Анна
Программа по развитию ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская Программа развития ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста: общая характеристика
В своей практике работы в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста мы опираемся на опыт и разработки предшествующих авторов по части музыкально-ритмического воспитания, а также учитываем все современные программы и методики в этой области.
Публикация «Программа по развитию ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Необходимость создания собственной программы – «Программа по развитию музыкально-ритмических навыков с детьми старшего дошкольного возраста» была обусловлена выявлением низкого уровня ритмического развития у старших дошкольников в ГБДОУ ДС № 17: многим детям было трудно прохлопать простую ритмическую попевку; некоторые не могли соединить игру на музыкальных инструментах/звучащие жесты с песней или стихотворением; во время разучивания музыкально-ритмических движений и танцев, можно было заметить у детей нарушенную координацию и, вследствие этого, неточность передачи движений, заданных музыкальным руководителем. Все это замедляло уровень общего музыкального развития в данном дошкольном образовательном учреждении, а также не позволяло показывать максимально высокие результаты (танцевальные номера, игра в оркестре) на праздниках, концертах и других публичных выступлениях.
Как известно, ритм положительно воздействует на физическое развитие детей: отлично развивает координацию движений и укрепляет физическую форму по средствам танца и музыкально-дидактических игр. Музыкально-ритмические упражнения развивают у детей двигательные навыки и качества – ловкость и координацию движений, быстроту слухо-двигательной реакции, общую выносливость, способствующие улучшению состояния здоровья и физического развития старших дошкольников. Они способствуют укреплению мышц спины, живота, плечевого пояса и ног, что приводит к формированию правильной осанки.
В настоящее время, ритмическая работа с детьми старшего дошкольного возраста является важнейшим звеном в нашей музыкально-педагогической деятельности. В основу предлагаемой нами «Программы по развитию музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста» легли научные методики и труды прошлых и современных авторов.
В своем исследовании мы опирались на те базисные музыкально-ритмические направления, а именно, музыкально-ритмические упражнения и игры, музыкальный оркестр, логоритмику, музыкально-ритмические движения, которые, на наш взгляд, будут благоприятно способствовать развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.
Логоритмика
Идеи синтеза музыки, слова и движения в системе А. Д. Артоболевской, JI. А. Баренбойма, Н. А. Ветлугиной, И. Г. Галянт, Э. Жак-Далькроза, А. А. Николаева, К. Орфа, И. Э. Сафаровой, Н. Соколовой, К. В. Тарасовой, Е. М. Тимакина, М. Г. Харлапа, Р. Штайнера, а также пальчиковые игры, привлекли наше внимание своей очевидной творческой направленностью. Так, в работе над ритмом обычные способы — счет вслух, отработка ритма с помощью тактирования или отстукивания не всегда дают нужный результат. В процессе индивидуального обучения часто требуются какие-либо особенные средства. В работе по развитию ритма к таким средствам можно отнести логоритмику. Ее метод заключается в том, что педагог, по мере необходимости, включает в работу стихотворные тексты, пальчиковые игры, что позволяет усилить воздействие на развитие музыкального чувства ритма у детей дошкольного возраста при параллельном включении слуха, речи, движения. Четкость в произношении благотворно влияет на игру, что дает возможность быстро использовать ритм, добиться ровности в исполнении, способствует развитию ритмического чувства, грамотному прочтению интонации музыкальной фразы и восприятию музыки в целом, а в донотном периоде применение стихотворного текста и пальчиковых игр организует игровой аппарат ребенка, развивает чувство музыкального ритма параллельно с координацией движений.
При построении собственной программы по музыкально-ритмическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на упражнения, указанные в сборнике «Этот удивительный ритм» серии «Ладушки» Ирины Каплуновой. Сборник представляет собой тщательно продуманную поэтапную систему занятий по развитию чувства ритма у детей от 3 до 7 лет. В книге предлагаются разработанные авторами увлекательные и веселые ритмические игры с музыкальными инструментами, палочками, ладошками. Забавные детские стихи ритмически обыгрываются и легко запоминаются детьми. Разнообразные упражнения помогают детям эмоционально петь, ритмично и непринужденно двигаться, легко и свободно играть на музыкальных инструментах.
