Татьяна Трушкина
Конспект занятий «Царство растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Образовательные – систематизировать представления детей о растениях на основе моделирования. Учить составлять рассказ – описание основываясь на схемы. Способствовать развитию представлений детей о растениях как живых существах. Закреплять знания детей о разных видах леса.
2. Развивающие – развивать умение использовать схемы в качестве плана - рассказа; доказывать свои суждения, опираясь на модели. Развивать познавательный интерес к природе. Способствовать развитию речи детей, активизации внимания, памяти.
Публикация «Конспект занятий „Царство растений“» размещена в разделах
3. Воспитательные – воспитывать осознанно – бережное отношение к природе; умение видеть красоту окружающего мира.
4. Здоровьесберегающие – смена видов деятельности.
Материал: схемы и модели, картина «Лес», плакат «Царство растени», заготовки растений, сделанных в стиле «оригами», деревянные предметы.
Предварительная работа:
Образовательная область «Речевое развитие».
А. Верзилина «Деревья в лесу», Н. Дмитриева «Кто охраняет поляну?», «Враги леса», Соколов – Микитов «Сосна», А. Фет «Печальная береза», Г. Скребицкий «Раненые деревья», А. Пришвин «Иван – чай».
Чтение пословиц о лесе.
Рассматривание репродукций художников: И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору», И. И. Левитан «Березовая роща», В. М. Васнецов «Дубы»; предметных картинок с изображением хвойных и лиственных деревьев, кустарников, травянистых растений.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Опытно – исследовательская работа:
-рассматривание коры деревьев через лупу;
- тень деревьев в разные части суток;
- рассматривание гербария.
Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие»
Аппликация – «Деревья», «Ели», «Осенний пейзаж»
Оригами – «Береза», «Тополь», «Ель», «Тюльпаны», «Колокольчики».
Рисование – «Осеннее дерево», «Елочки», «Цветущая яблоня», «Ветка рябины», «Тюльпаны», «Одуванчики», «Цветы в вазе».
Образовательная область «Физическое развитие».
Физкультурно – оздоровительная работа:
- упражнения «Веточка», «Дерево»;
-бег между деревьями;
- игра – соревнование «Собери цветок»;
- подвижная игра «Найди свое дерево».
Словарная работа: ельник, бор, березняк, березовая роща, дубрава, осинник, хвойный, лиственный.
Организационный компонент:
- помещение подготовлено для занятия в соответствии с СанПиН ;
- возраст детей – 6 лет;
- время проведения занятия – 9.15 – 9.45;
- мебель расставлена рядами, освещение искусственное;
- помещение проветрено, в середине занятия проводится физкультминутка.
Мотивационный компонент: педагог загадывает детям загадки и предлагает поиграть в игру, используя карты – схемы.
Ход занятия.
Итак, сегодня мы поговорим об одном из «царств» природы – о растениях. В мире растений есть три государства. Какие? Угадайте сами:
- Много рук, а нога одна. (Дерево)
- Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
- Правильно, эти загадки о деревьях. Значит первое государство в царстве растений - это государство деревьев. (Схематическое изображение дерева.)
- А вот загадка про второе государство:
- Я на дерево похож, но не дерево: у него один ствол, да большой, а у меня много, но маленьких. (Кустарник)
Значит второе государство в царстве растений - это кустарники. (Схематическое изображение кустарника.)
Следующая загадка:
- Росла на лугу, оказалась в стогу. (Трава)
Третье государство – это государство травянистых растений. (Схематическое изображение травянистого растения.)
Давайте подумаем, почему в загадке говорится, что весной дерево веселит? (Весной на деревьях появляются зеленые листочки, и люди радуются зелени после долгой зимы.)
А как же дерево летом холодит? (В тени дерева прохладнее в жаркую, солнечную погоду.)
А как же оно осенью питает? (К осени на деревьях созревают плоды, которыми питаются люди, и плоды других деревьев, которыми питаются птицы и животные)
А что значит «зимой согревает»? (Зимой дровами топят печи, чтобы в домах было тепло.)
- Какие деревья вы знаете? (Ответы детей с демонстрацией иллюстраций.)
- Какие кустарники вы знаете? (Ответы детей с демонстрацией иллюстраций.)
- Назовите травянистые растения. (Ответы детей с демонстрацией иллюстраций.)
- Дуб, береза, клен, липа, тополь, ива, рябина – это какие деревья? (Лиственные)
- А сосна, ель, лиственница? (Хвойные.)
- А сейчас мы поиграем в игру «Расскажи о своем зеленом друге»
Вы расскажете о любом дереве, которое вам нравится, используя карты – схемы. (Рассказы детей по схемам о ели, березе, рябине.)
- Молодцы, вы хорошо знаете своих друзей.
- Давайте поиграем с вами еще в одну игру. Она называется «Что есть у дерева?»
- У нас есть ноги. А у дерева? (Корни.)
- У нас есть руки. А у дерева? (Ветки.)
- У нас есть тело. А у дерева? (Ствол.)
- У нас есть кожа. А у дерева? (Кора.)
- У нас есть кровь. А у дерева? (Сок.)
