МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Татьяна Старовойтова
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст называют возрастом «почемучек», т. к. увеличивается речевая активность ребёнка. Начинается взрыв словотворчества. Дети тяготеют к рифме, осваивают умение строить высказывания.

Одна из основных задач ФГОС - разностороннее развитие детей по основным направлениям осуществляется через реализацию общеобразовательной программы и обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школьному обучению.

Публикация «Консультация для педагогов „Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность имеет особое место в речевом развитии. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый хочет сыграть в ней свою роль. В игре он получает не только информацию об окружающем мире, но учиться жить в этом мире, строить взаимоотношения.

«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность».

К. С. Станиславский.

Опыт педагогической работы показал, что, театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости.

Опираясь на собственный опыт и работы Л. В. Атрёмовой, А. Н. Брызгаловой, Н. Ф. Губановой, Э. Г. Чуриловой, Н. Ф. Сорокиной, Т. Н. Караманенко, я разработала практические рекомендации по организации театрализованной деятельности детей для педагогов нашего детского сада.

Прежде всего, в группе детского сада необходимо создать условия для развития у детей театральных, творческих способностей: оборудовать зону театрализованной деятельности (или уголок сказки) и «тихий уголок» (или уголок уединения, где ребёнок может побыть один, прорепетировать роль перед зеркалом, поиграть в дидактическую игру, перелистать фотоальбом и вспомнить сюжеты сыгранных спектаклей и др.

В зоне театрализованной деятельности следует разместить разные виды кукольного театра :

- Театр верховых кукол (куклы находятся выше работающего с ними актёра, над ширмой).

-Театр марионеток (куклы управляются при помощи ниток или проволок и находятся ниже актёра- кукольника).

-Театр теней.

-Театр кукол «живая рука» (куклы состоят из головки и свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребёнок вставляет свои руки).

-Перчаточные (варежковые, пальчиковые, носковые, ложковые куклы).

- Настольный театр.

-Театр картинок (фланелеграф).

Следует организовать несколько практических занятий по обучению детей умениям и навыкам с этим видами театра.

В зоне театрализованной деятельности должны быть также :

- Ширма для показа кукольного театра (лёгкая, удобная, с занавесками для смены декораций во время спектакля).

- Маски (желательно изготовленные с помощью родитетелей или самих детей.

-Костюмы для ряженья (а также заготовки для них – различные виды тканей, пуговицы, природный и бросовый материал и др).

-Музыкальные инструменты.

В дошкольном образовательном учреждении желательно оборудовать отдельные полуфункциональные помещения (гримёрную, театральную гостиную, театральный музей и др, в которох можно проводить специальные занятия по театрализованной деятельности, праздники и развлечения, показывать спектакли.

Театрализованная деятельность может быть организована в утренние и вечерние часы, в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности, а также запланирована как специальное занятие.

Первые игры- занятия проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей, затем он становится партнёром по игре. В старших группах педагог активно стимулирует детей к проявлению собственной инициативы по организации театрализованных игр, поощряет самостоятельность детей в выборе игрового сюжета и его разыгрывания.

Занятия по театрализованной деятельности может быть построено по следуещей схеме:

-введение в тему, создание эмоционального настроения.

-собственно театрализованная деятельность в разных формах (беседы о театре, придумывание детьми различных историй, работа над этюдами и другое).

-эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельность.

Подготовительная работа к самостоятельному спектаклю может включать сочинение или подбор текста, музыкальных произведений, просмотр видеофильмов или мультфильмов по выбранному произведению, создание экскизов костюмов и декораций и их изготовление и др.

При выборе литературного произведения следует учитывать знания и интересы детей, а также то, какая половина – «мужская» или «женская»- доминирует в группе. Если в группе преобладают мальчики, предпочтительнее произведения с обилием мужских персонажей, и наоборот. Это позволит всем детям группы учувствовать в спектакле.

При распределений ролей необходимо следовать основным правилам детского театра :

- каждый ребёнок имеет право на роль.

-все роли главные;

-роль подчеркивает достоинства и способности ребёнка.

