Скрыпкина Надежда
Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи.
Публикация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Работу над речевым дыханием следует начинать с формирования длительного ротового выдоха, что отрабатывается с помощью различных игрушек: легких вертушек, надувных шариков, всевозможных дудочек, губной гармошки, мыльных пузырей. Можно играть с пушинкой или ваткой: поставить игрушечные ворота и стараться задуть туда пушинку («Забей мяч в ворота»). Занимательно для детей и очень полезно упражнение «Фокус» : на нос кладется ватка, перышко, язык высовывается изо рта вверх и с силой выдыхается воздух. Ватка должна полететь вверх.
К основным видам упражнений для детей раннего возраста по формированию длительного ротового выдоха можно отнести следующие:
«Подуй на одуванчик», «Сдуй бабочку с цветка» или «Сдуй ватку с ладошки», «Раскрути вертушку» .
Логопед – Мы с вами в лесу. Давайте вдохнем осенний воздух. (Дети делают глубокий вдох носом, не поднимая плеч).
Логопед – На улице холодно, надо разжечь костер. Нарубим дров. (упражнение «Дровосек» выполняется 3 – 4 раза).
Логопед. В лесу подул ветер. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.
Заблудились мы в лесу,
Закричали все: ау, ау, ау.
Дыхательно-голосовая игра «Царство ветров»
(на материале гласных звуков)
Цель: Формировать речевой голос (звучность, диапазон).
Описание: Логопед рассказывает детям, что далеко за морями, за горами живут все ветры (северный – холодный, южный – теплый, восточный – усиливающийся, западный – затихающий).
Логопед показывает символы звуков – у, и, а, о.
Дети пропевают звуки, разные по высоте, силе, тембру, громкости модуляции.
Звук у – холодный северный ветер. Звук завывающий (низким голосом).
Звук и – южный теплый ветер. Звук радостный (высоко, звонко, ровно).
Звук а – ветерок потеплее, восточный, оттуда, где солнышко просыпается. Звук усиливается.
Звук о – западный, оттуда, где солнышко ложится спать. Звук затухающий от сильного к слабому (нежно).