Получи документы

Конспект НОД «Открываем бабушкин сундук» (изготовление куклы — «полешко»)

Людмила Теркова
Конспект НОД «Открываем бабушкин сундук» (изготовление куклы — «полешко»)
▼ Скачать + Заказать документы

«Открываем бабушкин сундук» (изготовление куклы — «полешко»

Цель: повысить интерес к русской народной культуре.

Задачи:

-знакомство с самодельной русской народной куклой, фольклорными произведениями.

-развитие интереса к русскому народному творчеству, рукоделию и фольклору.

-развивать мелкую моторику, инициативу, самостоятельность.

-воспитание патриотизма у детей.

- формировать познавательную активность.

-создать у детей радостное настроение.

Публикация «Конспект НОД „Открываем бабушкин сундук“ (изготовление куклы — „полешко“)» размещена в разделах

Атрибуты: самодельные тряпичные куклы, сундук, русские костюмы, «русская печь», деревянные ложки, березовые чурочки, кусочки ткани, горох, ключ, сундук, половик, ухват, самовар.

Материал: заготовки для изготовления куклы, лоскутки.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, художественно -эстетическое, речевое, физическое развитие.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Организационный момент:

Дети входят в группу.

Воспитатель: Воспитатель приносит в группу письмо.

Принесла я вам письмо,

Вот (показывает, от бабушки оно.

(Читает письмо-приглашение).

«Ко мнe в гости собирайтесь,

Да в дорогу отправляйтесь,

Жду вас с нетерпением,

Уж готово развлеченье!

Бабушка Настюша».

Поехали скорей к бабушке. У нас и лошадки есть. Раньше, в старину люди ездили на лошадях, а по праздникам запрягали тройки. Что бы наши сани помчались нужно сказать волшебные слова:

Еду, еду на лошадке,

На лошадке в красной шапке

Дети произносят волшебные слова и, держась за удила, отправляются к бабушке в гости.

Воспитатель.

А вот и домик небольшой,

Дым колечком над трубой,

Видно, варится обед,

Есть здесь кто-то или нет?

(попадают в русскую избу).

Воспитатель: (переодеваюсь в народный костюм) Воспитатель: - Мы с вами находимся в русской избе, а я хозяйка этого дома, поэтому все расскажу и покажу. Встречают гостей в руках с хлебом да солью.

На чем лежит хлеб?

Воспитатель: Хлеб лежит на полотенце, вышитым по краям. Это рушник!

- Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль! С поклоном приглашаю вас в избу! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных - возле порога.

Детушки милые,

Соколики пригожие, да какие все хорошие:

Губки – ягодки, глазки - пуговки,

Щёчки аленьки, все кудрявеньки.

Спасибо. Что мимо не прошли

Ко мне в гости зашли.

Меня зовут бабушка Настюша, а как вас зовут?

Ответы детей.

Бабушка : Ой, старая я стала, не поняла, как вас зовут. А вот мне поможет мой волшебный клубочек. Мы будем его передавать друг другу да имя свое называть.

Бабушка : Ну вот, мы и познакомились. Теперь я знаю, как вас зовут. А какие красивые у вас имена.

А теперь проходите не стесняйтесь, поудобней, располагайтесь.

(дети рассаживаются на стульчики)

Давайте посмотрим вокруг. Хорошо у меня в избе, тепло, а сколько добра всякого - видимо-невидимо. И лавочки есть, и стол. А что еще есть?

А для чего нужна печь в доме? Как вы думаете?

Предполагаемые ответы детей: В печи готовили еду, пекли хлеб. На печке сушили грибы, ягоды и разные травы. А еще печь нужна для обогрева дома.

Воспитатель: Правильно, дети!

Чем топят печь? А у печки лежат березовые полешки-чурочки. Давайте с ними поиграем. Берем чурочку в руки и начинаем

Березовую чурочку

Я в руках катаю

С чурочкой березовой немного поиграю

Покатаю медленно

А потом быстрее

Березовая чурочка

Руки мне согреет

Снова качу медленно

А потом быстрее

У меня ладошки

Становятся сильнее.

А что еще есть?

