Лучший педагог года

Методические рекомендации для педагогов ДОО по гармонизации межличностных отношений в группе «Давайте жить дружно!»

Татьяна Дыбова
Методические рекомендации для педагогов ДОО по гармонизации межличностных отношений в группе «Давайте жить дружно!»
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации для педагогов ДОО по гармонизации межличностных отношений в группе

По возрастным нормам к концу дошкольного периода ребенок наиболее активен в установлении благоприятных связей со сверстниками в процессе игры. Игровое взаимодействие в детском коллективе способствует осознанию ребенком собственной позиции в обществе.

Публикация «Методические рекомендации для педагогов ДОО по гармонизации межличностных отношений в группе „Давайте жить дружно!“» размещена в разделах

С поступлением в детский сад происходит становление социометрического статуса ребенка, которое рассматривается как положение личности в системе межличностных отношений, что зависит не только от особенностей группы, но и от личностных качеств индивида. Благополучное включение личности в коллектив происходит в процессе совместной деятельности, а так же во многом зависит от принятия индивидуумом норм и ценностей самой группы. В процессе общения и взаимодействия происходит взаимооценивание, при котором каждый ребенок ждет от сверстника конкретной, адекватной оценки своих игровых замыслов. Оценка говорит ребенку не только о правильности его действий, но и о том, что товарищи по группе его помнят, его заметили, к нему относятся внимательно. На данном этапе развития детского коллектива задача взрослого — привить детям элементарную культуру общения. Для решения этой задачи необходимо принятие коррекционных мер, основным направлением которой станет повышение социометрического и оценочного статуса ребенка среди сверстников.

Достигнуть данного результата можно следующим образом:

1. Для гармонизации межличностных отношений на первом этапе прежде всего необходимо улучшить эмоционально психологический климат группы, для того чтобы каждый ее член не чувствовал себя отстраненным и ненужным. При этом педагогам необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, не допуская критичных замечаний при других детях, быть особенно внимательным к застенчивым и замкнутым детям, а так же к детям лидерам, активно проявляющим демонстративность среди сверстников.

2. Для улучшения социометрического статуса ребенка в группе сверстников необходимо коррекционное воздействие, целесообразным способом которого является «социальная терапия». Она заключается в применении взрослым положительных оценок, опирающихся на объективные оценки ребенка в общении и деятельности, направленным на переориентацию оценочного восприятия сверстников. Например, в ходе игры обращать внимание детского коллектива на удачные, и даже незначительные моменты в действиях отстраненного ребенка: «Ребята, посмотрите, как интересно Ваня придумал складывать кубики! Может ему нужно помочь?».

Зачастую устойчивое неприятие в межличностных отношениях в детском коллективе способствует понижению самооценки у ребенка, так называемого "комплекса Золушки". Это проявляется в равнодушии к оценкам окружающих, безразличии к внешнему виду, в стеснении или даже нежелании участвовать в совместной деятельности, отрешенность. В этом случае задача взрослых — способствовать формированию у отстраненного ребенка инициативы, подкрепленной убедительной похвалой для активизации интересов и в последующем поддержка начинаний у ребенка.

3. Непопулярность у дошкольников среди сверстников часто объясняется малообщительностью детей, а так же слабой выраженностью игровых мотивов, когда у детей наблюдается большая тяга к творческой деятельности, конструированию, но нет стремления к совместным играм. Внимание взрослого в данной ситуации должно быть ориентировано на личностные качества и внутренние переживания ребенка, а коррекционное воздействие должно быть направленно на расширение круга общения дошкольников путем ориентирования детей на совместную деятельность со сверстниками в интересующих их областях. Это будет обуславливать формирование социальных мотивов у всех членов детского коллектива. Так, эффективным является использование техник арт-терапии, где каждый ребенок может проявить свои творческие способности, получив подкрепление со стороны взрослого в виде похвалы и внимание к своей персоне со стороны сверстников. Использование приема коллективной работы будет способствовать общению детей в рамках изготовления общего продукта.

Среди дошкольников с низким социометрическим статусом относительно выборов со стороны сверстников имеются дети имеющие узкий круг общения, избирательные в своих предпочтениях в плане совместного взаимодействия, но при этом имеющие достаточно высокий оценочный статус личностных качеств. Объясняется это явление индивидуальной типологической особенностью ребенка, его физическим обликом.

