Екатерина Прибыткова
Конспект занятия «Бабушкин сундук». Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: развивать у детей познавательный интерес, расширять кругозор знаний и представлений, способствовать интеллектуальному развитию.
Образовательные задачи: совершенствовать умение детей глубже постигать явления окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости; познакомить детей с понятием музей.
Публикация «Конспект занятия „Бабушкин сундук“, Чтение сказки В, Даля „Старик-годовик“» размещена в разделах
- Даль В.И.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Развивающие задачи: развивать логическое мышление, образное восприятие истории нашего прошлого; совершенствовать умение использовать образные выражения, народные пословицы для формулирования идеи сказки.
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле, прививать любовь к родному краю.
Методы и приё мы: словесные, наглядно-зрительные, практические.
Применение здоровьесберегающей технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая гимнастика, динамическая пауза; технологии исследовательской деятельности: постановка и решение вопросов проблемного характера.
Материалы и оборудование: бабушкин сундук, утюг, рубашка, полотенце, одежда из льна, льняное волокно, иллюстрационный материал: изображение избы, сундука, прялки.
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение пословиц, рассматривание иллюстраций, предметов народного быта, чтение сказки В. Даля «Старик - годовик».
Методика проведения непосредственно образовательной деятельности
Организационный момент: воспитатель подзывает к себе детей и предлагает детям поиграть в пальчиковую игру: «Дружная семейка».
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик папочка
Этот пальчик я-вот и вся моя семья!
Воспитатель спрашивает не заметили ли они в своей группе что-нибудь необычное, выслушивает ответы и затем обращает их внимание на сундук, стоящий на столе.
Вос-ль:У меня на столе бабушкин сундук. Сегодня мы его откроем и посмотрим, что же там хранится? Предлагает детям сесть на стульчики. Дети садятся полукругом.
Вос-ль:Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старости, мы красоту находим,
Хоть новому принадлежим. (В. Шефнер)
Честь и хвала нашим бабушкам. Именно они донесли до нас
культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках дорогую
сердцу одежду, предметы быта. Многие из таких предметов сейчас
хранятся в музеях. А, что такое музей?
Дети: - Это место где хранятся старинные вещи.
Вос-ль: Правильно, но чтобы мы с вами могли точно себе представить, что означает это слово, перенесемся мысленно в прошлое, много, много лет назад, дом назывался избой (показывает иллюстрацию). Позже она начала состоять из двух комнат: задней и передней. В передней находился красный угол избы. А в нем всегда стоял «красивый красный сундук» (показывает иллюстрации). Как вы думаете, для чего предназначался сундук.
Дети: В нем хранили одежду.
Вос-ль: Молодцы. И не только одежду. Давайте заглянем в «бабушкин» сундук и узнаем, какие ещё вещи хранили в сундуках. Воспитатель достает старинный утюг
Вос-ль: Что это такое?
Дети: Утюг. Мы им гладим одежду.
Вос-ль:Верно, дети, раньше не было электричества и утюг нагревали на углях. Горящие угольки накладывали в специальное отверстие в утюге, а раздували для того чтобы утюг нагревался и только потом гладили. Я вам предлагаю потрогать его. Воспитатель достает следующий предмет
Вос-ль: А что это такое?
Дети: Рубашка.
Вос-ль: А как вы думаете из чего она сшита?
Дети: Из ткани.
Вос-ль: В таких рубашках летом не жарко, а зимой тепло. Это полотно дышит, пропускает воздух в отличие от современных тканей. Достаёт полотенце
Вос-ль:Посмотрите на это полотенце, (дети рассматривают полотенце) раньше его называли рушник. Он входил в приданное невесте. Чтобы получилось такое красивое полотно, женщины проводили долгие часы за прялкой (показ иллюстрации, а затем овладевали всеми видами техники узорного ткачества. После работы они садились и начинали из чистого волокна прясть нити. Для этого использовали веретено. Девочки, такие же как вы, уже с семи лет садились за прялку, папы делали им маленькие прялочки. Когда полотно было готово из него шили рубашки, платья, кофты, полотенца.
А теперь послушайте русские народные загадки:
Топили, колотили, мяли,
Трепали, рвали, крутили
Ткали, на стол послали? Что это?
Дети: Лён, скатерть, полотенце.
Вос-ль: Деревянные ноги на лето убирают, а на зиму достают?
Дети: Ткацкий станок.
Вос-ль:Голубым все поле стало
Словно небо вниз упало
Дети: Поле льна в цвету.
Вос-ль: Молодцы ребята, все загадки отгадали. Одежда, сделанная из льна всегда пользовалась популярностью и полулярность эта сохранилась до наших дней.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(движения выполняются в соответствии с текстом)
Все выходят по порядку:
Раз, два, три, четыре!
Дружно делают зарядку-
Раз, два три, четыре!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо поворот,
Наклон назад, наклон вперёд!
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ручками хлопают,
Ножками топают,
Глазками моргают,
После отдыхают (дети садятся)
Вос-ль: А, ещё в бабушкином сундуке можно найти удивительные сказки.
Воспитатель достаёт книгу
Вос-ль:Давайте прочитаем сказку-загадку – русского писателя-В. Даля «Старик-годовик» Мы не только прочитаем эту интересную сказку-загадку, но и постараемся понять замысел автора и отгадать её.
Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»
Вос-ль: Что за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Дети: Месяцы
Вос-ль: Какие первые три птицы полетели?
Дети: Зимние месяцы.
Вос-ль: Какие четыре крыла у каждой птицы?
Дети: Четыре недели в каждом месяце.
Вос-ль: Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, другая черная?
Дети: День и ночь.
Итог занятия
Вос-ль: Дети, как вы думаете в чем главная идея сказки?
Дети: Автор хотел показать, что природе подвластно все, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времен года. Независимо от нас приходит зима, весна, наступает день и ночь.
Вос-ль: Дети сегодня мы с вами узнали много интересного, давайте вспомним о чем мы сегодня с вами разговаривали на занятии, какие новые слова вы узнали?
Дети: Прялка, рушник, веретено, ткацкий станок.
Вос-ль: Мы узнали из чего делается ткань, как её гладят, что из неё шьют. Посмотрите друг на друга. Вы одеты в красивые вещи, это все делается тоже из ткани, поэтому вы такие яркие и нарядные. На этом наше занятие окончено.