Татьяна Никулина
Конспект кружка «Бабушкин сундук» на тему «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид непосредственно образовательной деятельности Занятие кружка. Интегрированная деятельность
Интегрируемые образовательные области «Художественно эстетическое развитие»
«Познание»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
Форма деятельности Совместная деятельность взрослых и детей
Виды деятельности Игровая
Коммуникативная
Продуктивная
Цель Создание проблемно-поисковой ситуаций, позволяющей детям использовать имеющиеся и приобретать новые знания, удовлетворение их познавательных интересов.
Программные задачи
Публикация «Конспект кружка „Бабушкин сундук“ на тему „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Образовательные Продолжать развивать интерес детей к марийским сказкам
Развивающие Формировать понятие о семье; систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;
Развивать речевую активность ( обогащать словарь детей марийскими словами: ачай, авай, закрепить понятие «древа семьи», «генеалогического древа»
Развивать слуховое, зрительное внимание и воображение при отгадывании загадок
Развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).
Учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции
Воспитательные Воспитывать любовь к родному краю и культурному наследию марийского народа.
Приобщать к элементарным общепринятым моральным нормам: уважения, любви и почитания родителей.
Словарная работа Активизация словаря на марийском языке: мама-ава, пап- ача, сесра-ака, брат-иза, дедушка- коча и т. д. ; генеалогичекское древо, древо семьи.
Форма проведения Непосредственно образовательная деятельность с использованием культурного наследия марийского народа
Материалы и оборудования Иллюстративный материал по сказке в форме презентации, марийский костюм, столы, материал для создания древа, марийская музыка в записи
Предварительная работа с детьми Чтение марийских сказок, сказок других народов. Художественное творчество - аппликация «древо семьи»
«Речевое развитие. Чтение художественной литературы» Рассказывание татарской народной сказки
«Познание» Беседа о марийском крае, о нравственности по содержанию сказки
Создание условий для продуктивной самостоятельной деятельности Создание древа семьи
Взаимодействие с семьей Фотографии для создания древа
Техническое сопровождение Магнитофон, экран, компьютер
Взаимодействие со специалистами Музыкальное обеспечение (музыкальный руководитель).
Литературное обеспечение (учитель – логопед).
Описание непосредственно образовательной деятельности
по теме «Семья»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на меня, какая я сегодня нарядная, красивая.
Воспитатель: Я вам нравлюсь?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, а почему я сегодня такая нарядная.
Дети: Потому что к нам пришли гости.
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, посмотрите, как их много, давайте мы с вами поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Сейчас, ребята, я вам загадаю загадки, а вы отгадайте. Слушайте внимательно. Если отгадаете правильно, то отгадка появиться на экране.
Воспитатель:
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша (МАМА)
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, (ПАПА)
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший (БРАТ)
Мама с папой говорят,
Что теперь я — старший брат,
Что за куколка в коляске
Плачет? Видимо, от тряски?
В ванной ползунков гора!
Брату кто она? (СЕСТРА)
- Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой. (БАБУШКИ)
- Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый. (ДЕД).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас скажите мне, пожалуйста, как мама будет на марийском языке?
Дети: ава.
Воспитатель: А как будет папа?
Дети :Ача.
(аналогично со словами сестра, брат, дедушка, бабушка, семья)
Воспитатель: Молодцы! Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О семье.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о семье.
Вот ведь дело-то какое…
Нас не семеро, а трое:
Папа, Мамочка и я,
Но все вместе мы — (СЕМЬЯ)
Воспитатель: Ребята, а что такое семья?
Дети: Это мама, папа, я.
Воспитатель: Семья – это родственники, живущие в одном доме, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.
Воспитатель: Назовите самых старших членов семьи.
Дети: Бабушка и дедушка
Воспитатель: Назовите самых младших членов семьи.
Дети: Мальчик и девочка
Воспитатель: Как назвать одним словом мальчика и девочку, кто это?
Дети: Это дети.
Воспитатель: Кем приходятся друг другу мальчик и девочка.
Дети: Они брат и сестра.
Воспитатель: А кем приходятся мальчик (девочка) бабушке с дедушкой?
Дети: Мальчик для дедушки с бабушкой внук. Девочка для дедушки и бабушки – внучка.)
Воспитатель: А как маму и папу назвать одним словом, кто они для детей?
Дети: Они родители
Воспитатель: Кем приходится девочка родителям?
Дети: Девочка для них дочка.
Воспитатель: А кем приходится мальчик маме и папе?
Дети: Мальчик для мамы и папы – сын.
садимся
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: В сказках много выдумки, но выдумка эта особенная.
Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.
