Тимерьянова
Конспект ОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Чудо-воздух» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей старшей группы
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное
учреждение Детский сад №214 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования
На тему: «Чудо – воздух» для детей старшей группы
Тимерьянова Лилия Рамилевна
Уфа
2021
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования „Чудо-воздух“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Цель: формирование познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
•Расширить кругозор детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
• Закрепить способы распознающего наблюдения : умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы и фиксировать их на бумаге.
• Учить выдвигать гипотезы.
Активизировать словарь воспитанников за счет слов : «эксперимент», «опыт», «ученые», «лаборатория»; подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.
:Развивающие :
• Развивать интерес к экспериментированию с предложенным материалом.
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
• Развитие свободного общении со взрослыми и детьми.
• Уточнить и закрепить представления о свойствах воздуха
• Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.
Воспитательные:
• Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
• Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
Материалы: одноразовые шапочки,воздушные шары,, трубочки, пластмассовые стаканчики, бумага, цветные карандаши, цифровая лаборатория «Наураша»,
Предварительная работа:
• игровая деятельность «Чей ветерок сильнее», «Пузырь», «Воздушные шары», «Не урони облако», «Поддувалочки», «Движения на ветру», «Игра с воздухом»
• чтение худ. литературы: «Ветер-ветерок» О. Дриз, «Ветрено, ветрено» И. Токмакова, «Ветер, ветерок, ветрище» Я. Аким, «Дуют ветры в феврале» С. Маршак, «Видел я, как ветерок…» Г. Лагздынь; чтение экологической литературы
• беседы о воздухе
• изобразительная деятельность рисование деревьев в ветреную погоду, рисование способом выдувания, раздувания краски через соломинку.
•конструирование : бумажных самолётов, бумажных крыльев, ловушек для ветра,
• наблюдение на прогулке за направлением и силой ветра
• знакомство с некоторыми свойствами воздуха в опытнической деятельности
• работа по ОБЖ
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вчера по телевизору я посмотрела научную программу «Лабораториум» и мне так захотелось тоже побыть ученым! А вы знаете, кто такие ученые! Что они делают? Где работают?
Ответы детей :
- Изобретают новое.
- Они ставят эксперименты.
- Ставят всякие опыты.
- Работают в лабораториях.
Воспитатель:
-Ребята, а хотели бы вы сегодня стать настоящими учеными?
Дети:
-Да!
Воспитатель:
Предлагаю вам надеть вот эти головные уборы, которые носят ученые. А теперь закройте глаза на секунду.
Звучит волшебная музыка.
Воспитатель:
- Откройте глаза! Волшебство произошло- мы с вами оказались в научной лаборатории.
-Коллеги, посмотрите, что лежит на столе?
Ответ детей :
- Шарики!
Воспитатель :
- Предлагаю провести первый опыт. Каждому из вас необходимо взять шарик и надуть его. «Господа ученые», что же произошло?
Ответы детей
- Шарики надулись.
- Верно, мы надули шарики, но чем же мы их надул?
Дети отвечают
- Воздухом.
Воспитатель: А откуда мы его взяли?
Ответы детей :
- Из нас!
Воспитатель:
- Значит воздух был в нас – мы его вдохнули носом и через рот выдохнули в шар, так они и надулись.
Ура! Наше первое научное открытие - воздух находится внутри нас.
Предлагаю вам зарисовать данный опыт.
Дети на листах бумаги выполняют схематическое изображение опыта.
- Вы сказали, что внутри нас есть воздух, а как вы думаете, вокруг нас есть воздух?
Ответ детей :
- Да! Конечно.
Воспитатель:
- Предлагаю вам поймать его! Интересно, а почему вы не можете поймать его?
Ответы детей :
- Он же невидимый!
Воспитатель:
- Что же нам тогда поможет поймать воздух?
Ответы детей.
Воспитатель:
- В нашей лаборатории есть пакеты, предлагаю воспользоваться ими,чтобы поймать воздух.
Опыт с пакетом.
Воспитатель:
- Скажите, коллеги, какой воздух в наших пакетах? Какого он цвета? Красный, зеленый или желтый?
Ответы детей
- Он прозрачный, бесцветный.
Воспитатель:
-:Верно, воздух – прозрачный.
Вот и наше второе научное открытие: воздух прозрачный,он есть везде! Предлагаю данный опыт зарисовать.
Воспитатель.
- Уважаемые коллеги, давайте немного отдохнем.
(Динамичная пауза)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
(И. Лебедева)
Воспитатель:
-Мы с вами отдохнули, теперь предлагаю продолжить наши эксперименты.
У нас на столах лежат трубочки. Каждому из вас предлагаю взять по трубочке и подуть на ладонь. Что вы почувствовали?
Дети.
- Струю воздуха.
Воспитатель:
- Верно. Воздух мы можем чувствовать – это ветер.
А теперь усложним данный опыт- опустите трубочку в стакан с водой и подуйте. А теперь что произошло?
Дети:
Появляются волны. Вода бурлит и т. д.
Воспитатель:
- Действительно, коллеги, воздух не только можно почувствовать, но и увидеть. Выходя из трубочки он легко поднимается через воду воду вверх,а достигая поверхности лопается.
Предлагаю и этот опыт схематично описать на наших листах.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам измерить температуру воздуха в нашей лаборатории. А поможет нам в этом цифровой датчик «божья коровка». Посмотрите, я беру цифровой датчик и удерживаю индикатор в руке. – ждем показаний термометра. Господа ученые, какая же температура в нашей лаборатории?
Ответ детей.
Воспитатель:
- Какие вы молодцы, господа учены, столько открытий совершили сегодня! А сейчас предлагаю вернуться из нашей научной лаборатории обратно в любимую группу. Закроем глаза.
Звучит волшебная музыка.
Откройте глаза – мы обратно стали девочками и мальчиками!
-Ребята, что нового вы узнали об свойствах воздуха? Предлагаю вам обратиться к нашим «схемам-помощникам».
1. Что воздух находится и внутри нас
2. Воздух есть везде вокруг нас.
3. Движение воздуха можно почувствовать – этот ветер.
4. Воздух можно увидеть с помощью емкости с водой и трубочки.
5. Можно измерить температуру воздуха.
Какие опыты, проведенные вами, большего всего понравились? Хотели бы повторить их дома с вашими родителями?
Ответы детей.
Воспитатель
- До новых встреч в нашей научной лаборатории!