- Вот видите, деревья так похожи на нас с вами. Можно сказать, что они живые? Докажите. (Дети доказывают, используя схемы – дышат, питаются, растут, размножаются)
- Какие части растений вы знаете? (Корень, стебель, лист, цветок). (Демонстрация схем).
- Каждая часть растения выполняет свою функцию. Расскажите, для чего нужны и что выполняют разные части растения.
Дети выставляют модель «функции органов живого»:
- Корень удерживает растение в земле, всасывает из земли воду и питательные вещества, дышит.
- Стебель дышит, удерживает растение как опора, проводит воду и другие питательные вещества другим частям растения.
- Лист улавливает солнечный свет, испаряет влагу, дышит.
- Цветок - из него появляются семена, из семян вырастает новое растение, дышит.
Физкультминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну – ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
- А можно ли встретить все три государства в одном месте? Как оно называется?
- Верно, лес. (Показ иллюстрации)
- Как называется лес, если в нем растут одни ели? (Ельник, еловый)
- А если в нем растут одни сосны? (Сосновый бор)
- А если - только березы? (Березняк, березовая роща)
- А если лес состоит из дубов? (Дубрава)
- Из осин? (Осинник)
- Есть леса, в которых растут только ели, сосны – как они называются? (Хвойные)
- Как называется лес, в котором растут и хвойные деревья, и лиственные? (Смешанный.)
- А теперь давайте поговорим о том, зачем человеку нужны растения, какую пользу они приносят.
- Деревья – это строительный материал, топливо, бумага.
- Посмотрите вокруг себя и найдите те предметы, которые не могли бы появиться здесь, если бы не было растений.
- Вот эти игрушки, сувениры, музыкальные инструменты сделаны из дерева. (Показ поделок из дерева.)
- Плодовые деревья и кустарники дают нам вкусные фрукты и ягоды, в которых много витаминов.
- Большинство растений обладают лекарственными свойствами. Назовите лекарственные растения.
- Что было бы, если б на земле не было растений? (Без растений мы просто задохнулись бы.)
- Почему?
- Все растения на земле дышат тем воздухом, который выдыхают люди и животные. А «выдыхают» растения живой воздух, который мы называем кислородом и которым мы дышим.
- Зачем в городах люди сажают деревья, разбивают парки, скверы? (Чтобы был чистым воздух.)
- А еще чем нам дорог лес?
- Лес - это дом для птиц и зверей. Не было бы леса – не было бы и их.
- Лес – наше богатство.
- Лес – воздух для легких, влага и тень.
- Лес – наш друг. Он, задерживая влагу, помогает человеку выращивать хороший урожай.
- Лес – кладовая, бесплатно, отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
- Лес – зеленый наряд нашей планеты. -
- Мы часто ходим в лес гулять, отдыхать. В лесу мы в гостях. И вести себя надо так, чтобы не потревожить хозяев и не навредить самому лесу – их дому. Давайте все вместе вспомним правила поведения в лесу.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ. (Показ моделей.)
1. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.
2. Нельзя находясь в лесу, поднимать шум, включать на полную мощность музыку.
3. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
4. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.
5. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.
6. Ходить в лесу по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
7. Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и
разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся
к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут совсем покинуть гнездо.
8. Не рвать паутину.
9. Не разорять муравейники. Муравьи - санитары леса.
10. Нельзя топтать мухоморы, для некоторых животных они являются пищей и лекарством.
11. Нельзя брать домой животных из леса.
12. Нельзя ловить птиц.
- Как люди заботятся о лесе.
- Охраняют от пожаров, расчищают, сажают новые деревья.
- Какие пословицы о лесе вы знаете.
ПОСЛОВИЦЫ О ЛЕСЕ.
1. Кто лес губит, тот свой народ не любит.
2. Кто умеет добрым быть, тот сможет лес беречь и любить.
3. Птиц, зверей в лесу оберегайте и всегда им помогайте.
4. Рощи да леса – всему свету краса.
5. По лесу ходи – под ноги гляди.
6. Лес и вода – брат и сестра.
7. Растения – Земли украшения.
8. Лес не школа, а всех учит.
9. Много леса – не губи; мало леса – береги; нет леса – посади.
10. Лес – богатство и краса, береги свои леса.
11. И лес шумит дружней, когда деревьев много.
12. Враг природы тот, кто лес не бережет.
13. Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.
14. Возле леса жить – голодному не быть.
- У меня есть плакат «Царство растений». Мы его с вами сейчас заполним государствами. Какими? (Деревьев, кустарников, травянистых растений.)
У вас на столах лежит бумага, вы сейчас способом оригами сделаете деревья, кустарники, травы, и мы приклеим их на наше царство. (Дети выполняют работу по оригами.)
- Сегодня мы с вами убедились, что мир растений – удивительный мир. Среди растений человек отдыхает от городского шума, слушает пение птиц, шелест листвы, наслаждается красотой. А как легко дышится в тех местах, где много растений. И мы с вами должны беречь каждое дерево, каждую травинку. В руках человека красота и богатство родной Земли. Помните об этом.