Некоторые ритмические упражнения из данного сборника были перенесены в нашу авторскую программу. Они были усовершенствованы и дополнены, на наш взгляд, корректными вариантами и заданиями. Часть заданий были придуманы авторами данной программы.
В основу были взяты следующие упражнения:
1) Упражнения со слогами «ТИ» и «ТА»
В своей программе мы используем работу с ритмическими картами «ТИ» и «ТА». «ТИ» – в данном случае – восьмые длительности, а «ТА» – четверти. Исходя из того, что зрительные наблюдения у детей дошкольного возраста развиты на высоком уровне, в своей работе мы используем карточки с изображением животных: «крокодил», «лев», «ежик», «белочка», «свинка». Для проговаривания четвертного слога «ТА», кладутся большие картинки любого из представленных животных, а для восьмушек «ТИ» - используются маленькие. В последствии, на фланеграфе/доске выкладываются различные по размеру картинки (дети обычно любят сами выкладывать такие цепочки, затем прохлопывается/отстукивается на музыкальных инструментах получившийся ритм, при этом удары сопровождаются артикуляционным проговариванием (громко, тихо). После освоения данной системы с детьми, можно варьировать задания, например, обратить внимание детей на животных, изображенных на картинке. Детям будет в радость прохлопать название этих животных, или простучать их имена на музыкальных инструментах.
Например, «Лев» будет звучать как один длинный слог «ТА», а «Бе-лоч- КА» будет прохлопана следующей ритмической конфигурацией: «ти-ти-ТА»
Для вовлечение детей в образовательный процесс с радостью, можно придумать забавные имена этим животным, и также их простучать.
Например, «кро-ко-ДИЛ-ГЕ-НА» будет исполнен следующим образом: ти-ти-ТА-ТА-ТА. Имена могут варьироваться в соответствии с желаниями детей.
В нашей программе по развитию музыкально-ритмических навыков предусматривается использование звучащих жестов, предлагаемых методикой Карла Орфа.
2) Звучащие жесты
На каждый слог педагог вместе с детьми придумывает определенный жест: хлопки, топот ног, поднятие плеч, удары ладошками по животу, коленям, бедрам, щелканье пальцев, легкие удары по грудной клетке, и т. д.
Например, в ритмической формуле «ТА-ТА-ти-ти-ТА», можно взять следующие жесты:
А) дети сидят на стульчиках:
ТА (топнуть двумя ногами по полу) - ТА (топнуть двумя ногами по полу)- ти (перекрестный удар по плечам двумя ладошками)- ти (перекрестный удар по плечам двумя ладошками)- ТА (удар двумя ладошками по коленям).
Б) Дети стоят врассыпную по залу:
ТА (щелканье пальцев) – ТА (щелканье пальцев) ти (подпрыгнуть двумя ногами на месте) ти (подпрыгнуть двумя ногами на месте) –ТА (хлопок двумя руками над головой).
Одной из главных особенностей такой системы является выработка координации детей. Для достижения наилучшего эффекта, следует сочетать движения с проговариванием/стихами.
Ритмические конфигурации могут варьироваться и придумываться детьми.
3) упражнения со звучащими жестами на стихи и скороговорки.
Особое внимание в нашей программе уделяется работе звучащих жестов, соединенных со стихами и скороговорками.
Так, например, хорошо выученные стихотворные строки, служат отличной опорой различного рода ритмическим конфигурациям. Такие задания отлично развивают дикцию, память, речь, работают над координацией детей и помогают «держать» ровный ритм во время исполнения упражнений.
1. Для начала, с детьми разучивается текст:
Сахара для Захара-
Из сахара Сахара,
Там сахарный горы
Сахарного песка.
Почаще бы Захару
Захаживать а Сахару,
Да очень от Захара
Сахара далека. (см. приложение 1)
2. После выучивания скороговорки/стихотворения, текст соединяется с мелодией, если таковая имеется. Затем, педагогом, совместно с детьми, придумывается ритмическая формула, сопровождаемая звучащими жестами, например:
ТА-ти-ти-ТА-ТА
3. После составления ритмической формулы, следует придумать на каждый слог любой звучащий жест. Такая ритмическая формула сначала в медленном темпе несколько раз повторяется с детьми с проговариванием на «ТА» и «ТИ», затем к ней добавляется стихотворный текст. Задача детей- не сбиться и правильно прохлопать ритм до конца скороговорки/стихотворения.
4. В качестве усложнения материала, на примере стихотворения «Робин-Бобин» (см. в приложении 1, можно разбивать детей на подгруппы, выполняющие заданные звучащие жесты согласно тексту. Текст следует разделить на четверостишия, закрепив каждое четверостишие за определенной группой детей.
5. После того, как упражнение было закреплено и отработанно в данном виде, можно проработать его без стихов, только с жестами. В этом случае, стихотворный текст должен проговариваться в голове у детей.
6. Одним из самых сложных звеньев разучивания ритмического упражнения, служит вступление каноном по четверостишиям. Например, 1 группа детей вступает, и выполняет упражнения с проговариванием текста и исполнением звучащих жестов, далее, на второе четверостишие вступает 2 группа детей, начиная это упражнение с самого начала (1 группа в это время говорит уже второе четверостишие). Таким же образом, по происшествию второго четверостишия, исполняемых первой группой детей, вступает 3 группа, начиная проговаривание с самого начала, а потом и четвертая. Такое задание фокусирует внимание детей именно на своем материале.
В качестве вариативности, тот же канон можно повторить без стихотворного текста, только со звучащими жестами.
На следующем примере мы рассмотрим, как можно выполнять одно и то же упражнение разными способами: в индивидуальном, парном и групповом порядках.
Упражнение «Дворник»
А. Дворник дверь два дня держал. Качать руками вперед-назад
Деревянный дом дрожал. Топать ногами.
Ветер дергал эту дверь, Стучать по коленям поочередно. На слово
«Дверь» хлопнуть в ладоши.
Дворник думал: это зверь. Стучать по коленям. На слово «зверь»- хлопок
в ладоши.
Б. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держась за руки:
1-я строчка– качать сцепленными руками вправо-влево.
2-я строчка– выполнять движение «пилим дрова».
3- я строчка– хлопать в свои ладоши (или накрест в ладоши партнера); на слово
«Дверь» хлопнуть в ладоши партнера (или свои).
4-я строчка– хлопать в свои ладоши (или накрест в ладоши партнера); на
слово «Зверь» хлопнуть в ладоши партнера (или свои).
В. Дети стоят в большом кругу, взявшись за руки:
1-я и 2-я строчки– выполнять боковые шаги.
3-я строчка– повернувшись вправо, осторожно хлопать поочередно обеими
Руками по спинке впереди стоящего ребенка; (на слово «Дверь»
хлопнуть в ладоши и повернуться в противоположную сторону.
4-я строчка– осторожно хлопать обеими руками по спинке впереди стоящего
Ребенка; на слово «зверь» хлопнуть в свои ладоши и повернуться
лицом в круг.
Большую роль в программе отводится пальчиковым упражнениям, которые являются уникальным средством для развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления, а также такие упражнения воспитывают быстроту реакции.
Предлагаемую «Программу по музыкально-ритмическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста» с примерами и поурочными пояснениями можно найти в приложении 1.
Ритм и музыкальный оркестр
Организовывая музыкальный оркестр в детском саду, следует обратить внимание на имеющийся уровень и умения старших дошкольников.
Ритмический слух хорошо развивается в обучении игре на детских музыкальных инструментах. По мере того, как дети начинают чувствовать и воспроизводить в ходьбе и хлопках ритм музыки, им поручают самим играть на музыкальных инструментах.
Инструменты для детского элементарного музицирования должны обладать эстетически привлекательной звучностью и при том быть очень простыми, удобными для игры и не требовать сколько-нибудь значительной выучки. Они должны без специальных передающих механизмов непосредственно подчиняться играющему – движениям его рук и рта, и соответствовать тому инструменту, который дан нам от природы – человеческому телу.
В предлагаемой нами программе, обучение игре на музыкальных инструментах проходит как в групповой, так и в индивидуальной форме. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты: шумовые инструменты (погремушки, маракасы, трещетки, бубны, тон-блоки, копытца, деревянные ложки, рубели, кастаньеты, тамбурины, а также диатонические колокольчики, треугольники, барабаны. Дети в оркестре очень любят играть на различного рода свистульках, которые издают не только причудливые яркие звуки, но также расширяют объем легких, улучшают работу головного мозга, служат профилактикой заболеваний дыхательных путей.
Для углубленных занятий по развитию ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста, были использованы следующие произведения:
1) Для развития индивидуальных навыков игры на металлофоне мы используем «Песенку про ноты», авт. Ж. Металлиди;
2) Для развития групповых навыков игры на музыкальных инструментах в оркестре, в программу вошли следующие произведения:
- «Если нравится тебе» в обработке А. Агафонникова с использованием бубнов, треугольников, кастаньет, деревянных ложек и свистулек;
- «В прибрежном колхозе», муз. В. Оякяэра. Это музыкальное произведение можно исполнять как на ударных музыкальных инструментах, так и на ладошках;
Важной особенностью игры в оркестре является вариативность использования тех или иных музыкальных инструментов. Дети в течении реализации предлагаемой программы должны попробовать поиграть в оркестре на разных музыкальных инструментах. Задача предлагаемых музыкальных номеров – не подробное разучивание каждого, а игра с одного показа музыкального руководителя. Это отлично развивает внимание детей, слух и повышает уровень работы в коллективе.
Нотный материал указанных произведений с подробным описанием игры каждого используемого инструмента можно найти в Приложении 1 к данной диссертации.
Музыкально-ритмические движения
Не секрет, что дети любят двигаться под музыку. Воспитать умного ребёнка сложно, но возможно. А вырастить тонко чувствующего человека ещё сложнее. В этом нелегком деле поможет музыка и музыкально-ритмические движения. При разучивании таких упражнений происходит тренировка многих умений ребёнка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е. чувство ритма, способность выразиться творчески). Все эти умения помогают формировать умственные способности ребёнка. Следовательно, занятия музыкально-ритмическими движениями связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка.
В основе рабочей работы по развитию музыкально-ритмических навыков в ГБДОУ ДС №17 лежит сборник «Праздник каждый день» для детей старшего дошкольного возраста, а также сборник «Топ, топ, каблучок» (серия «Ладушки»). В них содержится нотный материал с подробным описанием движений и заданий по музыкально-ритмическому развитию.
При развитии музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста в разработанной нами программе, мы используем некоторые танцы вышеуказанных сборников с внедрением собственных элементов, соответствующих требованиям к возрастным особенностям детей и особенностям развития детей на данном конкретном участке. Также в программе присутствуют произведения известных авторов с разработанным нами комплексом ритмических движений и игр, которые, на наш взгляд, гармонично вписались в вышеуказанную программу. Музыкально-ритмические движения были разработаны для индивидуальных, парных и групповых исполнений.
В своей работе над музыкально-ритмическими движениями, мы используем:
Упражнения: «Марш», В. Золотарев, «Парная пляска» чешская народная мелодия, «Шаг и поскок» Т. Ломовой, «Пружинящий шаг и бег», муз. Е. Теличеевой, «Танец в кругу» финская народная мелодия в обр. Каплуновой, парный танец «Ну и до свидания» на польку Штрауса, «Отвернись – повернись» Т. Ломовой, «Потанцуй со мной, дружок», в обр. И. А. Арсеньевой.
