Валентина Кочиева
Чтение народной осетинской сказки «Алып»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧТЕНИЕ ОСЕТИНСКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «АЛЫП»
ЦЕЛЬ:
1. Познавательное развитие – продолжать знакомить детей с осетинским, национальным компонентом, дать элементарные представления об истории возникновения осетинских сказок;
2. Социально-коммуникационное развитие – воспитывать патриотические чувства у детей, воспитывать добрые чувства, учить сопереживать героям сказки, давать характеристики персонажам;
3. Художественно – эстетическое развитие – развивать поэтический и музыкальный слух;
4. Речевое развитие – обогащение словаря;
Публикация «Чтение народной осетинской сказки „Алып“» размещена в разделах
- Республика Северная Осетия - Алания
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
5. Физическое развитие – развивать ловкость у детей.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
АЛЫП – быстрый волшебный конь.
ДЖИГИТ – ловкий наездник.
ЧУЖБИНА – чужая сторона.
НЕВОЛЬНИК – пленник.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
1. Рассказ воспитателя о возникновении осетинских народных сказок.
2. Выразительное чтение сказки воспитателем и словарная работа.
3. Беседа о содержании текста сказки.
4. Повторное чтение сказки.
5. Анализ сказки.
6. Рассматривание иллюстрации.
7. Знакомство с осетинскими сказками.
НОД:
1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА:
–Дети, кто из вас любит сказки?
-Какие народные сказки вы знаете?
-Кто пишет сказки? (писатели)
-Правильно, сказки пишутся писателями, такие сказки называются авторскими.
-Иногда говорят: русская народная сказка, осетинская народная сказка и д. т. Кто пишет эти сказки? (народ)
-Правильно, народные сказки создавались в народе.
- Сегодня я вам ребята расскажу о том, как создавались осетинские народные сказки.
2. РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ :
В древности осетинский народ жил в трудных условиях. Богачи – князья обирали народ, забирали у них последний кусок хлеба, заставляли с утра и до позднего вечера работать на их полях, пасти их многочисленные стада овец.
Народ мечтал о лучшей жизни: о земле, которую можно пахать и растить на ней хлеб; о стадах овец; о свободе.
Народ пел песни, слагал сказки и легенды о той лучшей жизни, о которой мечтал.
Эти песни и сказки старики пели и рассказывали своим детям, внукам, правнукам. Так они дошли и до нас с вами.
Народные легенды и сказки любят все дети и взрослые. В сказках передаются лучшие черты осетинского народа : честность, смелость, трудолюбие, гостеприимность, любовь к Родине, уважение к старшим.
3. РАБОТА СО СКАЗКОЙ :
Сегодня я вас познакомлю с осетинской народной сказкой «АЛЫП».
Послушайте внимательно сказку (под тихую спокойную музыку) :
В одном ауле разбойники украли мальчика. Они увезли его очень далеко и продали богатому князю.
- Он будет всю жизнь пасти моих овец! - сказал князь.
Однажды пастушок поднял в степи лошадиный череп и долго его рассматривал. А потом горько заплакал. Это увидел прохожий.
- Что ты плачешь, мальчик? - спросил он. - Ведь это - старые кости, лошадиный череп.
- Это череп Алыпа - бесподобного, неутомимого коня, - ответил мальчик. - Вот почему я плачу.
Прохожий обо всем, что видел, рассказал князю. Тот удивился и позвал мальчика к себе.
- Говорят, ты по черепу узнал Алыпа. А смог бы ты узнать живого Алыпа?
- Да, - ответил мальчик.
Князь забрал его в свой дом, стал хорошо кормить и одевать, подарил ему дорогое оружие. Мальчик больше не пас овец. Князь думал: "Надо приручить мальчишку, и он найдет мне бесценного Алыпа! Тогда я стану самым знаменитым на Кавказе!"
- Ты - мой лучший джигит, - говорил князь, - ты - мой лучший друг!
"Я твой невольник, а не друг, - думал мальчик. - Я тебе не верю" .
Князь каждый день говорил:
- Мне нужен Алып, ты должен найти Алыпа.
- Алып - это большая редкость, - отвечал мальчик,- на земле их очень мало. Придется пересмотреть десятки, может быть, сотни табунов!
- Мы объездим с тобою все долины, все ущелья и предгорья, мы осмотрим табуны ближних и дальних земель, но найдем Алыпа. И тогда все князья, все богачи Кавказа будут мне завидовать! - сказал князь.
