Светлана Караваева
Крупотерапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Крупотерапия – как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Воспитатель высшей категории Караваева С. В. МДОУ № 15
Уважаемые коллеги.
Сегодня я хочу поделиться с вами результатами использования такой технологии, как крупотерапия.
Публикация «Крупотерапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития творческих возможностей ребёнка – от 3 до 6лет. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития детей и очень влияет на развитие речи.
2 слайд
Актуальность данной работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с использованием нетрадиционных техник способствует формированию речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
3 слайд
Цель работы развитие зрительно-моторной координации у детей в разных видах продуктивной деятельности, которая способствует формированию речевых навыков, творческой активности. Снимает мышечную напряжённость, расширяет словарный запас (дети общаются друг с другом, делятся своими замыслами, помогают друг другу). Цель крупотерапии - не менять ребёнка. А дать возможность самовыражаться, быть самим собой.
4 слайд
Крупотерапия – это нетрадиционная форма работы с разными видами крупы и не только. Необходим для этого следующий материал: фасоль, горох, бобы, зерна овса, пшеницы, семечки подсолнечника, а также семена овощей и фруктов (тыквы, арбуза, дыни, крупа (манная, гречневая, рис, пшено).
Необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. Поэтому использую следующие приемы:
• систематичность проведения игр и упражнений;
• последовательность – (от простого к сложному);
5 слайд (занятия)
• использование данной технологии на занятиях (ФЭМП, развитие речи, ознакомление с окружающим миром, художественное творчество);
6 слайд
-Для проведения упражнений использую следующее оборудование: цветные
подносы, картон, бумагу; пластилин; простой и цветные карандаши, счётные палочки; альбом для рисования; клей; краски; пластиковые тарелочки.
Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики.
Использую такие приемы, как
-рисование на подносе
7 слайд
Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проводя пальчиком по крупе, получится яркая контрастная линия (подносы цветные). При рисовании и письме на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать пальчиками. Рисовать можно все, что угодно: линии, домики, круги, заборы, облака. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной (что очень нравится ребятам, их не пугает неудача в выполнении задания, не требуется ластик, можно быстро исправить свою ошибку.
Эффективен прием «сухого бассейна» :
8 слайд
Для этого нужна небольшая емкость. Наполняется она горохом, фасолью, рисом, манкой. Для проведения упражнений использую пластиковые баночки и контейнеры. В «сухой бассейн» помещаю мелкие игрушки, камушки, пуговицы; наборы «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Машины». Их можно искать, раскапывая. Дети с интересом "ищут клад".
Сейчас я работаю в подготовительной к школе группе, поэтому такие задания, с постоянным усложнением, нам доставляют интерес. Т. к., надо думать: что это? Можно усложнить, предложить с закрытыми глазами угадать предмет. Работать в парах. Можно поставить рядом небольшой контейнер и складывать найденные «сокровища», а можно, найдя фигурку животного закрепить лексический материал по теме «Домашние животные», предложив составить краткий описательный рассказ.
Задания достаточно просты, но захватывают и увлекают ребят.
На первых этапах работы предлагаю им:
9 слайд
• сортировать крупу,
• угадывать с закрытыми глазами,
• катать между большим и указательным пальцем,
• придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу;
(стараясь при этом делать вращательные движения).
При работе с крупой использую различные варианты:
10 слайд
Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый рисунок и изменять его по своему усмотрению.
Пробудить творчество ребёнка, подсказать интересное решение помогают рисунки, схемы, трафареты, стихи.
Крупа и бобовые будут полезны в таких упражнениях, как
- угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;
-выкладывание геометрических или растительных орнаментов
- заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами.
• Чтобы упражнения проходили веселее и ярче, необходимо проводить их в игровой форме. На занятиях обязательно включаю физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности.
11 слайд
• Можно изготовить панно на пластилиновой основе путём вдавливания. Кроме доставленного удовольствия данная работа развивает у ребёнка мелкую моторику, координацию движений, внимание, фантазию и изобретательность. Чтобы такие занятия проходили весело и ярко, можно привлекать сказочного героя. К нам на занятия приходит Мудрая Сова. Ребят она хвалит, советует и задаёт новые задания.
12 слайд
На занятиях по художественному творчеству у нас получаются вот такие шедевры. Дети увлечены, а это главное. Дети фантазируют и изобретают.
Регулярно используя метод крупотерапии, я отметила улучшение речевой моторики, памяти и внимания. Таким образом, в результате проведенной работы, можно утверждать, что этот нетрадиционный метод прост и очень эффективен в своем использовании. И несёт в себе огромную пользу.
13 слайд
Спасибо за внимание.