Расскажу вам сказку я, слушайте внимательно, друзья. Сказка называется «ИЗИЙ», сочинил ее Александр Юзыкайн. «Изий» в переводе с марийского языка обозначает маленький, малыш, младшая дочь.
1. Рассказывание сказки (иллюстративное сопровождение).
2. Беседа о нравственности по содержанию сказки.
Воспитатель: Ребята, интересная сказка?
Дети: Да.
Воспитатель: Она не только интересная, но и поучительная. Сказка – выдумка, но в ней поученье для людей.
Воспитатель: Ребята, сколько было дочерей у мамы?
Дети: у мамы было три дочери?
Воспитатель: Как звали старшую, среднюю и младшую дочь?
Дети: Старшая – Чылдырвий, средняя- Удырас, младшая- Изий.
Воспитатель: Как вы думаете, за что белочка наказала старшую дочь Чылдырвий и среднюю дочь Удырас, превратив их в лягушку и паучиху?
Дети: Они были равнодушными, не внимательными, гордыми, не жалели свою маму.
Воспитатель: Почему надо заботиться о своих родителях?
Дети: потому что они нас любят, заботятся.
Воспитатель: Ребята, кто из дочерей вам больше всего понравилась?
Дети: Изий.
Воспитатель: А чем младшая дочь Изий понравилась?
Дети: Добрая, отзывчивая, хорошая.
Воспитатель: Сейчас я вам напомню, как об этом говорится в сказке.
Тот, кто добр и щедр душой,
В мудрой памяти людской
как цветок весной цветет,
людям свет живой несет.
Вот поэтому об ИЗИЙ помнят до сих пор, слагают сказки.
И вы, ребята, старайтесь вести себя так, что бы о вас говорили только хорошее, и вам не было стыдно за свои поступки. Ведь не зря говорится в поговорке «Кто как себя ведет, такая слава и пойдет».
Воспитатель: Сказку слушали, устали. А сейчас ребята отдохнем.
Осенью, весной,
Летом и зимой (хлопки руками)
Мы во двор выходим
Дружною семьёй. (маршируют на месте)
Встанем в круг
И по порядку
Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг)
Мама руки поднимает, (руки поднять вверх и опустить)
Папа бодро приседает, (присесть и встать)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева. (руки на пояс, повороты туловища)
А я сам бегу трусцой (бег на месте)
И качаю головой. (наклоны головы вправо-влево)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь, ребята, приглашаю вас в необычный чудесный сад. В этом саду растут сказочные деревья. Посмотрите внимательно, что сказочного вы видите?
Дети: Вместо цветочков на деревьях фотографии.
Воспитатель: Правильно. Это дерево моей семьи. У меня есть мама и папа. А здесь мой муж и я, а на веточках мои прекрасные девочки Павла и Ксюша.
Воспитатель: А кто ребята знает, как называется такое дерево?
Дети: Древо семьи.
Воспитатель: Древо семьи или генеологическое древо.
Воспитатель: Давайте все вместе скажем «Древо семьи» или «Генеологическое дерево»
Воспитатель: А вот на других деревьях нет фотографий, вам нужно из простого дерева сделать сказочное дерево. У каждого и из вас есть братья и сестры, у ваших пап и мам они тоже есть.
Семья похожа на большое дерево: мощная и сильная семья, как и дерево, растёт, появляются новые веточки и листочки, которые любят тепло и ласку.
Воспитатель: Как вы думаете кто корни этого дерева?
Дети: Бабушки и дедушки.
Воспитатель: Правильно самые старшие члены семьи. Они дают начало жизни. Это самые мудрые люди.
Давайте фотографии ваших бабушек и дедушек поместим на корни дерева.
Воспитатель: Ствол- это центр жизни, благодаря стволу дерево несёт веткам и листьям питательные соки.
Воспитатель: На ствол дерева мы поместим маму и папу.
Воспитатель: А на веточки- сестру, брата, себя.
Воспитатель: Сейчас, каждый из вас может вырасти свое семейное дерево. Перед вами лежат фотографии вашей семьи. Вам сначала нужно разложить, а потом наклеить.
Работа за столом
Воспитатель: Какие красивые сказочные деревья получились у каждого из вас. Это дерево вашей семьи.
Воспитатель: Ребята, кто из вас желает рассказать про свою семью?
Дети:
Воспитатель:
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб про вас говорили друзья.
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель: Ребята, у меня есть сундучок знаний. Кто сегодня на занятии узнал, что-то новое, можете взять на память небольшой подарок.
У вас в руках уточки. Уточка – символ семьи. Она приносит в семью удачу, счастье, любовь. Вам нужно уточку беречь и не терять. Спасибо вам за работу.