"Да, я найду Алыпа, - думал мальчик, - но не для князя, которому нужна слава. Я найду Алыпа для себя, чтобы вырваться из неволи, чтобы вернуться в родной край к отцу, к матери. Они там плачут и думают: "Жив ли наш бедный сын? Наверное, разбойники продали его кому-нибудь в услужение. Как живется ему вдалеке, на чужбине?"
Однажды князь и мальчик отправились в путь. Они осмотрели десятки, сотни табунов в ближних и дальних землях и вот, наконец, мальчик заметил вороного коня без единого светлого волоска. Он говорит князю :
- Этого жеребца надо купить. Купить, сколько бы за него ни запросили.
Князь купил жеребца и через некоторое время мальчик приметил чистую вороную кобылицу с чуть заметным белым пятнышком на левой задней ноге. Посоветовал купить и её.
Когда они вернулись домой, князь подумал: "Этому мальчику нет цены. Как бы он не сбежал". И говорит:
-Поклянись, что не уйдешь от меня.
Мальчик говорит:
- Клянусь, не сбегу. Я уйду от тебя, князь, лишь тогда, когда ты сам скажешь: "Уйди от меня!".
Князь успокоился и говорит:
- Я согласен. А теперь давай объезжать новых лошадей, какая из них лучше?
- Кобылица лучше, - говорит мальчик. - В ней видны все стати Алыпа.
- Тогда я буду объезжать кобылицу, - говорит князь, - а ты - жеребца.
Они поехали в долину. Там мальчик начал резвиться, гарцевать, налетать на князя. Князю это надоело, и он в сердцах крикнул :
- Уйди от меня!
Мальчик развернул коня и пустил его вскачь. Князь понял свою ошибку: ведь он освободил мальчика от клятвы! Он погнался за беглецом, но расстояние между ними не уменьшалось. Долго они скакали. Мальчик думает: "Ведь это в моем коне все стати Алыпа, почему же я не могу оторваться, уйти?" И тогда он направил коня в сухое, каменистое русло и пошел вверх, в гору. Его конь идет неутомимо, как прежде, а кобылица стала отставать. Вот когда сказалась слабость ее задних ног! Об этом говорило чуть заметное белое пятнышко. Князь понял, что мальчика ему не догнать, и повернул назад.
А мальчик прискакал в родной аул, въехал во двор родного дома и привязал коня к коновязи. Конь заржал.
- Наш сын вернулся! - сказал отец.
По ржанию коня он понял, что это Алып. А если Алып, значит, на нем - его сын, потому что тайну, как распознать Алыпа, знала только их семья. Отец вышел и обнял сына.
Здесь мы с вами немного отдохнём и поиграем в осетинскую народную игру «Джигитовка».
Ход игры: ставим стулья по кругу, дети наездники, играет музыка. Дети галопом скачут по кругу вокруг стульев, музыка заканчивается, дети садятся на коней (стулья). Кому «конь» не достанется тот проигрывает. Каждый раз убираем один стул.
Мы с вами отдохнули и продолжим наше занятие.
- как называется сказка?
-какой народ ее написал?
-о ком эта сказка?
-как вы поняли такие слова как
Алып – волшебный конь.
Джигит – ловкий наездник.
Чужбина – чужая сторона.
Невольник – пленник.
Послушайте сказку еще раз внимательно (повторное чтение, теперь ответьте на мои вопросы:
-Как мальчик оказался у князья?
-Как ему там жилось?
-Какую тайну знал мальчик?
-Почему князь стал к мальчику хорошо относиться?
-Для чего мальчик помог найти князю волшебных коней?
-Какую клятву дал мальчик князю?
-Как мальчик обхитрил князья?
-Кто больше всего понравился в сказке вам?
- Что вы можете сказать о мальчике, какой он? (сильный, смелый, ловкий, находчивый, умный)
-А князь какой? (злой, жадный).
- На кого бы вы хотели быть похожими? Почему?
-Чему вас учит эта сказка?
-К какому отрывку сказки относится эта иллюстрация?
-Дети, о смелости, уме, храбрости и находчивости есть не только сказки, но и пословицы, их тоже создает народ. Послушайте пословицы:
«Чем больше человек знает, тем он сильнее».
«Сила человечества в уме» - можно ли эти пословицы отнести к мальчику из нашей сказки? Почему?
4. Лепка «Волшебный конь»
5. Итог занятия:
-Как называется сказка, с которой мы с вами сегодня познакомились?
-Какой народ ее написал?
-О ком эта сказка?
- Какую пословицу вы запомнили?
-Молодцы, дети, вы сегодня хорошо отвечали на занятии, вы меня порадовали.