Музыкально-ритмические игры: игра «Беру-отдаю», любая народная мелодия с ускорением, авторская разработка, «Передача платочков», «Найди себе пару» в обр. Т. Попатенко, песня-игра «Ищи», Т. Ломовой.
Задания к вышеперечисленным произведениям, как и нотный материал, можно найти в разработанной нами авторской программе, указанной в приложении 1.
Танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Главной целью разработанной нами программы по музыкально-ритмическому развитию детей старшего дошкольного возраста является совершенствование навыков танцевальных движений, танцевально-игрового творчества и развитие творческой активности ребенка. Танцы позволяют поддерживать гибкость позвоночника, содействуют подвижности в суставах и развивают выносливость. По данным исследователей, они способствуют формированию правильной осанки, красивой и легкой походки, плавности, грациозности и изящества движений.
После реализации программы по музыкально-ритмическому развитию у детей старшего дошкольного возраста в ГБДОУ ДС №17, по итогам трех диагностик, можно сделать следующий вывод:
Заключительная диагностика выявила у 43% испытуемых высокий уровень развития ритмических навыков (на 24 процента больше начального результата, а у 5% испытуемых очень высокий уровень (в данную категорию до реализации программы не попадал ни один ребенок). В категорию средних навыков отнесены 43% участников. По истечению предлагаемой программы, низким уровнем не владел никто, тогда как по результатам начальной диагностики низкий уровень был у 27% испытуемых.
Так как помимо основной рабочей программы ДОУ в обязанность музыкального руководителя входила организация праздников и досугов по требованиям ФГОС и примерной дошкольной программы «От рождения до школы», (в период с февраля по май были организованы следующие праздники: день защитников Отечества, Международный женский день и День Победы, данная нагрузка значительно усложняла повтор необходимых ритмических упражнений в утренней время, так как с детьми приходилось разучивать материал к данным мероприятиям. Но, несмотря на это, на наш взгляд, программа по развитию ритмических навыков была успешно апробирована в ГБДОУ ДС №17 Приморского района.
Уровень детей по музыкально-ритмическому воспитанию ощутимо улучшился, у детей наблюдается высокая (62,5 %) и очень высокая (12,5%) подготовка при игре в оркестре, дети начали лучше слушать друг друга, и слушать не только себя, но и общее звучание оркестра, а также музыкальное сопровождение. Игра на всех ударных инструментах (ложки, треугольники, тарелки, бубны, барабаны) стала более четкой и ритмичной. Дети научились передавать в своем исполнении разные по динамике звуки, ориентируясь на показ музыкального руководителя.
Большое внимание в программе уделялось сочетанию речи с движением и со звучащими жестами/музыкальными инструментами. Дети освоили несколько сложных стихов с использованием логоритмики, а также научились исполнять их индивидуально, парно, группами как одновременно, так и каноном. У многих детей улучшилась речь. При разучивании танцевальных движений, детьми были освоены новые приемы, такие как подскоки и галоп. Музыкально-двигательные упражнения позволили разучить детям большое количество новых движений, перестроений как в паре, так и в группе. У детей улучшилась осанка, координация, реакция на смену темпа и характера музыки.
В музыкально-ритмической игре дети могли широко применять на практике все выученные на занятиях движения и придумывать новые, на основе изученных. В связи с этим, у детей улучшилось общее чувство ритма: без особого труда каждый ребенок мог повторить за преподавателем любой ритмический рисунок, как на слух, так и с использованием ритмокарточек. Заметно было общее радостное настроение детей не только во время занятия, но и после его окончания. По словам воспитателей данной группы, дети с удовольствием повторяли ритмические движения, игры и упражнения не только в группах между собой, но и дома с родителями.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что своевременное развитие ритмических и творческих способностей на основе предлагаемой программы по музыкально-ритмическому воспитанию старших дошкольников, может привести к тому, что у каждого ребенка в независимости от природных данных будут воспитываться и развиваться ритмические навыки.