Ольга Рябова
Консультация для педагогов «Логоритмика как часть целостного воспитательно-коррекционного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЛОГОРИТМИКА, КАК ЧАСТЬ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНО - КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА»
Логопедическая ритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Логопедия — раздел дефектологии, занимающийся недостатками речи и их исправлением. Нарушения речи преодолеваются как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Последние подразумевают не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.
Публикация «Консультация для педагогов „Логоритмика как часть целостного воспитательно-коррекционного процесса“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
На заре человеческой истории люди постигали секреты музыкального воздействия. Древние эллины с целью «воспитания тела и духа» использовали сочетание музыки и движения – «орхестрику», которая позволяла развивать физические качества, пластику, красивую осанку, музыкальные способности, эстетический вкус. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Авиценна рекомендовал слушать музыку страдающим от недугов.
В конце XIX века начался этап экспериментально-физиологических исследований в этой области. Ученые доказали, что под действием музыки у человека изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается артериальное давление. Во время слушания музыки у пациента меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.
В начале ХХ века во многих странах Европы получила распостранение система ритмического воспитания. Она стала известна под названием «метода ритмической гимнастики», ее создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак –Далькроз. Позже в науке появился специальный термин — кинезитерапия (лечение движением). Кинезитерапия предполагает использование всех форм и видов движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека для лечения различных заболеваний. Принципы кинезитерапии лежат в основе лечебной ритмики, одним из более узких разделов которой является логоритмика. Итак, три кита, на которых стоит логопедическая ритмика, — это движение, музыка и речь. Со временем логопедическая ритмика стала неотъемлимой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи (нарушение произношения ряда звуков родного языка) до тяжелых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи ( нарушение у ребенка сразу всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики, заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата) и алалия (отсутствие речи).
Часто у детей-логопатов наблюдается недоразвитие и ряда психомоторных функций: страдает внимание, память; имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координированность движений пальцев рук.
Дефекты зрительного восприятия приводят к тому, что у ребенка запаздывает сенсорное развитие, возникают проблемы с ориентацией в пространстве (например, он долго не может запомнить названия основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый, определить, где у него левая, а где правая рука).
Дефекты произвольного слухового внимания проявляются в трудностях сосредоточения на задании педагога, данном в словесной форме; определяют отсутствие чувства ритма и рифмы; приводят к сложностям формирования у ребенка фонематических процессов.
Следует отметить, что дети, имеющие речевые дефекты, зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность на занятиях. Эти дети быстро утомляются, начинают отвлекаться, а следовательно перестают воспринимать учебный материал. В общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью или, что бывает реже, вялостью и апатией. С этим может быть связана и эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частых сменах настроения, капризности или плаксивости.
В работе с такими детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движеий, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Логоритмика позволяет сформировать у ребёнка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное внимание.
Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения.
Логоритмические занятия так же, как и логопедические, имеют разнообразные цели — расширение словаря детей, отработка грамматических тем, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, с той| лишь разницей, что весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями или музыкально-двигательными упражнениями.
Таким образом, логоритмические приёмы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
Первое предусматривает развитие неречевых процессов : совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление логоритмической работы — развитие речи детей-логопатов и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
Занятия по логоритмике проводят совместно два специалиста: музыкальный руководитель и логопед. В них принимает участие также воспитатель, работающий с данной группой детей, родитель, закрепляющий полученные навыки.
Музыкальный руководитель подбирает музыкально-двигательные, художественно-изобразительные и музыкально-дидактические игры и упражнения для логоритмических занятий в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей.
Логопед включает в эти занятия упражнения для развития общих речевых навыков и речевые игры, позволяющие решать коррекционные задачи, исходя из вида речевой патологии детей и этапа логопедической работы. Параллельно с этим на занятиях расширяется словарный запас дошкольников по той теме, которую они изучают в данное время, вырабатывается грамматически правильная речь, совершенствуются все виды внимания и памяти.
Воспитатель на занятиях по логоритмике осуществляет контроль за детьми во время выполнения двигательных и танцевальных упражнений: следит за их осанкой, качеством движений, соблюдением правил игры и дисциплиной.
Вне логоритмических занятий родители продолжают отрабатывать с детьми те виды упражнений, которые вызвали у дошкольников затруднения на занятии, разучивает с ними тексты песен или словесный материал к подвижным, пальчиковым или иным играм.
Таким образом, на логоритмических занятиях обеспечивается преемственность в работе всех специалистов и родителей, занимающихся коррекционной работой с детьми-логопатами.
Уделяя большое внимание развитию музыкального восприятия у детей с речевыми нарушениями, мы учим их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее выполнить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы.
Организация занятий логоритмикой требует от педагогов и родителей знания основ логопедии и желание помочь своим детям корректировать речевые нарушения.
Таким образом, занятия логоритмикой – это непременно совместная работа музыкального руководителя, логопеда, воспитателя и родителей, которые ставят перед детьми различные задачи, но добиваются при этом общей цели.