Мерясева Ирина Владимировна
Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Составила: учитель-дефектолог I КВ. кат. Мерясева И. В
Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания
Составила: учитель-дефектолог I кв. кат. Мерясева И. В.
Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания
Публикация «Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо, прежде всего научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь. Это условие в большинстве случаев представляет трудность для многих детей, страдающих дизартрией. С такими детьми проводится целенаправленная работа, которая заключается в проведении специальных дыхательных упражнений.
Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Существует определенная система которой желательно придерживаться при работе над дыханием; при этом следует различать физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которые значительно отличаются друг от друга. Основные различия представлены в таблице.
Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания. Прекрасным средством для того являются общеразвивающие и логоритмические игры и упражнения, которые целесообразно включать в комплексы оздоровительной и утренней гимнастики, в физкультурные и музыкальные занятия, а в теплое время года – в прогулки.
Физиологическое (жизненное) дыхание Речевое дыхание
Фазы: вдох – выдох – пауза Фазы: вдох – пауза – выдох
Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо
Назначение: осуществление газового обмена Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодики
Вдох и выдох через нос Вдох и выдох через рот
Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое ( 4:5) Выдох значительно длиннее вдоха ( 1: 2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох.
Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет.
Предложенные ниже упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Затем усложните упражнение : во время выдоха язык лежит на нижней губе.
Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.
Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания.
1. Футбол
Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков.
2. Ветряная мельница
Для этой игры необходима игрушка – мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает действия малыша стихотворным текстом:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!
(А. С. Пушкин)
3. Снегопад
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объясните ребенку, что явление, когда идёт снег, называют снегопад. Предложите ему устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно сдует её.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
(А. Барто)
4. Листопад
Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясняет, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагается устроить листопад дома. Ребёнок дует на листочки так, чтобы они полетели. Листья можно вырезать разные: дубовые, кленовые, березовые. Научите ребёнка узнавать листья деревьев. Это смогут даже неговорящие дети.
5. Бабочка
Вырезать из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка.
Взрослый и ребенок произносят приговорку:
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке!
(Русская народная приговорка)
Затем взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, «Чтобы она полетела». Ребенок делает длительный плавный выдох.
6. Кораблик
В таз с водой опускают кораблик, сделанный из бумаги. Таз должен находиться на уровне лица ребенка. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха. Заканчивая игру, ребенок и взрослый поют вместе:
Ветер, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Волги-реки!
(Русская народная приговорка)
7. Одуванчик
Упражнение проводится на улице во время цветения одуванчиков. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Следите за правильностью выдоха!
Одуванчик, до чего ж
Ты на облачко похож.
Страшно даже и взглянуть:
Как бы облачко не сдуть.
(Г. Виеру)
8. Шторм в стакане
Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Рёбенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
9. Чей пароход лучше гудит?
Для этой игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований.
10. Костер
Взрослый кладет перед детьми картинку (или макет) костра с полосками тонкой красной бумаги. Предлагает ребенку раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.