Евгения Глухих
Действенные формы и методы профилактики девиантного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
«Действенные формы и методы профилактики девиантного поведения»
Глухих Евгения Викторовна
социальный педагог
ГКУ «Детский дом (смешанный) №30», г. Георгиевск, ул. Воровского, 2
Девиантным считается любое поведение, отклоняющееся от нормы. Многочисленные отклонения, заложенные ещё в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с детьми активной профилактической работы по предупреждению проявления девиантного поведения. В силу повышенной внушаемости и эмоционально-волевой неустойчивости, воспитанники имеют склонность к отрицательным формам поведения : сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, курение и употребление алкоголя и ПАВ.
Публикация «Действенные формы и методы профилактики девиантного поведения» размещена в разделах
Изучив анамнез воспитанников, поступающих в наш детский дом, мы определили первоочередным приоритетным направлением в работе педагогического коллектива – профилактику девиантного поведения, а в тех случаях, когда профилактировать уже нечего, это коррекция устоявшейся девиации.
Для этого педагогами была разработана комплексная программа «Я и Закон».
Данная программа направлена на выявление и устранение причин, порождающих отклоняющееся от нормы поведение, а также обстоятельств, благоприятствующих деформации сознания воспитанников, проведение и активизацию нравственного, правового воспитания и профилактической работы в группах.
Социально-педагогическая профилактика в детском доме делится на три стадии: первая, вторая, третья.
Первая стадия профилактики девиантного поведения включает в себя решение ещё не возникших проблем: информирование, организация труда идосуга, привлечение к спорту, ведению здорового образа жизни, организация различных мероприятий, организация экскурсий.
Ежегодно наши воспитанники принимают участие в играх «Зарница», «Долг. Мужество. Отечество»
Вторая стадия – принятие профилактических мер непосредственно перед возникновением отклонений в поведении ребёнка : проведение тренингов по коррекции девиантного поведения, вовлечение в творческие и трудовые мастерские.
Одной из действенных форм на этом этапе профилактики – привлечение волонтеров к работе с воспитанниками.
Третья стадия – принятие профилактических мер в отношении уже возникшей проблемы и предупреждение возникновения новых.
Еженедельно педагогами детского дома с воспитанниками проводятся профилактические беседы, групповые дискуссии о негативных медицинских, психологических, социальных и правовых последствиях проблемного поведения – правонарушений. Курения, употребления алкоголя и наркотиков, раннего начала сексуальных отношений: «Последствия курения», «Употребление алкоголя», «Наркотики. Мифы и реальность», «Губительная сигарета», «Ранние добрачные отношения», «Болезни любви и половые аномалии» и др.
Социальными педагогами и педагогом-психологом проводятся тренинги по коррекции девиантного поведения у воспитанников : «Умение общаться», «На тропе доверия», «Мир человеческих отношений», «Смысл жизни», «Путь к себе…» и др.
Воспитанники задействованы в играх, направленных на профилактику девиантного поведения : «Цепочка ценностей», «Маски, которые мы надеваем», «В чём смысл жизни?», «Колючка», «Войди в круг» и др.
Ежегодно, 20 ноября в детском доме проходят мероприятия в рамках Всероссийского Дня правовой помощи детям с приглашением юристов, сотрудников полиции, которые рассказывают не только об их правах, но и обязанностях и мерах ответственности перед законом за совершённое деяние.
Стало традицией проведение в детском доме Недели правовых знаний. Каждый день этой недели воспитанники посещают подготовленные мероприятия: презентации, дискуссии, игры, беседы, круглые столы.
Организация досуга воспитанников, вовлечение детей в спортивные секции, привлечение к здоровому образу жизни, организация работы творческих и трудовых мастерских, организация походов и экскурсий, организация волонтёрских мероприятий являются главным методом профилактики девиантного поведения.
С воспитанниками, которые относятся ко второй и третьей стадиям проводится активная профилактическая работа, направленная на предупреждение и преодоление девиантного и асоциального поведения. С данными воспитанниками работают не только педагоги детского дома, а также инспектор ОДН, который в частом порядке проводит индивидуальные и разъяснительные беседы. Поведение воспитанников, которые уже попали в «группу риска» рассматривают на Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений детского дома и решают вопрос о постановке данного воспитанника на профилактический учёт внутри учреждения.
Все педагоги, в том числе и педагоги дополнительного образования стараются привлечь как можно больше воспитанников в секции, особенно детей с девиантным поведением. Воспитанники «группы риска» должны больше всех быть задействованы в свободное время. Таким образом, они будут меньше оказываться в ситуациях социального риска.
Проведя анамнез совершения воспитанниками преступлений, правонарушений, можно сказать, что работа по комплексной программе «Я и Закон» даёт свои положительные результаты.
В течение 10 лет ежегодно в июне проводится конкурс «Воспитанник года». Сами дети выбирают лучших в нескольких номинациях. Но самым главным достижением для воспитанников является получить «Гран-При» и быть лучшим среди всех. Это еще одна из действенных форм профилактики, коррекции отклоняющегося поведения. Так как к «Гран-При» прилагается еще и денежная премия.
Профилактическая работа – процесс сложный и продолжительный во времени. Необходимо своевременно заметить и начать устранять отрицательное влияние неблагоприятных условий на формирование личности ребёнка. При своевременном проведении профилактической работы можно получить положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.