Если персонажей в литературном произведении недостаточно, чтобы занять всех детей в спектакле, необходимо придумать новые роли. Роли придумываются и прописываются для конкретных детей.

Нельзя назначать одних и тех же детей на ведущие роли. При распределении ролей можно использовать следующие приё мы:

-выбор детьми роли по желанию;

-проигрывание ролей в парах;

Распределение ролей по карточкам (дети один за другим берут из рук воспитателя карточки, на которых схематично изображён тот или иной персонаж) и др.

Непосредственная работа над спектаклем может начинаться с разыгрывания отдельных сцен произведения, сочинения диалогов, интонационно-выразительных или пантомимических упражнений для создания характерных образов персонажей и др.

Для разучивания ролей желательно использовать тихое, уютное место, где есть большое зеркало, позволяющее детям видеть свои жесты и мимику. Чтобы дети глубже поняли свои образы, вжились в них, можно предложить им на занятиях по изобразительной деятельности нарисовать себя в своей роли. Изобразительные роли можно использовать в качестве декораций к спектаклю.

Костюмы для детей важней чем сами декорации. Поэтому предпочтительнее обходиться минимум декораций, а основные усилия проявлять на тщательную подготовку костюмов. Хорошо подобранный костюм помогает ребёнку найти выразительные движения, придает ему особую стать, помогает почувствовать себя значимым.

При подготовке спектакля необходимо избегать всяческого напряжения, насилия над детьми, натаскивания, большого количества репетиций.

К каждому спектаклю необходимо приготовить приглашение, программу. Когда ребёнок видит своё имя в программке, это стимулирует его ещё болеесерьёзно отнестись к исполнению своей роли.

Необходимо сотрудничать с родителями, активно привлекать их к участию в театрализованных преставлениях и спектаклях.

Практическая реализация данных рекомендаций повысит коэффициент их эффективности, который зависит в определённой степени от индивидуальных склонностей, предпочтений и потребностей, возрастных полоролевых особенностей, творческих способностей детей.

Этот творческий процесс доставляет радость всем: и детям, и родителям.

Список использованной литературы:

1. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. Д. Маханева. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.

2. В гости к празднику. Сценарии, стихи, сказки, игры, шутки, загадки и поздравления. А. Лопатина, М. Скребцова. Москва, Амрита-Русь, 2007 г.

3. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. А. В. Щеткин. «Мозаика-Синтез», Москва, 2008 г.

4. Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н. А. Гурьева. С-Пб., «Паритет», 2006 г.

5. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. О. С. Рудик. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Театрализованная деятельность, как средство развития речи. Анфиса в гостях у ребят» Цель: Вызвать интерес к театральной деятельности. Знакомить детей с понятием «театр», «актер», «эмоции». Задачи: 1. Обогащать словарь детей.

Консультация «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста” «Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости.

Консультация для педагогов «Беседа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» «Беседа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов Разработала: Кудашева Виктория Владимировна,.

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются.

Мастер-класс для педагогов на тему: «Квилинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов на тему: «Квилинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста» После выступления 16.03.2017 года на методическом объединении воспитателей Туапсинского района и города Туапсе, моё выступление было отобрано.

Мастер-класс для родителей «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей» Форма проведения: мастер- класс. Аудитория: родители подготовительной группы №1. Цели: 1. Приобщать родителей к театральному искусству,.

Педагогический проект «Театрализованная игровая деятельность как средство развития речи детей младшего возраста» Педагогический проект «Театрализованная игровая деятельность как средство развития речи детей младшего возраста» Проект разработан:.

Театрализованная игра как средство развития речи детей дошкольного возраста Огромная роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Дошкольный возраст – это.

Театрализованная деятельность как средство обучение детей младшего дошкольного возраста Театрализованные игры –занятия это универсальное средство воспитания и инструмент обучения детей в дошкольных учреждениях. Ведь дети любят.

Театрализованная деятельность как средство развития речи старших дошкольников. Настольный театр Речевое развитие дошкольников – одно из важнейших направлений в работе педагогов в ДОУ. Театрализованная деятельность является одной из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 ноября 2017 в 12:47
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Старовойтова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД