Татьяна Дыбова
Методические рекомендации для педагогов ДОО по гармонизации межличностных отношений в группе «Давайте жить дружно!»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для педагогов ДОО по гармонизации межличностных отношений в группе
По возрастным нормам к концу дошкольного периода ребенок наиболее активен в установлении благоприятных связей со сверстниками в процессе игры. Игровое взаимодействие в детском коллективе способствует осознанию ребенком собственной позиции в обществе.
Публикация «Методические рекомендации для педагогов ДОО по гармонизации межличностных отношений в группе „Давайте жить дружно!“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
С поступлением в детский сад происходит становление социометрического статуса ребенка, которое рассматривается как положение личности в системе межличностных отношений, что зависит не только от особенностей группы, но и от личностных качеств индивида. Благополучное включение личности в коллектив происходит в процессе совместной деятельности, а так же во многом зависит от принятия индивидуумом норм и ценностей самой группы. В процессе общения и взаимодействия происходит взаимооценивание, при котором каждый ребенок ждет от сверстника конкретной, адекватной оценки своих игровых замыслов. Оценка говорит ребенку не только о правильности его действий, но и о том, что товарищи по группе его помнят, его заметили, к нему относятся внимательно. На данном этапе развития детского коллектива задача взрослого — привить детям элементарную культуру общения. Для решения этой задачи необходимо принятие коррекционных мер, основным направлением которой станет повышение социометрического и оценочного статуса ребенка среди сверстников.
Достигнуть данного результата можно следующим образом:
1. Для гармонизации межличностных отношений на первом этапе прежде всего необходимо улучшить эмоционально психологический климат группы, для того чтобы каждый ее член не чувствовал себя отстраненным и ненужным. При этом педагогам необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, не допуская критичных замечаний при других детях, быть особенно внимательным к застенчивым и замкнутым детям, а так же к детям лидерам, активно проявляющим демонстративность среди сверстников.
2. Для улучшения социометрического статуса ребенка в группе сверстников необходимо коррекционное воздействие, целесообразным способом которого является «социальная терапия». Она заключается в применении взрослым положительных оценок, опирающихся на объективные оценки ребенка в общении и деятельности, направленным на переориентацию оценочного восприятия сверстников. Например, в ходе игры обращать внимание детского коллектива на удачные, и даже незначительные моменты в действиях отстраненного ребенка: «Ребята, посмотрите, как интересно Ваня придумал складывать кубики! Может ему нужно помочь?».
Зачастую устойчивое неприятие в межличностных отношениях в детском коллективе способствует понижению самооценки у ребенка, так называемого "комплекса Золушки". Это проявляется в равнодушии к оценкам окружающих, безразличии к внешнему виду, в стеснении или даже нежелании участвовать в совместной деятельности, отрешенность. В этом случае задача взрослых — способствовать формированию у отстраненного ребенка инициативы, подкрепленной убедительной похвалой для активизации интересов и в последующем поддержка начинаний у ребенка.
3. Непопулярность у дошкольников среди сверстников часто объясняется малообщительностью детей, а так же слабой выраженностью игровых мотивов, когда у детей наблюдается большая тяга к творческой деятельности, конструированию, но нет стремления к совместным играм. Внимание взрослого в данной ситуации должно быть ориентировано на личностные качества и внутренние переживания ребенка, а коррекционное воздействие должно быть направленно на расширение круга общения дошкольников путем ориентирования детей на совместную деятельность со сверстниками в интересующих их областях. Это будет обуславливать формирование социальных мотивов у всех членов детского коллектива. Так, эффективным является использование техник арт-терапии, где каждый ребенок может проявить свои творческие способности, получив подкрепление со стороны взрослого в виде похвалы и внимание к своей персоне со стороны сверстников. Использование приема коллективной работы будет способствовать общению детей в рамках изготовления общего продукта.
Среди дошкольников с низким социометрическим статусом относительно выборов со стороны сверстников имеются дети имеющие узкий круг общения, избирательные в своих предпочтениях в плане совместного взаимодействия, но при этом имеющие достаточно высокий оценочный статус личностных качеств. Объясняется это явление индивидуальной типологической особенностью ребенка, его физическим обликом.
4. Эффективным приемом для гармонизации межличностных отношений всех членов детского коллектива является групповая игротерапия. Она заключается в правильной организации педагогом совместных игр, например, сюжетно-ролевая игра с правилами. Главная задача взрослого — правильно распределить роли среди детей, имеющих трудности взаимодействия со сверстниками, так, чтобы все члены группы были задействованы. Основными характеристиками совместной игры с правилами являются состязательные отношения между участниками, наличие реального результата — выигрыша, предметно обозначающего окончание деятельности, повторяемость неизменных по форме конов (что дает возможность проигравшему отыграться в следующем коне). Все это также способствует формированию межличностных отношений среди детей в группе детского сада.
Если ребенок находится в положении лидера, то он может затмевать других детей, таких детей нужно ставить на незначительные роли. А «изолированных» детей на более ведущие роли. Если в группе наблюдается жесткое распределение ролей, то направлением коррекционной работы будет — «расшатывание» этого распределения, то есть каждый ребенок сможет быть ведущим, так и ведомым.
Необходимо следить за игровой ситуацией и вовремя включаться, чтобы избегать конфликтов и не допускать негативизма от детей в отношении к друг к другу. Следует учитывать, что среди детей в группе могут быть и агрессивные дети, не дающие адекватной оценки своим действиям. Иногда причиной этому может быть перевозбуждение или усталость. Для снятия эмоциональной напряженности нужно создать условия для реализации доминирующих мотивов детей к взаимодействию. Прежде всего, для агрессивных детей нужно показать, что все конфликты можно решать спокойно. Хорошим способом снятия эмоционального напряжения и налаживания общения между детьми служат настольно печатные («лото», «домино», «маршрутные»). Именно в играх парами дети учатся способам игрового сотрудничества: соблюдению очередности, вежливому обращению друг к другу по имени, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, координировать высказывания с партнером.
Соблюдение данных рекомендаций поможет педагогам дошкольных образовательных гармонизировать межличностные отношения в группе дошкольников, будет способствовать формированию навыков общения и повышению социометрического статуса у детей в группе детского сада.