(самовар - устройство для кипячения воды и приготовления чая, рушник – русское полотенце, ухват -металлическая рогатка на длинной рукоятке для подхватывания в печи горшков, чугунов).

Ах, какой у нас стоит сундук!

Чок-чок, чок-чок!

Перед вами сундучок!

Он старинный такой.

Сундучок, секрет открой!

Давайте заглянем, что же там лежит? (не открывается)

А где же ключик?

Ой, ребятки, я горох перебирала-ключик видно потеряла помогите найти.

(пальчиковый бассейн из гороха)

Молодцы, ключик нашли! Давайте вместе скажем

Чок! Чок! Чок! Чок!

Открывайся сундучок!

(достаем костюмы)

Давным-давно девочки и мальчики носили такую одежду. А давайте поиграем с вами в игру «Кто быстрее нарядится» (играем)

Игра заключается в том, кто первый оденет русский наряд.

Воспитатель: А теперь мы с вами похожи на деревенских жителей?

Дети: Да

Воспитатель: В старину наряжались, собирались красны девицы и добры молодцы и водили хороводы, да в игры играли. Давайте и мы поиграем. Встаем в круг, повторяйте все движения за мной.

Физкультминутка (игровой хоровод «Бабушка Настюша»)

Дети становятся в круг

Цель:

Соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики.

Организация:

Все образуют хоровод, ведущий встает в середину. Все идут по кругу и поют:

У Настюши, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей

Все без бровей-(остановились)

Вот с такими ушами

Вот с такими глазами,

Вот с такой головой

Вот с такой бородой

Ничего не ели,

На нее глядели

Делали вот так!

Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.

Присаживаются на корточки. руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое -нибудь движение, а все ему подражают. Движение обозначается словом. Можно импровизировать дальше. У сыновей показывать - ноги, носы, губы и т. д.

Воспитатель: Вот, какие молодцы! Как хорошо вы играли!

А что еще у меня в сундуке есть?

Да это же ложки расписные!

Вот наши ложки, яркие, цветные!

Вот наши ложки, чудо, расписные! (демонстрируют ложки)

А хотите поиграть на ложках?

Наши ложки, наши ложки застучали дружно так!

Наши ложки, наши ложки застучали так, так, так! (стучат)

(на проигрыш кружатся на топотушках, стуча ложками над головой)

Спрятались ложки, топают ножки.

Спрятались ложки, топают ножки. (прячут ложки за спину и топают)

Где же ложки, где же ложки? Не играют, не стучат.

(ложки за спиной, выставляют по очереди ножки на каблучок)

Ой, посмотрите, сколько красивых куколок у нас в сундучке (выкладываю кукол)

Детки! Есть такая игрушка, которую делали везде, куда ни приди. В каждом доме, в каждой хате. Это – тряпичная кукла.

Тряпичная кукла – игрушка не простая, а заветная. Раньше негде было купить игрушки. Мамы делали самую первую куклу - пеленашку, когда ребенок еще лежал в колыбели. Потом девочки подрастали и сами учились делать себе кукол. Когда девочка становилась совсем взрослой, она мастерила куклу «на выволоку», чтобы ее односельчане видели какая она мастерица, да умелица. Кукол делали из всего что было под руками-тряпочки, трава, с зерном.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какая необычная кукла

Воспитатель: А эта куколка зовется «Полешко». Хотите узнать почему?

Дети: Хотим.

Воспитатель: А вот посмотрите, она и вправду сделана из деревянного полена, из чурочек, которыми мы с вами ручки грели. С такими куклами играли, они так и называются – игровые куклы.

Ребята, вы хотите научиться делать таких кукол?

Дети: Хочется научиться делать кукол.

Воспитатель: Садимся за столы. У русского народа есть такая поговорка: Глаза боятся, а руки делают. Мне моя прабабушка говорила, что делать куклу очень просто. Главное – было бы желание. Желание у вас есть, значит у вас все получится.

Надо взять чурочку и продеть на нее лоскуток (объяснения сопровождается показом). Затем нашу куколку обвяжем красивой ленточкой. А потом приклеим личико в платочке. Вот и готова кукла.

Дети приступают к работе, каждый делает себе куклу «Полешко». По необходимости воспитатель помогает детям.

После изготовления куклы проводится игра :

Засиделись наши ножки,

Надо их размять немножко.

В круг скорее все вставайте,

С куколкой «ПОЛЕШКО» поиграйте. («Шел козел по лесу»)

Все дети встают в круг, в центре водящий с куклой в руках. Все двигаются по кругу. Я пою.

Идём мы все по кругу по кругу, по кругу.

Приветствуя друг друга, друг друга, друг друга

- С куклой мы попрыгаем?

- Попрыгаем, попрыгаем!

- ножками подрыгаем?

- подрыгаем, подрыгаем!

- ручками похлопаем?

- Похлопаем, похлопаем!

- А ножками потопаем?

- Потопаем, потопаем!

Ручками помашем, помашем, помашем,

А потом попляшем, попляшем, попляшем!

А теперь ребята нам домой пора в наш детский сад (под музыку дети). Садимся в сани и едем в детский сад.

-Воспитатель: Вот мы и дома оказались и куклы с нами.

Посмотрите, а какие красивые куклы остались на память о нашем путешествии.

Вывод:

Молодцы! Сколько нового мы сегодня узнали. Побывали в русской избе, познакомились со старинными костюмами и игрушками. Сами сделали красивых куколок. Вы можете подарить их мамам и бабушкам.

Публикации по теме:

НОД в подготовительной группе «Куклы на Руси. Изготовление народной куклы»НОД в подготовительной группе «Куклы на Руси. Изготовление народной куклы» Конспект занятия НОД по теме: «Куклы на Руси. Изготовление народной куклы» Участники: дети старшего дошкольного возраста. Количество детей:.

Изготовление театральной куклы-марионетки «Медуза»Изготовление театральной куклы-марионетки «Медуза» Уважаемые коллеги предлагаю Вашему вниманию материал по изготовлению театральной куклы. Кукла марионетка «Медуза» для детей 3-7 лет Необходимые.

Изготовление тряпичной куклы ВеснянкаИзготовление тряпичной куклы Веснянка Тряпичная кукла была в древней России почитаема. С ней играли дети всех сословий. В наше время эта традиция почти утеряна, поэтому мне захотелось.

Комплексное занятие — развлечение «Бабушкин сундук» «Какие тайны хранит бабушкин сундук?» (средний дошкольный возраст). Цели: - Закрепление и обобщение знаний детей о народном промысле России – Богородской игрушке; - Воспитание уважения и формирование интереса.

Кратковременные образовательные практики «Изготовление куклы — «пеленашки» для детей 3–4 летКратковременные образовательные практики «Изготовление куклы — «пеленашки» для детей 3–4 лет Цели: 1. Познакомить детей с миром народных кукол. 2. Формировать умение изготавливать куклу- "пеленашки" 3. Формировать эстетический вкус,.

Мастер-класс «Изготовление куклы Ирен»Мастер-класс «Изготовление куклы Ирен» Изготовление куклы Ирен. У нас в группе есть кукла, у которой сломалась нога. Мы предлагаем дать любимой кукле вторую жизнь и сделать ее.

День открытых дверей. Родительские посиделки «Бабушкин сундук» Родительские посиделки. «Бабушкин сундук» День открытых дверей. «Солнечный» приглашает» Выступление воспитателя: Семья для ребенка – это.

Изготовление куклы из пластиковых ложек. Мастер-классИзготовление куклы из пластиковых ложек. Мастер-класс НОД по ИЗО 2 младшая группа детского сада «Изготовление куклы из пластиковых ложек».Цель: Учить конструировать поделку из бросового материала,.

Сценарий мастер-класса на масленицу. Изготовление куклы-веснянки.Сценарий мастер-класса на масленицу. Изготовление куклы-веснянки. Цель: расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике Масленица, его значении и традициях празднования. Изготовление куклы-веснянки.

Семинар-практикум для педагогов «Изготовление народной куклы» Цель: повышение профессиональных знаний и умений педагогов, ознакомление с изготовлением народной куклы, развитие творческого потенциала,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Открываем бабушкин сундук» (изготовление куклы — «полешко»)
Опубликовано: 5 сентября 2015 в 20:27
+58Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Открываем бабушкин сундук» (изготовление куклы — «полешко»)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Теркова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД