Надежда Шавкунова
Консультация «Цифровые технологии в детском саду. Педагогическая находка»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование развития речи посредством проектной деятельности с применением ИКТ
Шавкунова Надежда Васильевна
Воспитатель первой квалификационной категории
БМАДОУ «Детский сад № 23 «Золотой ключик»
«В соответствии с профессиональным стандартом педагога одной из компетенций, необходимых для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования, является владение ИКТ-компетенциями, что в первую очередь означает использование инновационных цифровых технологий в образовательном процессе. Они необходимы для того, чтобы не только идти в ногу со временем, но и разнообразить обучение дошкольников.
Публикация «Консультация „Цифровые технологии в детском саду, Педагогическая находка“» размещена в разделах
Потребности и интересы детей учитываются в основных нормативных документах в сфере образования, где главной задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе за счет организации современного цифрового образовательного пространства.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы включает приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», направленный на создание возможностей для граждан разного возраста и социального статуса получать качественное образование с использованием современных информационных технологий.
С каждым годом современные информационные технологии все больше и больше интегрируются в нашу жизнь, и стали активно применятся в образовательном процессе. Создаётся множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания.
В зависимости от возраста ребёнка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, быть экскурсоводом и т. д. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста. К таким средствам относится и ИАД.
Интерактивная доска (ИАД) – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.
Если воспитатель только начинает работать с доской и ещё не в совершенстве владеет программой, доску можно использовать в качестве проектора для просмотра презентаций, фото- и видеоматериалов. Ведь для лучшего усвоения детьми информации, просто необходимо сопровождение, будь то фотография или видеоматериалы.
В нашем ДОУ мы применяем ИАД в различных видах деятельности: создаем различные интерактивные игры, просматриваем познавательные видеоролики и презентации, проводим мастер-классы для педагогов. И я, как воспитатель старшей группы, решилась на педагогический эксперимент :
«Использование проектной деятельности с применением ИАД как средство формирования развития речи старшего дошкольного возраста»
Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, мной был сделан вывод, что в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов - повторов, длительными паузами, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. В общении друг с другом дети мало проявляют речевую активность или вовсе не вступают в разговор.
Таким образом, в основе приобретенных заключений пришла к выводу, что традиционные подходы и методы по развитию речи дошкольников в образовательной деятельности не эффективны. Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для формирования речевой активности детей старшего дошкольного возраста. Опираясь на важность и необходимость работы по формированию речевой активности детей старшего дошкольного возраста, проблему способа решения данного вопроса, обратилась к проектной технологии с помощью ИКТ, как средству формирования речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
Проектный метод вошел в жизнь как требование времени. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е. С. Полат, что "вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее".
Главная ее особенность в том, что эта технология создает все условия для формирования интереса дошкольников к процессу непосредственной образовательной деятельности, является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования современный дошкольник должен быть:
инициативным,
самостоятельно действовать в повседневной жизни,
уметь выдвинуть идею, план действий,
организовать партнеров по деятельности,
использовать деловую, познавательную, личностную формы общения,
-владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.
Речь является очень важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни. Посредством речи человек общается с другими людьми, передает информацию, получает новые знания. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Потребности современного общества делают проблему развития речевой активности весьма значимой, поскольку в любой сфере деятельности и в любом возрасте требуется умение активно отстаивать словом свою позицию, убеждать, проявлять себя как «языковая личность». Низкий уровень речевой активности ограничивает возможность самореализации человека.
Под термином «речевая активность» понимается - стремление ребенка общаться, получать необходимую информацию, узнавать что-то новое. Компонентами речевой активности, являются: быстрота речевых реакций в диалоге и других ситуациях; выбор игр и увлечений, связанных с речью; быстрота и точность выбора слов; развертывание синтаксических конструкций, текста; активная реакция на поступок или высказывание других лиц.
Для условия развития речевой активности необходимо:
общая активность, коммуникабельность, инициативность, стремление к лидерству;
умение преодолевать скованность, застенчивость;
способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи
Все перечисленные условия успешно создаются в ходе реализации проектной технологии с применением ИКТ, которую применяю в своей педагогической деятельности. Сейчас без ИКТ невозможно представить свою работу.
В своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий. Имея в группе интерактивную доску, использую возможные, доступные средства ИКТ, с помощью, которых проекты получаются насыщеннее, ярче, нагляднее. И если они хранятся на флэш – накопителях, то легко можно применять в своей работе каждый год, так как темы повторяются и легко переделать для каждого года.
В ходе этой работы мною были разработаны проекты:
- «Поговорим»
- «Мы-юные журналисты»
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т. к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
При разработки этих проектов использовала мультимедийные презентации, интерактивные дидактические игры, различные задания и упражнения.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми стихи, скороговорки, дети учатся пересказыванию и рассказыванию по сюжетным картинкам.
Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Проект «Мы - журналисты» осуществлялся с учётом принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения.
Дошкольники учились ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом, пополнялся словарный запас. Совместно с родителями дети выбирали тему интервью, составляли текст. В последующем мы брали интервью у сотрудников, у дошкольников других групп детей появился интерес к данной профессии. С воспитанниками познакомились с такими профессиями: медсестра, машинист по стирке белья, воспитатель, повар. Дети с огромным интересом проводили интервью, тщательно продумывали вопросы.
Применение проектной технологии с использованием ИКТ в своей практической деятельности послужило мне в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. В проекте «Мы-журналисты» дети видят результаты своих усилий, свой вклад в работу сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от других.
Участвуя в проектной деятельности с помощью интерактивного оборудования, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который также является одним из методов развивающего обучения. В ходе реализации таких педагогических проектов происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Мой опыт применения интерактивной доски показывает, что обучение и воспитание дошкольников стало более привлекательным и интересным.
Работа с ИАД позволила мне по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, творческие задания для формирования развития речи моих воспитанников. Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
Благодаря интерактивной доске мне удалось:
- привлечь пассивных детей к активной деятельности;
- сделать ООД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес, любознательность дошкольников;
- значительно повысились творческая фантазия и воображение.
Хотелось бы отметить, что интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями
При этом использование ИКТ на НОД по развитию речи позволяет перейти от объяснительно — иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не остается пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольника.
Для решения данной задачи были разработаны следующие варианты организации детей в процессе НОД:
1. Подгруппа детей стоит у доски, и дети поочередно выполняют задания на ней.
2. Выполняют задание одновременно у доски 2-3 детей, используя стилус и маркеры.
3. Дети предлагают варианты ответа ребенку, выполняющему задание у ИД.
4. Ребенок самостоятельно выполняет задание у ИД, а дети, сидящие за столами, проверяют и оценивают правильность выполнения и доказывают это.
5. Один ребенок работает у доски, остальные – за столами выполняют то же задание.
Преимущества работы с интерактивной доской:
1. Усиливает подачу материала.
2. Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.
3. Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.
4. Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.
5. Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.
6. Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.
Интерактивные дидактические игры для детей 5 – 7 лет по развитию речи.
Игра «Цепочка»
Цель: Закреплять умение подбирать слова с заданным звуком, выделять первый и последний звук в слове.
Ход: На ИД представлена одна картинка, с которой надо начинать цепочку и еще несколько. Предлагаю детям выделить последний звук в демонстрируемом слове и выбрать среди множества картинок слово, которое начинается на этот звук. Затем перенести стилусом выбранную картинку к первой и таким образом продолжить цепочку. В конце задания открывается смайлик-проверка, под ним правильно составленная цепочка картинок. Ребенок сравнивает две цепочки.
Игра «Назови одним словом».
Цель: Упражнять в образовании сложных слов.
Ход: На доске в два столбика расположены слова (подходящие слова смещены относительно друг друга). Дети находят пары слов, соединяют стилусом или маркером и составляют из них сложные слова. (Длинные уши – длинноухий, большие глаза – большеглазый, короткий хвост – короткохвостый, острые зубы – острозубый) При правильном ответе - слова поощрения.
Игра «Подбери слова-родственники».
Цель: учить подбирать однокоренные слова, упражнять в чтении слов, развивать внимание.
Ход: На доске представлены две картинки с изображением леса и реки и группа слов.
Двое детей, работая на ИД одновременно, соединяют с помощью цветного маркера однокоренные слова и соответствующую им картинку. После правильного выполнения смайлики на картинке начинают прыгать.
Игра «Что лишнее?»
Цель: Упражнять в умении строить сложные предложения, развивать речь-рассуждение, доказывать свои точку зрения.
Ход: на ИД расположены три картинки. Детям предлагается подумать, какой предмет здесь лишний и объяснить - почему. Ребенок выбирает картинку и кликает на нее стилусом (если ответ правильный она сама зачеркивается, если неправильный – то нет). Ребенок объясняет почему он сделал такой выбор.
В заключении отмечу, использование ИАД позволяет педагогу идти в ногу со временем и часто способствует решению тех педагогических задач, которые часто сложно, а порой и невозможно решить традиционными способами. Поэтому создание единой современной образовательной среды в области дошкольного воспитания требует гармоничного проникновения современных информационных и компьютерных технологий в традиционную педагогическую систему.
Результат моей работы и работы воспитанников дают стимул для моей дальнейшей творческой деятельности меня как воспитателя. Надеюсь, что в дальнейшем моя работа будет проходить не менее успешно, так, как только у успешного воспитателя могут быть успешные воспитанники
Список источников:
1. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
2. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие - Пермь, 2005
3. Синицкая Е. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста
4. Программа «От рождения до школы», разработанной коллективом авторов под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
5. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Сфера, 2019