Тараканова Людмила Вячеславовна
Игры и упражнения для развития речевого дыхания в коррекционной работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения для развития речевого дыхания в коррекционной работе с детьми с ОНР.
Рекомендательно- методический материал
для педагогов из опыта работы.
В Леви писал, что «цикл «вдох-выдох» - это психофизиологическая единица словесной речи. Именно этот цикл, а также объем оперативной памяти, с которым он соотносится, ограничивает длительность фразы. Желая начать речь, мы производим вдох и на выдохе говорим. Выдох кончился, фраза или её часть прерывается».
Публикация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания в коррекционной работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Дыхание – важнейший физиологический процесс, он происходит автоматически и рефлекторно. Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трё х фаз: выдоха, паузы, вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Начальная фаза дыхания – выдох. Для нормального функционирования организма необходимо получить новую порцию воздуха, но для этого надо освободить место в воздухоносных путях, это, как раз достигается благодаря выдоху.
Дыхательная пауза не менее важна, чем активные фазы дыхания, она характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Именно дыхательная пауза обеспечивает эффективный обмен и вентиляцию лёгких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Фазы физиологического дыхания выдох – пауза – вдох короткие и равные по времени.
При речевом дыхании выдох намного длиннее вдоха. Последовательность дыхания такова : короткий энергичный вдох – пауза – длинный звуковой выдох. В этом и состоит основное отличие речевого дыхания от физиологического.
Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объём дыхательного аппарата, что достигается путём тренировки. Все звуки нашей речи образуются на выдохе. И именно организация выдоха и умения рационально расходовать запас воздуха во время говорения имеет важное и первостепенное значение для постановки правильного речевого дыхания.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Дети с нарушениями речи, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как на середине фразы ребёнок вынужден добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Упражнения и игры для формирования и развития речевого дыхания проводятся на логоритмических занятиях, являются частью организационного момента на занятии по речевому развитию, на физкультминутках и динамических паузах, в свободной деятельности детей вне занятий и на прогулке.
При выполнении дыхательных упражнений с детьми необходимо, соблюдение определённых правил, способствующих развитию правильного речевого дыхания :
- упражнения необходимо проводить в проветренном помещении или на улице (в теплое время года);
- вдох надо делать через нос, плечи не поднимать;
- следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки (если это происходит, можно придерживать их пальцами);
- выдох должен быть длительным, плавным;
- ребёнок должен дуть с силой (а не просто выдыхать);
- воздушная струя должна быть узкая, холодная (если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно);
- достаточно 3—5 повторений (многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению);
- после каждого упражнения нужно дать ребёнку отдохнуть.
Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволяет не только развить правильное звукообразование, но и предупредить возникновение простудных заболеваний.
Упражнения по развитию речевого дыхания выполняются в таком порядке: развитие физиологического дыхания; дыхательные упражнения без участия речи; дыхательно-голосовые упражнения на материале : гласных звуков; согласных звуков; слогов; слов; фраз и предложений.
Для поддержания интереса детей к выполнению упражнений педагог может сопровождать их потешками, небольшими стихотворениями.
Примеры дыхательных упражнений.
«Дудочка»
Ребенку предлагается поиграть на дудочке или подуть в свисток с разной силой, для получения звучания разной силы.
«Загони мяч»
Вытянуть губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).
«Фокус»
1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).
2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.
3. Сделай вдох через нос.
4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.
«Одуванчик»
Ветер дул на одуванчик -
Разлетелся сарафанчик.
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.
«Сдуй снежинку»
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись как снежок.
Улыбнуться, немного высунуть язык и положить его широкий край на нижнюю губу. Сделать вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуть ватный шарик - «снежинку» с ладони. Повторить три-четыре раза, чтобы не надувались щёки.
«Звуки вокруг нас».
Пропевать на одном выдохе гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и].
Малыш плачет: «А-а-а-а-а». Медвежонок вздыхает «О-о-о-о-о». Самолё т в небе гудит: «У-у-у-у-у». Пароход на реке: «Ы-ы-ы-ы-ы». Мышка пищит: «И-и-и-и-и» и др.
«Мычалка».
Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.
Выполняются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, надо произносить звук "М-М-М". Это упражнение развивает фонационный (озвученный) выдох.
«Повтори, не ошибись!».
Подобные упражнения предполагают многократное повторение ребёнком слогов на одном выдохе. Дождик капает по крыше – кап-кап-кап. Косолапый шишку ищет – топ-топ-топ.
«Отжимаем белье».
Прижать кулачки друг к другу и с усилием вращать ими (вдох, на выдохе произносить: «Жмем-жмем-жмем!». Повторить 3-4 раза.
«Добавь слог».
Педагог произносит 2,3,4 и более слогов, а ребёнок-каждый раз на один слог больше. Например, взрослый: «па-па-па», ребё нок: «па-па-па-па».
Произнесение чистоговорок, потешек и коротких стихов.
Подбирать подобные упражнения можно и с целью постановки тех звуков, которые «страдают» у ребёнка больше всего. Например, ребё нок набирает воздуха и на выдохе произносит: «Жа-жа-жа-жа – убежали два ежа». Затем опять следует глубокий вдох, после чего на выдохе малыш говорит: «Жу-жу-жу-жу – ежу кофточку вяжу» Речевое дыханье замечательно тренирует рассказывание четверостиший Агнии Барто. Педагогу следует внимательно контролировать, как ребёнок координирует вдохи-выдохи при произношении каждой строфы.
Перечень упражнений по развитию речевого дыхания у старших дошкольников и описание их выполнения широко представлены в книге А. В. Ястребовой, О. И. Лазаренко «Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи».
Хорошими помощниками в коррекционной работе над развитием правильного речевого дыхания являются и компьютерные тренажеры. Так, на пример. тренажёр «Дельфа», представляет собой целостный аппаратно-программный комплекс, предназначенный для коррекции разных сторон речи детей с речевой патологией. Его программа содержит также упражнения, направленные на постановку правильного речевого дыхания, коррекцию назального оттенка голоса, формирование умения произвольно изменять силу голоса, на формирование навыка слитного произношения слов различной звуковой и слоговой сложности.
Предложенные игры и упражнения, если их проводить регулярно и в соответствии с правилами, способствуют формированию правильного речевого дыхания, содействуют развитию просодической стороны речи, влияют на чёткость дикции и силу голоса. Помимо этого, такие занятия укрепляют детское здоровье и повышают интеллектуальные способности ребёнка. Дышите правильно!
Литература.
1. Грибова О. Е. Методика работы с тренажером «Дельфа 142.1» // Практическое руководство - М. : ООО «Дельфа М», 2014. С. 56-105.
2. Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики // Библиотека журнала «Логопед» – М. : ООО «ТЦ Сфера», 2014.
3. Курачева А. В. Развитие речевого дыхания с использованием игровых
упражнений // Журнал Логопед. – М. : ООО «ТЦ Сфера». – № 8/2013. С. 47-50.
4. Романова Г. В. Формирование правильной дикции у дошкольников // Библиотека журнала «Логопед» – М. : ООО «ТЦ Сфера», 2012.
5. Чернякова В. Н. Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4-7 лет // Библиотека журнала «Логопед» – М. : ООО «ТЦ Сфера», 2015.