4. Эффективным приемом для гармонизации межличностных отношений всех членов детского коллектива является групповая игротерапия. Она заключается в правильной организации педагогом совместных игр, например, сюжетно-ролевая игра с правилами. Главная задача взрослого — правильно распределить роли среди детей, имеющих трудности взаимодействия со сверстниками, так, чтобы все члены группы были задействованы. Основными характеристиками совместной игры с правилами являются состязательные отношения между участниками, наличие реального результата — выигрыша, предметно обозначающего окончание деятельности, повторяемость неизменных по форме конов (что дает возможность проигравшему отыграться в следующем коне). Все это также способствует формированию межличностных отношений среди детей в группе детского сада.

Если ребенок находится в положении лидера, то он может затмевать других детей, таких детей нужно ставить на незначительные роли. А «изолированных» детей на более ведущие роли. Если в группе наблюдается жесткое распределение ролей, то направлением коррекционной работы будет — «расшатывание» этого распределения, то есть каждый ребенок сможет быть ведущим, так и ведомым.

Необходимо следить за игровой ситуацией и вовремя включаться, чтобы избегать конфликтов и не допускать негативизма от детей в отношении к друг к другу. Следует учитывать, что среди детей в группе могут быть и агрессивные дети, не дающие адекватной оценки своим действиям. Иногда причиной этому может быть перевозбуждение или усталость. Для снятия эмоциональной напряженности нужно создать условия для реализации доминирующих мотивов детей к взаимодействию. Прежде всего, для агрессивных детей нужно показать, что все конфликты можно решать спокойно. Хорошим способом снятия эмоционального напряжения и налаживания общения между детьми служат настольно печатные («лото», «домино», «маршрутные»). Именно в играх парами дети учатся способам игрового сотрудничества: соблюдению очередности, вежливому обращению друг к другу по имени, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, координировать высказывания с партнером.

Соблюдение данных рекомендаций поможет педагогам дошкольных образовательных гармонизировать межличностные отношения в группе дошкольников, будет способствовать формированию навыков общения и повышению социометрического статуса у детей в группе детского сада.

Публикации по теме:

Конспект беседы в подготовительной к школе группе по нравственному воспитанию «Давайте жить дружно» ГБДОУ НАО «ЦРР – ДС «Умка" Беседа в подготовительной к школе группе «ПОЧЕМУЧКИ» «Давайте жить дружно!» Воспитатель Яковлева Мария Ивановна.

Конспект ООД по социально-нравственному воспитанию в младшей группе «Давайте жить дружно!» Задачи: • формировать элементарные представления о том, что хорошо, и что плохо. Формировать доброжелательное отношения друг к другу, умение.

Конспект занятия «Давайте жить дружно» для старшей группы Кунавина Ирина Валентиновна Детский сад №25 Долгопрудный Конспект занятия «Давайте жить дружно» Кружок "Добрый мир" для детей старшей группы.

Конспект занятия по психологии в подготовительной группе «Давайте жить дружно» Подготовила: педагог-психолог Сушко А. В. «Давайте жить дружно» Цель: Способствовать психическому и личностному росту детей, их самопознанию.

Методическая разработка образовательной деятельности «Давайте жить дружно» Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Давайте жить дружно!» Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст.

Проект — презентация «Давайте жить дружно» в старшей группе 2018 г. Долгопрудный воспитатель Кунавина Ирина Валентиновна Проект - презентация на тему: «Давайте жить дружно». Старшая группа. 2018г.

«Давайте жить дружно!» Проект Проблема: В современных условиях возрастает уровень культурного образования, собственного отношения, познания ценностей культуры родного.

Проект «Ребята, давайте жить дружно» в младшей группеПроект «Ребята, давайте жить дружно» в младшей группе Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №4 «Ромашка» станицы Советской муниципального образования Новокубанский.

Конспект тренинга для детей старших групп «Давайте жить дружно!»Конспект тренинга для детей старших групп «Давайте жить дружно!» Тренинг для детей старших групп «Давайте жить дружно!» Цель: личностное развитие ребенка. Задачи: 1. Воспитывать доброе отношение детей.

Фотоотчёт «Экологическая сказка «Давайте жить дружно!»Фотоотчёт «Экологическая сказка «Давайте жить дружно!» Наш детский сад на протяжении многих лет уделяет особое внимание проблемам экологического воспитания дошкольников. Мусор – проблема, с которой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для педагогов ДОО по гармонизации межличностных отношений в группе «Давайте жить дружно!»
Опубликовано: 17 октября 2019 в 09:00
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для педагогов ДОО по гармонизации межличностных отношений в группе «Давайте жить дружно!»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Дыбова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД