Розалия Лутфуллина
Конспект занятия по развитию речи В. Даль «Старик-годовик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
В. Даль «Старик-годовик»
Задачи: развивать связную речь детей : умение отвечать на вопросы полным ответом, составлять рассказ-описание; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; совершенствовать умение образовывать (по образцу) прилагательные в сравнительной степени; развивать внимание, мышление и память; воспитывать желание познавать новое.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи В, Даль „Старик-годовик“» размещена в разделах
- Даль В.И.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Цель: учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять и закреплять знания детей о временах года;
Материал и оборудование: картина (времена года, виды календарей, мнемосхема, портрет В. Даля, домик старика.
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение художественной литературы по временам года, рассматривание картин и иллюстраций.
Словарная работа: Старик-годовик, календари: настенный, настольный, карманный, отрывной, светлее, темнее, холоднее, ярче, звонче, теплее, длиннее.
Ход НОД:
В. -Здравствуйте, дети! Я приглашаю вас отправиться в путешествие. А вот на чем, угадайте?
Братцы в гости снарядились.
Друг за друга уцепились
И помчались, в путь далек,
Лишь оставили дымок.
Д. - Поезд.
В. - Верно, давайте представим, что мы едем на поезде, занимайте свои места поехали. (Фонограмма – движущийся поезд.)
В. - Мы приехали. Посмотрите, избушка. Вы знаете, в этом домике живет Старик-годовик. В домике он оставил задания.
В. - Кто же такой Старик-годовик?
В. - Кто это вы узнаете из сказки Владимира Ивановича Даля (показываю портрет). На этом портрете Владимиру Ивановичу Далю всего 14 лет, но он уже в этом возрасте написал очень много сказок и рассказов. Послушаем его одну сказку.
Старик-годовик.
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
-Как вы думаете, что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Д. Времена года. (картина «Времена года»)
Задание №1.
В. -Давайте послушаем звуки природы в разные времена года и определим к какому времени года они подходят. Закройте глаза.
В. - Слышите? Как вы думаете, какое это время года?
Д. - Зима
В. -Какие зимние месяцы вы знаете?
Д. - Декабрь, январь, февраль.
В. - Покажите на картине это время года. - Почему ты так думаешь?
Д. - Потому что снег идет, дети снеговика слепили.
В. -Следующий звук. Что мы слышим? Дождь идет, ветер сильный, холодно. Какое время года?
Д. :- Осень.
В. - Какие осенние месяцы вы знаете?
Д. : сентябрь, октябрь, ноябрь.
В. - Покажите на картине. - Почему выбрали эту картину?
Д. : - Дождь идет, листья пожелтели.
В. - Давайте послушаем дальше. Что вы слышите? Это капель, тает снег, ручьи текут. - И какое это время года?
Д. : - Весна
В. - Какие весенние месяцы вы знаете?
Д. - Март, апрель, май.
В. - Покажите на картине. Почему ты выбрал эту картину?
Д. - Птицы прилетели, снег тает.
В. - Знакомы вам эти звуки? Птицы поют, сверчок. Это какое время года?
Д. - Лето.
В. -Какие летние месяцы знаете?
Д. июнь, июль, август.
В. -Покажите на картине. Почему ты выбрал эту картину?
Д. - Бабочки летают, трава зеленая.
В. - Вы очень хорошо определили времена года.
В. -А что нам помогает узнать дни, месяцы?
Д. - Календарь.
В. - Правильно, календарь. Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года.
В. -Это настенный, этот настольный, это отрывной и карманный. (демонстрация видов календарей и нахождение различий).
В. - Кто нам скажет, сколько месяцев в году?
Д. - 12 месяцев.
В. -А сейчас какое время года?
Д. -Весна.
В. - А кто нам скажет какой месяц?
Д. - Апрель.
Задание №2. Составление рассказа-описания.
В. - Дети, следующее задание Старик-годовик вам нужно составить рассказ о “весне”. Нужно рассказать:
- какое время года;
- что вы можете сказать про погоду;
- про птиц.
В. - Для удобства составления рассказа вы можете использовать схему.
2-3 детей составляют рассказ.
Физкультминутка.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
В. - Во время физ. минутки, что мы вспомнили?
Д. - Дни недели.
Задание №3.
В. -Чтобы закрепить дни недели, выполним следующее задание Старика -годовика, ответим на вопросы:
В. - Какой сегодня день недели?
Д. - Понедельник
В. - Сколько всего дней в недели?
Д. - Семь
В. - Какой день идет после четверга?
Д. -Пятница
В. - Какой день идет перед средой?
Д. –Вторник.
В. - Как называется пятый день недели?
Д. -Пятница
В. - Если сегодня вторник, какой день был вчера и какой день будет завтра? Д. -Вчера был понедельник, а завтра среда
В. - С этим заданием справились.
В. - Хорошо, поиграем еще в одну игру.
Задание №4. Дидактическая игра с мячом «Ответь на вопрос «еще?»
В. -Вам нужно сравнить и закончить предложения, используя слово «еще»
В. - Утром светло, а днем еще …
Д. -Светлее.
В. - Вечером темно, а ночью еще …
Д. -Темнее.
В. - Осенью холодно, а зимой еще …
Д. -Холоднее.
В. - Весной солнце светит ярко, а летом еще …
Д. - Ярче.
В. - Весной птицы поют звонко, а летом еще …
Д. -Звонче.
В. - В пальто тепло, в шубе еще …
Д. -Теплее.
В. - Весной день длинный, а летом …
Д. -Длиннее.
В. -А теперь Старик-годовик хочет проверить, как хорошо вы запомнили признаки времен года. Сели тихонечко на свои места. Чтобы закрепить признаки времен года отгадаем загадки.
Задание № 5. Загадки о временах года Сверкает морозный узор на окошках, И падает снег на деревья, дома, Пурга замела все тропинки, дорожки, На улице холодно - это ЗИМА.
Снег растаял, трава зеленеет, На кустах и деревьях – листва, И на улице стало теплее, Светит солнышко - это ВЕСНА.
Птицы, бабочки летают, Много солнечного света, Пчелки вьются над цветами, Лес зеленый – это ЛЕТО.
Листва желтеет на деревьях, Дожди бывают часто очень, И птицы к югу улетели, Холодный ветер – это ОСЕНЬ.
В. - Дети, ну теперь вы можете сказать, кто такой Старик-годовик?
Д. - Год.
В. -Сколько времен года?
Д. – 4 времен года.
В. - Назовите месяцы каждого времени года.
Д. – Зимние: декабрь, январь, февраль; весенние: март, апрель, май; летние: июнь, июль, август; осенние: сентябрь, октябрь, ноябрь.
В. - Какие календари бывают?
Д. - Настенный, настольный, отрывной, карманный.
В. –Дети вы все сегодня занимались хорошо, и выполнили все задания Старика-годовика.