Цветаева Ольга
Консультация для педагогов «Логоритмика — полезный коктейль из движений, речи и музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребенок может вовремя получить помощь специалиста-логопеда. Цель нашей работы: помощь детям с незначительными нарушениями речи, которую можно оказать в условиях обычного детского сада. Такую помощь, в условиях детского сада можно оказать на музыкальных и физкультурных занятиях, в структуру, которых входят логоритмические упражнения.
Публикация «Консультация для педагогов „Логоритмика — полезный коктейль из движений, речи и музыки“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.
Что же такое логоритмика? Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Логопедическая ритмика - неотъемлемая часть логопедической методики. Логоритмика способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств. На логоритмической разминке, с одной стороны, совершенствуется моторика (общая и мелкая,ориентация в пространстве, а с другой — происходит развитие дыхания (дыхательные упражнения основаны на методике Б. Толкачева (озвученный выдох, доступных приемах по методу В. Емельянова., координации речи с движением способствует нормализации мышечного тонуса. Кроме того, занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки, расширяя лексический запас. Формирует развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
Логоритмика в первую очередь полезна детям :
• с заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему;
• с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;
• с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;
• с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;
• часто болеющим и ослабленным;
• находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).
Начинать заниматься логоритмикой можно прямо с пеленок, правда, до 2 лет упражнения будут носить пассивный характер. Просто читайте малышу стишок или потешку, одновременно отхлопывая ладонями ритм. Затем помогите ребенку выполнить необходимые движения : поднять и опустить руки, услышав определенные слова, похлопать ручками в такт стихам или музыке. То же самое можно проделывать и с песнями.
А детки от 2лет могут полноценно осваивать ее уже на практике, пусть и не проговаривая сразу все слова и порой неловко выполняя упражнения и подмурлыкивая себе под нос только окончания фраз. при регулярном использовании логоритмики- результат не заставит вас ждать. Начинать можно и простых игр например :Игра «Большие и маленькие капельки» (развитие чувства темпа и ритма) Взрослый сообщает ребенку, что пошел дождик. Для наглядности можно включить соответствующую аудиозапись и послушать ее с закрытыми глазами 10-15 секунд.
Как стучат большие капли?
Правильно, они стучат медленно – кап, кап, кап, кап.
А маленькие капельки как?
Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап…
Задача ребенка – проговорить текст, хлопая ладошками по коленкам в заданных ритмах.
Игра «Оркестр» (развитие слухового внимания)
Когда взрослый говорит «Дождь!» – ребенок произносит: «Ш-ш-ш.», в ответ на «Молния!» – звонит в колокольчик, а, услышав «Гром!» – громко топает ногами.
На слове «Тишина» – все смолкает.
Рассмотрим возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду.
1. Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.
3. Динамические паузы между занятиями.
4. Физкультурные сюжетные занятия с использованием речевого материала.
5. Логоритмические физкультминутки во время проведения образовательного процесса.
6. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием,игровой массаж, музыкотерапия.
7. Подвижные игры с речетативом и движениями.
8. Логоритмические досуги.
9. Кружковая работа.
Главное правило – это соблюдение сотворчества взрослого и ребенка. Это позволяет в естественных природных условиях формировать разнообразные движения, учить с любовью относиться к окружающему миру, осуществлять индивидуальный подход, на занятиях по методике Глазыриной важен голос педагога, который должен быть не командным, а естественным, помогающим создать комфортное состояние. Необходимо уходить от традиционных приемов физкультуры и переходить к двигательной деятельности детей с использованием элементов творчества.
Здоровый ребенок есть эталон и практически достижимая норма детского развития – таково кредо этой методики. Опираясь на нее, можно использовать в работе с детьми много интересного по нетрадиционным и развивающим формам оздоровления (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, подвижные игры, упражнения для расслабления и правильной осанки, мимические разминки, точечный массаж, профилактические упражнения для носоглотки и др.). Эти формы работы рекомендую своим педагогам, которые проводят их на занятиях всех видов деятельности, прогулках в форме двигательных минуток и т. д. Разработаны авторские развлечения, конспекты непосредственно образовательной деятельности с использованием сказок, элементов народного фольклора.
Подводя итог можно сказать - ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи для детей и полезным коктейлем из движений, речи и музыки!