавке отдыхает,
Больше никаких забот,
Ну конечно, это … (кот)
Зовут нашего котика Музик. (на доску поставить картинку)
Посмотрите на котика, расскажите, какой он. (красивый, пушистый, ловкий, умный и др.)
Сегодня у котика Музика день рождения. Мы поможем ему встретить гостей.
Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
Проснулся котик рано утром и, чтобы всё успеть, сделал зарядку.
Котик Музик утром встал, Дети потягиваются.
чистить зубки побежал. В улыбке открыть рот и кончиком языка
Вправо-влево, вправо-влево сильно "почистить" за нижними зубами 5-6
чистим зубки мы умело. раз, затем за верхними зубами 5-6 раз.
Пополощем ротик, как чистюля котик. Имитация полоскания рта.
Музик наш расчёску взял В улыбке закусить язык зубами,
И причёсываться стал. "протаскивать" язык между зубами
Мы за ним не отстаём, вперёд- назад.
Всё покажем языком.
Дальше по порядку делаем зарядку Улыбка, открыть рот, кончик языка упереть
Музик спинку выгибает в нижние зубы, "спинку" языка выгнуть и
удерживать под счёт до 8-ми
Музик спинку прогибает Открыть хорошо рот, поднять язык за
верхние зубы
Вот и завтракать пора Улыбнуться, открыть рот, положить широкий
Котик нам напёк блины, язык на нижнюю губу, и удерживать под счёт
со сметанкою они до 5-ти.
Как сметанку любит котик! Улыбнуться, открыть рот, облизать сначала
Оближи скорее ротик. верхнюю, затем нижнюю губки.
А теперь чаёк попьём. Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык
Чай мы в чашечку нальём. и потянуть его к носу,загибая бока
языка в виде чашечки.
Музик сыт, Музик рад, Ритмично хлопать в ладоши.
Музик любит всех ребят.
Музик готов заниматься делами.
2. Игра «Кто спрятался?» (образование притяжательных прилагательных)
Сначала ему надо определить, кто придёт на день рождения. Гости прислали котику фотографию. На этой фотографии они запрятались. Надо найти гостей. Поможем Музику, скажем, кто придёт.
Дети составляют предложения:
«Придет корова, потому что видна коровья голова.
Придёт собака, потому что видна собачья лапа.
Придёт коза, потому что видны козьи рога.
Придёт лошадь, потому что видна конская грива.
Придёт поросёнок, потому что виден поросячий хвостик.
(на доску выставляются картинки с изображением животных)
Так кто придёт в гости к котику? (домашние животные)
Почему эти животные так называются? (потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает).
3. Игра «Что кому по вкусу?»
Теперь котик знает, кто придёт и готов накрывать стол для гостей. Но чем порадовать друзей? Все продукты перемешались. Поможем котику правильно распределить угощение. (на доске картинки – косточка, капуста, овёс, сено, морковка. Картинки надо расположить под изображениями животных.)
Дети составляют предложения:
собаку угостим косточкой,
корову угостим сеном,
лошадь угостим овсом,
кролика угостим морковкой,
козу угостим капустой.
4. Физкультминутка
Котик Музик готов встречать гостей, но он немного устал. Отдохнём вместе с котиком.
Котик Музик жил у нас (встать, руки на поясе).
Он вставал с лежанки в час (потянуться, руки вверх, вдох).
В два на кухне крал сосиски (наклоны вправо, влево).
В три сметану ел из миски (наклоны вперёд, руки на поясе).
Он в четыре умывался (наклоны головы к плечам влево- вправо)
В пять по коврику катался (повороты влево- вправо)
В шесть тащил сельдей из кадки (рывки руками перед грудью)
В семь играл с мышами в прятки (хлопки спереди- сзади)
В восемь хитро щурил глазки (приседания)
В девять ел и слушал сказки (хлопки в ладоши)
В десять шёл к лежанке спать (прыжки на месте)
Потому что в час вставать (шагать на месте)
5. Игра «Кто как голос подаёт» (Образование глаголов от звукоподражаний).
Вот и гости пришли и начали поздравлять именинника.
Логопед: Собака: «Гав-гав» дети: - загавкала.
Корова : «Му-му» - замычала.
Коза: «Ме-ме» - заблеяла замекала.
Лошадь : «И-го-го» - заржала.
Поросенок: «Хрю-хрю» - захрюкал.
Овца; «Бее- бее» - заблеяла.
А котик Музик в ответ сказал: «Мяу- мяу» - замяукал.
Он поблагодарил друзей.
6. Дидактическая игра «Кто полезней?»
Съели гости угощение, пошли гулять на лужайку и затеяли спор, кто самый важный и нужный. Мы с вами сейчас вспомним, какую пользу приносит каждое животное и помирим их.
Логопед начинает, дети продолжают.
«Гав-гав, я самая важная». Почему собака считает себя самой важной?
Дети: собака охраняет дом, хозяйку с хозяином, весь двор. Смотрит, чтобы в дом не проникли хулиганы.
«Мяу-мяу», самая важная работа у меня». Какую пользу приносит кошка?
Дети: кошка ловит мышей.
В спор вмешалась корова: «Му-му, я самая важная». Почему корова так считает?
Дети: корова даёт молоко, сливки, творожок, сметанку.
«Ме-ме», возмутилась коза, это я самое важное животное». Почему?
Дети: коза даёт молоко и шерсть.
Тут громко заржала лошадь: «И-го-го, я самая сильная и приношу хозяину больше пользы, чем вы».
Ребята, а как вы умаете, кто самый важный из домашних животных.
Дети: все животные важны и полезны.
Логопед. Животные услышали вас и перестали ссориться, а котик Музик предложил поиграть в игру.
7. Дидактическое упражнение «Исправь предложение» :
Логопед: Собака кудахчет на чужих. Дети: — Собака лает на чужих.
Корова даёт шерсть. – Корова даёт молоко.
Кошка клюёт молоко. – Кошка лакает молоко.
Свинья рычит в корыте. – Свинья плескается в корыте.
Кошка хрюкает на диване. – Кошка мурлычет на диване.
Поиграли гости и засобирались домой. Проводим их.
8. Игра «Кто где живёт?»
(Дети соединяют линией на доске картинки с животными с изображением жилья животных)
Логопед: Куда пошли животные?
Дети: Собака пошла в конуру.
Лошадь – в конюшню.
Корова – в коровник.
Свинья – в свинарник.
Коза – в хлев.
Овца – в овчарню.
Итог. Ушли гости по домам. Котик Музик говорит вам спасибо за помощь.
(логопед даёт оценку деятельности детей)
О каких животных мы с вами вспоминали? Какие животные вам понравились? Почему?
Литература:
1. В. И. Селивёрстов. Речевые игры с детьми. - М. : Владос, 1994 г.
2. И. С. Лопухина. Логопедия. Упражнения для развития речи. - СПб: Дельта, 1999 г.
3. интернет источники: artikulyacionnaya_gimnastika_s_muzikom.ppt,
https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2015/05/21/kartoteka-fizkultminutki-dlya-doshkolnikov