Людмила Груздева
Развитие речевого дыхания. Игры-упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие речевого дыхания для развития речи"
Здравствуйте коллеги и гости моей странички!
Я уверена, что многие проводят с детьми различные комплексы дыхательной гимнастики. Просто важность развития дыхания для речевого развития, знает только специалист - логопед.
Публикация «Развитие речевого дыхания, Игры-упражнения» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков. Важно хорошо поставить дыхание, так как оно обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Формирование речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Оно отличается от речевого тем, что в процессе высказывания после вдоха, который чаще всего осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох.
Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе. Чтобы научить ребёнка владеть своим голосом, надо научить его правильно дышать. Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, особенно у которых имеются речевые нарушения. С ними необходимо планомерно работать над формированием речевого дыхания, начиная с лёгких дыхательных упражнений, переходя к более сложным. При работе над речевым дыханием стоит учитывать, что необходимо вырабатывать и силу выдоха. Для постановки различных звуков, для их произнесения, важна и сила выдыхаемого воздуха. Логопедическая практика показывает, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста становятся все более сложными, поэтому работа ведется в различных областях. Большое внимание уделяестся развитию речевого дыхания.
В связи с этой проблемой особое значение стали придавать дыхательной гимнастике. Цель дыхательных упражнений – увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный выдох.
Разработаны различные комплексы дыхательной гимнастики, где учитываются:
- эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
- доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
- степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов лёгких, развитие верхних дыхательных путей и т. д.
Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется нами в двух аспектах:
- участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию);
- использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (логотренинги, прогулки, самостоятельная деятельность, занятия).
Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха:
“Греем ручки” (выдыхание струи воздуха на ладони,
“Снежинки” (сдувание со стола комочков ваты,
“Листья падают и кружатся” (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев,
“Цветной фонтанчик” (поддувание дождика, прикрепленного к палочке,
“Свечка” (задувание свечи,
“Ветряная мельница” (вращение ветряных игрушек,
“Лети, лети, лепесток” (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги “цветика-семицветика”,
“Цветочек” (сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек, вдохнув аромат, “Покатай карандаш” (детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через нос, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш,
“Загони машину в гараж” (через короткую трубочку дети задувают бумажные машины в гараж) и т. д.
Важно помнить главное, что дети любят играть! Просто им надо немного помочь
Спасибо всем за внимание!