Светлана Александрова
Декупаж как средство развития мелкой моторики и творчества у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Декупаж» — это вид декоративно - прикладного творчества, представляющий собой технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения для защиты от внешних воздействий.
«Декупажем» можно оформить практически все, что подскажет нам наша фантазия: цветочные горшки, вазы, тарелки (декоративные, стаканы, разделочные доски (деревянные или пластмассовые, все вещи станут оригинальным украшением интерьера!
Публикация «Декупаж как средство развития мелкой моторики и творчества у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
«Декупаж» появился в России совсем недавно, и стал очень популярным занятием. Однако для детей это не просто хобби, а очень полезная забава. «Декупаж» хорошо развивает мелкую моторику, подготовит руки дошкольника к письму, труду. Приобретенное умение работать с кистью, ножницами, бумагой и клеем, разовьет тактильные навыки, дети познакомятся в работе с различными материалами и предметами, такие как дерево, различные виды бумаги и пластика.
Техника «декупаж» развивает концентрацию внимания и усидчивость дошкольника во время вырезания рисунков и мотивов, знакомит с орнаментами, узорами и развивая цветовое восприятие, фантазию. Не менее важным здесь будет развитие логического мышления в процессе обдумывания последовательности действий: вырезать, наклеить, покрыть лаком.
Развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук является сильным стимулом для развития центральной нервной системы, речи. Учителя младших классов замечают, что дети с развитой моторикой лучше подготовлены к школе, легче обучаются письму, так как техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, может быть причиной негативного отношения к учебе. Во время занятия «декупажем» ребенок учится пользоваться ножницами, держать кисть.
Дети старшего дошкольного возраста вполне могут выполнить поделку в технике «декупажа», ведь эта техника имеет различные виды сложности, от человека не умеющего рисовать совсем до опытного профессионала. Материалы, используемые в ней в основном на водной основе, без запаха и нетоксичны, что делает возможным их использование в работе с детьми.
Дети с увлечением занимаются «декупажем», декорируют заготовки для шкатулок, коробочек, подносов, предметы из пластмассы и украшения из пластики, керамические вазы и горшки, гипсовые статуэтки — всё это можно украсить красочными мотивами из салфеток. Если покрыть созданные руками ребёнка поделки защитным слоем акрилового лака на водной основе, то они будут безопасны и долговечны.
Для повышения интереса к аппликации, желанию экспериментировать с художественными материалами и для развития художественного восприятия, можно использовать технику «декупаж» в совместной деятельности ребенка и воспитателя или на занятиях по интересам в группе детей старшего возраста.
В педагогической практике «декупаж» является интересной техникой для детей. Техника достаточно проста в освоении и ребенок, не отвлекаясь на свойства материала, полностью занят основной задачей – выстраиванием композиции изображения.
Работа с «декупажем», как с аппликацией и коллажной техникой, позволяет прививать детям внимание к выразительным образам. Также работы, выполненные детьми в декупажной технике, выглядят более современно и лучше воспринимаются родителями детей.
Техника эта способствует развитию мелкой моторики (необходимость работы с тонкой бумагой, развивает творческие способности и фантазию, к тому же она позволяет делать законченные работы, что важно для работы с детьми дошкольного возраста.
Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, предмет, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Такой вид деятельности является продуктивным видом деятельности, дающим зримый и осязаемый результат. Полученный продукт можно увидеть, потрогать. Его можно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребёнок чувствует себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость по поводу своих достижений.
Для работы в технике «декупаж» понадобятся: предмет для декорирования, трёхслойные салфетки, ножницы, клей ПВА, кисточки, губка, гуашь, бесцветный акриловый лак на водной основе (используется только воспитателем в отсутствии детей).
Работа над декорированием предметов выполняется в определённой последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует соблюдать:
1) выбираем предмет для декорирования (например, блюдце);
2) грунтуем (клей ПВА смешать с белой гуашью в равных долях);
3) трёхслойные салфетки с рисунками (выбираем элементы рисунка);
4) вырезаем или обрываем по краю рисунка;
5) отслаиваем салфетку (используем только первый слой рисунка);
6) на высушенной поверхности блюдца накладываем элементы рисунка по замыслу;
7) клей ПВА наносим поверх элемента салфетки, используя синтетическую кисточку;
8) фон создаем щетинной кисточкой методом «тычка» (или другими нетрадиционными методами, а затем дорисовываем, что считаем нужным (прожилки, завиточки т. д.);
9) заключительный этап работы - нанесение лака, (выполняет только воспитатель в отсутствии детей).
Каждое занятие проводится в разной игровой форме, эмоционально, дети следят за всеми процессами и с интересом, а иногда с нетерпением выполняют практические задания воспитателя. Попадая в проблемную ситуацию на занятиях по задуманному сценарию, иногда дети предлагают неожиданные способы её выполнения, которые по возможности используются в практической части. Так же используется нестандартное расположение детей в процессе рисования (стоя или сидя, около мольберта или стола, сидя на полу, лёжа на ковре и т. д.).
Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый материал к работе с учётом возможностей каждого ребёнка, проводя некоторые занятия, учитывая их сложность по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с индивидуальным подходом к каждому ребёнку.
Работа в технике «декупаж» обеспечивает общекультурную подготовку, прикладную и практическую направленность дошкольного образования, что определено в федеральном государственном стандарте.
Ожидаемые результаты занятий с детьми в технике «декупаж» :
1. у детей развилось ассоциативное мышление в процессе восприятия художественных произведений;
2. возросла выразительность образов в декоративной технике;
3. обогатились знания детей о средствах художественной изобразительности;
4. расширился опыт составления композиций и использование нетрадиционных методов рисования;
5. развился интерес и эмоциональная отзывчивость на красоту окружающего мира и произведений искусств;
6. у детей и их родителей значительно возрос интерес к работе в технике «Декупаж», организация мини-выставки детских поделок и работ, выполненных детьми совместно с родителями.
Литература:
1. Хельмонд С. Салфеточные аппликации. Новые идеи декорирования. Изд. : Проф-Издат, 2007
2. Интернет-ресурсы.