Клебанова Мария Александровна
Интересные игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхательные упражнения являются неотъемлемой частью логопедического занятия. Именно благодаря регулярным занятиям удается сформировать правильный речевой выдох: произвольный, длительный, плавный и достаточно сильный. Именно такой выдох является необходимой базой для произнесения различных по длине отрезков речи (от звука до целого предложения).
При проведении дыхательных игр и упражнений педагогам и родителям важно следить за техникой их выполнения:
* Вдох носом - короткий, но достаточно глубокий;
* Плечи опущены (не поднимаются со вдохом);
Публикация «Интересные игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
* Крылья носа не раздуваются;
* Выдох ртом - длинный и плавный;
* Упражнение повторять не более 3-5 раз, чтобы не спровоцировать головокружение.
Также существуют общие рекомендации к проведению дыхательной гимнастики:
^ Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении.
^ Во время выполнения взрослый следит за тем, чтобы мышцы рук, шеи, груди ребенка были расслаблены и не напрягались.
Представляю вашему вниманию подборку игр на развитие правильного речевого выдоха, которые я чаще всего использую на занятиях. Основная цель: выработка произвольной, направленной, плавной, длительной и достаточно сильной воздушной струи. Также стоит отметить особую роль этих игр в развитии познавательного интереса и формировании положительной мотивации к занятиям.
"Кто спрятался?"
Для этой игры нужно подготовить основу из фетра, наклеенного на картон, а также изображения различных животных на липучках. Поверх основы наклеить нарезанную узкими полосками легкую бумагу. Педагог прячет какое-либо изображение под бумагой, ребенок дует и угадывает, кого он нашёл.
Стоит отметить, что данную игру я применяю не только для развития дыхания, но и для активизации внимания, подражания у детей с нарушениями коммуникации. Игра помогает активизировать звукоподражание и продуктивную речь с неговорящими детьми. Также данное упражнение помогает в формирование зрительного гнозиса, ведь ребенку приходится угадывать изображение по его части.
"Птенчики в гнезде"
Скатать из ваты 2-3 маленьких шарика. Сложить ладошки в форме "гнездышка" и поместить туда шарики. Это птенчики. Им нельзя выпасть из гнезда. Нужно дуть плавно и долго, чтобы птенцы кружились и ни один не выпал.
"Птенчики учатся летать"
Теперь птенчиков будем учить летать. для этого нужно дуть сильнее.
Можно немного усложнить упражнение и попросить ребенка дуть так, чтобы птенцы вылетали не все вместе, а по одному.
"Звездопад" ("Листопад", "Снегопад")
Для этой игры нам потребуется пластиковая бутылка 0, 5 литров. На дно бутылки насыпаем слой легких бумажных фигурок (в форме листиков, звездочек, снежинок) из крепа, либо плотных салфеток. В крышке делаем отверстие под соломинку, в самой бутылке - множество мелких отверстий.
Чтобы устроить настоящий листопад или звездопад достаточно сильно и долго подуть в трубочку.
Будьте осторожны: некоторые дети могу вдыхать воздух через трубочку в себя, поэтому бумажные фигурки не должны быть слишком мелкими.
"Буря в стакане"
Для этого упражнения потребуется стакан с водой и коктейльная трубочка. Ребенку предлагается подуть в стаканчик и устроить настоящую бурю.
Как вариант этой игры: в стаканчик можно добавить мыльную воду, тогда получиться настоящее волшебство - вода превратиться в пену.
Данное упражнение можно использовать при подготовке к постановке свистящих звуков. Для этого язычок нужно положить на нижнюю губу и попробовать в таком положении подуть в трубочку.
Так же упражнение полезно использовать при грубых формах дизартрии (например у детей с ДЦП) при очень слабом произвольном выдохе, т. к. оно помогает развить внутриротовое давление, которое крайне необходимо для произнесения взрывных звуков (Б, П).
Спасибо за внимание!